Повторение материала по разделу «Лексикология и фразеология»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Яук Наталья Васильевна

Урок русского языка (6 класс)

УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.; русский язык.

 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч1

/М.Т. Баранов и др. -  М.: Просвещение, 2023.

Тема урока: Повторение материала по разделу «Лексикология и фразеология».

Тип урока: урок- путешествие.

Дидактические средства: раздаточный материал, словарь фразеологизмов, карта- путешествие, оценочные листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konkurs_6_klass_shkola.docx51.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (6 класс)

УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.; русский язык.

 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч1

/М.Т. Баранов и др. -  М.: Просвещение, 2023.

Тема урока: Повторение материала по разделу «Лексикология и фразеология».

Тип урока: урок- путешествие.

Дидактические средства: раздаточный материал, словарь фразеологизмов, карта- путешествие, оценочные листы.

Оборудование: компьютер

Планируемые результаты деятельности обучающихся на уроке:

Предметные: обобщить материал по теме «Лексикология и фразеология»;

Личностные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

Метапредметные:

Регулятивные УУД – соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректировать свои действия;

Познавательные УУД –Понимать системные отношения в лексике, уметь рассматривать в сопоставлении и противопоставлении разные пласты лексики, определять их функции в тексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими   свойствами

Коммуникативные УУД – участвовать в работе группы, корректно высказывать своё мнение; формировать устные высказывания в рамках представленной своей позиции и её аргументации.

Этапы урока

1. Мотивация (до 2 мин.)

2. Этап целеполагания и определения решения учебных задач. ( 3 мин).

3.Этап решения учебных задач (30- 35 мин)

4. Этап рефлексии и контроля (5 мин.)

Критерии:

Работаете в группе, помогаете друг другу.

Алгоритм работы в группе:

1. Читаете задание.

2. Обсуждаете выполнение задания.

3. Индивидуальная работа.

4. Коллективно проверяете, сверяете ответы с учителем. Подсчитываете баллы.

5 станций. На каждой станции по  пять заданий, каждое задание оценивается в 1 балл,  можно получить 5 баллов за одно задание.

23-25 баллов – «5»

19-22 балла – «4»

Менее 23 баллов – «3»

Домашняя работа – стр. 96 Контрольные вопросы и задания.

                                             Ход урока

 Отправляемся в путешествие. Знакомство с картой. Ваша задача: выполнить задание и придумать имя станции (не название, а имя!) и имена терминам.

1. Соедините стрелочками слова и их определения. Пользуйтесь учебником стр. 53                     

Омонимы

это слова, близкие или одинаковые по значению и относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию. Например: нищета — бедность — нужда;

Синонимы      

это слова, одинаковые по звучанию и написанию, относящиеся к одной и той же части речи, но совершенно разные по своему лексическому значению. Например: коса, ручка, лавка. 

Антонимы  

это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Например: невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный человек, несведущий в какой-либо области).

Паронимы  

слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению. Например: горячий — холодный.

Каким именем назовёте первую станцию? (Лексаша)

Какие имена дадите терминам? (Омонимка, Синонимка, Антонимина, Паронимина).

2.  Создай загадку на основе метафоры. Ответы загадок: снег, часы, подсолнух, ёлка, крапива. Ваша задача: написать текст загадок, чтобы ответом были данные слова. Найдите сходство между ответами загадок и другими предметами.

  (Метафора – это перенос по сходству, например: висит груша – нельзя скушать (лампочка).

«Скатерть бела весь свет одела» (снег) Всегда идут, не устают, идут не останавливаясь (часы) . «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух). «Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю» (ель, сосна) «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива).

Каким именем назовёте станцию? (имя Варвара, так как любопытная)

3. Определите значение диалектизмов. Используя диалектизмы, составьте интересный шуточный рассказ с необычным сюжетом (4-5 предложений, письменно). Рассказ группа составляет сообща, каждый обучающийся предлагает свои идеи, учитель помогает в работе.
1) С ветки на ветку прыгала рыжая векша. ______________________
2) Утром закукарекал кочет. __________________

3)  В лесу услышали зозулю _________________

4.) Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах всё____________водятся.

Утро.  Кочет запрыгнул в окно и клюнул меня в глаз. Я подпрыгнул до потолка, думал, кто казюля.  А тут  зозуля прокуковала один раз. Всё! Пропал! Сердце ушло в пятки. Посмотрел в окно и увидел на дереве векшу. Она смеялась надо мной. Я рассердился, а тут и зозуля продолжила куковать.

 Ребята, кто чаще всего употребляет диалектные слова?

Какое имя дадите станции?

(имя «Бабушка Марфа»).

4. Фразеологизмы.  Какие фразеологизмы соответствуют рисункам? Соедините стрелочками фразеологизм и рисунок.

Объясните значение фразеологизма, составьте с ним предложения.

В честь кого можно назвать станцию? От кого вы впервые услышали  о фразеологизмах?

Имя станции? Фразеологиня

5. Устаревшие слова (смотрите стр.83). Определите значения устаревших слов. Придумайте к ним слова- ассоциации (слова- ассоциации – слова, связанные друг с другом по смыслу (например, куртка – зимняя- тёплая- меховая – длинная- светлая и т.д.)

Придумать как можно больше ассоциаций к словам.

Кафтан

Ендова

Лапти

Треуголка

Светлица

Каким именем назовёте станцию? С чем или кем ассоциируется имя?)

(Имя станции Дядя Митрофан)

Рефлексия

 Вам понравился урок? Какие задания были интересными? Что вы не поняли? Какие остались вопросы? На каких уроках вы можете использовать знания по Лексике? (литература, история, краеведение).

Ребята, оценочные листы сдайте.

 Проверим, как усвоили знания?

Онлайн – тест  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение материала к разделу Обработка материалов 7 класс

Повторение материала к разделу Обработка материалов 7 класс...

урок-повторение по разделу "Лексикология"

Целью урока является формирование знаний обучающихся, полученных при изучении раздела "Лексикология". На уроке используются элементы игровой технологии, а также презентация-таблица "Слово и его значен...

Как много в мире разных слов (повторение раздела "Лексикология")

Урок для 6 класса по лексикологии. Учащиеся вспоминают основные понятия этого раздела, а также работают с различными словарями....

План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»».

План – конспект  по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»»....

Урок по русскому языку "Повторение и обобщение по разделу "Лексика и фразеология" (в форме КВН) (2021г.)

Проведение уроков повторения и обобщения изученного в игровой форме - это своеобразный праздник для обучающихся. Детям нужно продемонстировать свои знания, проявить себя в работе команды. Урок по русс...

Урок в 6 классе. Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология»

Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология»...

Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений по лексикологии и фразеологии » (VI класс)

Данный урок позволяет повторить и обобщить  изученный материал  по лексикологии и фразеологии в игровой форме....