Урок по русскому языку "Повторение и обобщение по разделу "Лексика и фразеология" (в форме КВН) (2021г.)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Нечаева Юлия Викторовна

Проведение уроков повторения и обобщения изученного в игровой форме - это своеобразный праздник для обучающихся. Детям нужно продемонстировать свои знания, проявить себя в работе команды. Урок по русскому языку в форме КВН позволяет  максимально проявить  познавательную  активность обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka-kvn.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку по теме:

«Повторение и обобщение по разделу «Лексика и фразеология» (в форме КВН).

Разработан учителем русского языка

МБОУ «Лицей №4»

Нечаевой Ю.В.

  Цель урока:    формировать представление о лексическом богатстве русского

языка.

  Задачи:

 учебные:

 - закрепить и обобщить сведения о лексике и фразеологии;

 развивающие:

 -  развивать мышление, речь,  умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;

 воспитательные:

 -  воспитывать интерес к русскому языку,  культуру поведения.
Ожидаемые результаты:

     предметные:
     -  повторить, закрепить  и обобщить  в игровой форме сведения  о лексике и фразеологии; 
     метапредметные:

     - развивать мышление, обогащать свою речь, развивать  умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; 
      воспитательные: 

     - воспитывать интерес к русской речи,  умение работать в команде.

Оборудование: эмблемы для членов команд, карточки с заданиями для команд, для конкурса капитанов; доска, на которой вывешиваются полученные за каждый конкурс баллы; перед каждым конкурсом звучит музыкальная заставка.

Ход урока.

Слово учителя.

 -   Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простой урок, а урок  - КВН, на котором вам необходимы  проявить смекалку, находчивость, показать свою правильную речь.

     Русский язык безграничен, как мировой океан. И сегодня мы раскроем некоторые лингвистические тайны  русского языка. Будьте активны – и  всё получится! А тему нашего урока вы определите сами. Ваши варианты…

     Ученики отвечают: «Повторение по разделу «Лексика», «Повторение по разделу «Фразеология».

      Учитель. Сегодня в нашем КВН участвуют две команды. Команды поприветствуйте, пожалуйста,  друг друга. Поприветствуйте, пожалуйста, уважаемое жюри.

Команды по очереди говорят своё название и девиз.

1   капитан:

-   Наша команда — «Веселые ребята».

2    капитан:

-    Наша команда – «Находчивые исследователи».

     Учитель. Члены наших команд - лучшие знатоки русского языка, которые знают русский язык, желают еще больше узнать о его тайнах, которые не унывают, быстро выполняют заданий разной сложности.

1. Разминка «Лексические слухи».

- Начинаем разминку. Вопросы каждая команда готовила заранее. Ответ должен начинаться словами «Как вам сказать…». На обдумывание вопроса дается 1 минута.

Отвечает любой из команды с поднятием руки.

Вопросы:

- Правда ли, что слова нож, заноза являются этимологическими родственниками?

(Образец ответа:

Как вам сказать, слово зано́за - общеславянское слово, образованное от нозити — «пронизывать, пронзать». Родственные слова: ножпронзить. В других славянских языках подобного рода слово отсутствует, но и в русском начинает употребляться довольно поздно — лишь с XVIII в. Производные: занозный, занозить, занозливый. Значение у слов схожее: резать, колоть; нож – то, чем режут; заноза – то, что укололо, вонзилось в живую ткань.)

-   Правда ли, что слова кровля, крыша являются этимологическими родственниками?

(Образец ответа:

     Как вам сказать, слово кры́ша, как и существительные кров, кровля, одного корня с глаголом крыть. Слово кровля образовано от слова кров, произведенного от глагола крыть (с чередованием ы/о), от этого же глагола образовано слово крыша.)

-   Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?

-   Правда ли, что астрономы – специалисты по астрам?

-   Правда ли, что в слове пошла корень –шл-?

-   Правда ли, что в слове закоулок приставка за-?

    Жюри оценивает правильность и полноту ответов. За каждый правильный ответ -2 балла.

2. Конкурс «Дай определение».

     Капитанам команд дается листок с 6 словами. Капитаны за 1 минуту должны дать точное определение словам. Затем члены команды по определению должны угадать задуманные слова.

     Слова для 1 капитана: перемена, тарелка, торт, антракт, береза, пилотка.

     Слова для 2 капитана: апельсин, дневник, белка, хоккей, самолет, ромашка.

     Образец: вкусный (торт), шустрая (белка).

За каждое верно угаданное слово команде дается 1 балл.

