урок-повторение по разделу "Лексикология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Целью урока является формирование знаний обучающихся, полученных при изучении раздела "Лексикология". На уроке используются элементы игровой технологии, а также презентация-таблица "Слово и его значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-повторение по разделу "Лексикология" | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по разделу «Лексикология»
Цель: формирование и систематизация знаний, полученных при изучении раздела «Лексикология».
Задачи:
- уметь определять лексическое значение слова или находить его в Толковом словаре;
- знать смысловые ряды слов;
- различать лексику с точки зрения сферы употребления;
- знать материал об изменениях словарного состава языка;
Оборудование: проектор, презентация
Методы и приёмы: ИКТ, игровая технология
Ход урока.
I Организационный момент.
Приветствие
Эпиграф: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе…»
(Энциклопедический словарь юного филолога)
Слайд 1
Лексика – словарный состав языка
Лексикология – раздел языкознания
Лексикон – запас слов (у каждого свой)
II Проверка домашнего задания (составление рассказа по таблице «Слово и его значение»)с примерами
Слайд 2
слова | ||||
Однозначные (одно лексическое значение) | Многозначные (несколько лексических значений) | |||
Прямое значение слова | Переносное значение слова |
Слайд 3
Смысловые ряды слов | Лексика с точки зрения сферы употребления | Изменение словарного состава русского языка |
Синонимы | Общеупотребительные | Архаизмы |
Антонимы | Профессионализмы | Историзмы |
Омонимы разновидности омонимов Омофоны Омографы Омоформы | Диалектизмы | Неологизмы |
Паронимы | Жаргонизмы | Заимствованные |
III Постановка цели урока. (Запись в тетради)
IV Повторение и закрепление.
Слайд 4 Диктант «Угадай словечко»
Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (название, принятое в ряде стран Западной Европы и в США) (авеню); старая русская мера длины, которая равна 0,71 метра (аршин); небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой берут их во время работы (палитра); хирургический нож (скальпель); род ватрушки или лепёшки (шаньга); воинское звание младших командиров Военно-морского флота (мичман); шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи); учёный, занимающийся изучением языка и литературы (филолог).
Слайд 5 Подберите антоним
Близкий (берег, человек)
Глубокий (колодец, знания)
Весёлая (комедия, настроение)
Слайд 6 Игра «Перевёртыш» (Замени в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора
Железный гвоздь, бархатное покрывало, чёрная шаль, золотое кольцо и т.д
Слайд 7 Подбери антонимы к прилагательным:
Свежий ветер, свежее утро, свежая газета, свежий воротник, свежий хлеб, свежая рыба; низкая гора, низкие цены, низкий поступок, низкий поклон.
Слайд 8 Игра «Переводчик» (Замените иноязычное слово русским)
Дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм, имидж и т.д
Слайд 9 Замените старославянизмы современными эквивалентами
Перст –палец
Уста – губы
Чело – лоб
Рамена – плечи
Ланиты- щёки
Длань – рука правая
V Итог урока. Рефлекия.
Слайд 10 Составим синквейн:
слова
умные, добрые
говорим, слушаем, читаем
слова бывают разные
лексика
VI Комментирование оценок. Домашнее задание. (составить синквейны на слова: роман, урок, язык
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"
Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.
В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.
Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ
Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...