3. Блиц -конкурс «Восстанови словосочетания».

     Каждой команде дается слово, к которому надо добавить еще одно по смыслу: больше слов – больше баллов.

Зубная…

Страшная…

Железная…

Золотая…

Добрый…

Черный…

     Образец: зубная боль, нить, паста.

     За каждое верное слово дается 1 балл.

4. Конкурс «Знатоки древности».

     Ведущий говорит слово – старославянизм, а кто-то из команды произносит однокоренное русское слово. Каждый правильный ответ -1 балл.

     Слова для 1 команды: глава – голова, чуждый – чужой, краткий - короткий, страна – сторона, млечный – молочный, ладья – лодка, агнец - ягненок, чело - лоб.

     Слова для 2 команды: ограда – огород, среда – середина, страж – сторож, здравие –здоровье, глас - голос, длань - ладонь, выя – шея, прах - порох.

5. Конкурс «Найди лишнее».

      Нужно в ряду слов назвать лишнее и объяснить, почему оно лишнее. Каждый правильный ответ -1 балл, пояснение – 1 балл. Если команда не справляется, то задание передается другой команде.

Пальто, плащ, кафтан, куртка.

         Шашки, бирюльки, лото, шахматы.

           Картина, краски, фиксаж, живопись.

      Кувшин, крынка, махотка, бидон.

    Рубашка, сорочка, зипун, жилет.

  Чёботы, лапти, онучи, валенки.

      Ответы: кафтан, бирюльки, фиксаж, махотка, зипун, валенки.

6. Конкурс капитанов «Гонка за лидером».

     На этом состязании нужно показать свои знания по терминологии русского языка. Каждому капитану дается по 6 вопросов, отвечать нужно без промедления.

Каждый правильный ответ -1 балл.

  • Словарный состав языка…
  • Слова, имеющие одно лексическое значение….
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности…
  • Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению…
  • Устойчивые сочетания слов…
  • Художественное определение предмета или действия…
  • Употребление слова в переносном значении на основе сходства между предметами, явлениями…

7. Конкурс «О чем стихотворение».

      Задание: после прочтения ведущим стихотворения надо пояснить, какое правило русского языка нарушено в этом стихотворении.

      Ведущий читает стихотворение.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру,

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее - я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол.

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян…

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль, что кончилась оно!

В гардероб пора бежать -

Будут польта выдавать!

8. Конкурс «Узнай фразеологизм».

      Ведущий поочередно обращается к каждой команде. Задача участников – быстро вспомнить фразеологизм и сказать его полностью. З каждый фразеологизм дается                   1 балл.

  • Дрожит… (как осиновый лист),
  • катается … (как сыр в масле),
  • выводить … (на чистую воду),
  • держать… (в ежовых рукавицах),
  • поразить… (как гром среди ясного неба),
  • вариться … (в собственном соку),
  • сидеть… (сложа руки),
  • обвести… (вокруг пальца).

9. Конкурс «Умеем слышать друг друга».

      Каждой команде дается тема: 1 команде – «Золотая осень», 2 команде – «Первое сентября». Команды должны составить рассказ по теме, при этом каждый член команды произносит по 1 фразе, не повторяясь, а каждый следующий член команды старается развивать заданную тему.

      Образец: Вот и наступила золотая осень. Небо стало серым, пасмурным. Листья на деревьях где покраснели, где пожелтели. Птицы собираются в стаи и хотят лететь на юг. Но все же как красиво в эту пору!

Задание оценивается в 10 баллов.

10. Конкурс «Расскажи о себе».

      Задание: придумать короткий веселый рассказ «Я и моя команда», используя фразеологизмы и пословицы. Задание выполняется в команде.

      За каждый использованный фразеологический оборот или пословицу дается                     1 балл.

Рефлексия.

      Ребята, какое задание было для вас самым трудным и почему; какое задание было самым и интересным и почему; что мы повторили на уроке.

Подведение итогов.

      Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, награждает победителей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеология" в форме КВН

Урок представляет собой обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме (КВН).Это позволяет вызвать интерес детей к изученному материалу....

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...

Открытый урок по русскому языку "Глагол. Обобщение" 5 класс

Урок предназначен для завершающего урока по теме глагол в 5 классе...

Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология"

Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология " 6 класс...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...

Урок по русскому языку: "Местоимение.Обобщение", 6 класс

Презентация и конспект урока по русскому языку:  "Местоимение. Обобщение", 6 класс. Работу выполнила Урваева К.А., учитель русского языка и литературы МАОУСОШ №8 г. Старая Русса...