Творческое повторение разделов фонетика и морфемика
учебно-методический материал по русскому языку

Дмитриева Ольга Владимировна

Творческое повторение разделов фонетика и морфемика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Фонетика

Теория

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Не путайте звук и букву!

Звук – то, что мы произносим и слышим.

Буква – то, что мы пишем, то есть знак, обозначающий звук на письме.

Согласные звуки

Согласный звук – это звук, который состоит только из шума ([с], [ш], [т] и др.) или из шума и голоса ([р], [д], [з] и др.).

Парные

Непарные

Сонорные

Звонкие

[б] [б̕ ]

[в] [в̕ ]

[г] [г̕ ]

[д] [д̕ ]

[ж]

[з] [з̕ ]

[й̕ ]

[л] [л̕ ]

[м] [м̕ ]

[н] [н̕ ]

[р] [р̕ ]

Глухие

[п] [п̕ ]

[ф] [ф̕ ]

[к] [к̕ ]

[т] [т̕ ]

[ш]

[с] [с̕ ]

[х] [х̕ ]

[ц]

[ч̕ ]

[щ̕ ]

Звонкие непарные согласные (сонорные): [й̕ ], [л], [л̕ ], [м], [м̕ ], [н], [н̕ ], [р], [р̕ ].

Глухие непарные согласные: [х], [х̕ ], [ц], [ч̕ ], [щ̕ ].

Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные согласные: [й̕ ], [ч̕ ], [щ̕ ].

Важно!

На письме мягкость согласного звука обозначается двумя способами:

  • при помощи буквы Ь (мягкий знак): ноль, конь, больно, коньки;
  • при помощи букв е, ё, и, я, ю: лес, нёс, лиса, ряд, люк.

Гласные звуки и обозначающие их буквы

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Запомните: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Гласные бывают ударные (сильная позиция) и безударные (слабая позиция).

На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами. Гласных звуков 6, гласных букв 10.

Гласные буквы, которые всегда обозначают 1 звук

Гласные буквы (йотированные), которые могут обозначать

1 или 2 звука

А, О, У, Э, Ы, И

(март, сосны, суп, эхо, мышь, синий)

Е, Ё, Ю, Я

Обозначают 1 звук:

Е [Э]

Ё [О]

Ю [У]

Я [А]

Обозначают 2 звука:

Е [Й̕ Э]

Ё [Й̕ О]

Ю [Й̕ У]

Я [Й̕ А]

Стоят после согласных и служат для их смягчения (лес, лёд, тюль, мяч)

Стоят:

  • в начале слова (ель, ёжик, юла, якорь);
  • после гласных (воет, поём, боюсь, заявка);
  • после разделительных Ъ и Ь (подъезд, льёт, вьюга, объявление)

Важно!

Буква И после разделительного Ь также может обозначать 2 звука [Й̕ И] (соловьи, волчьи).


Упражнения

Упражнение 1

Подпишите картинки. Найдите в записанных словах гласные буквы. Запишите транскрипции звуков, которые обозначены этими буквами.

Картинки

Слова

Транскрипции гласных звуков

Описание: нож.png

___________________

_________________________

Описание: ложка.png

___________________

_________________________

Описание: вилка.png

___________________

_________________________

Описание: крышка.png

___________________

_________________________

Описание: чайник.png

___________________

_________________________

Описание: блюдце.png

___________________

_________________________

Описание: кастрюля.png

___________________

_________________________

Упражнение 2

Проанализируйте гласные звуки в предложенных словах. Соедините стрелками слова и соответствующие транскрипции гласных звуков.

Слова

Транскрипции гласных звуков

рябина

[а́] – [и] – [а]

лебеди

[э́] – [и] – [а]

дерево

[э́] – [и] – [и]

ряженка

[и] – [и́] – [а]

Упражнение 3

Закрасьте шары со словами, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук синим цветом, а 2 звука – красным.

Упражнение 4

Прочитайте фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Ёлка». Подчеркните или выделите цветом слова, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

...Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока...

Упражнение 5

Образуйте от данных фрагментов по два слова, поставив вместо пропуска сначала букву, обозначающую звонкий звук, затем – букву, обозначающую глухой звук. Запишите получившиеся слова.

...алость

у...очка

...ашня

ко...а

...очка

...ело

...ень

...ора

...ость

...ар

Упражнение 6

Поиграйте в «Крестики-нолики». Каждой клетке соответствует слово. Если в слове содержатся только звонкие согласные звуки, то поставьте в соответствующей клетке крестик, а если только глухие – нолик.

Упражнение 7

Прочитайте слова. В каждом слове произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получились новые слова. Запишите получившиеся слова буквами в соответствии с правилами русской орфографии.

  1. из слова лёд получите материал для крыши: ____________________________________________ ;
  2. из слова лён получите цифру: ________________________________________________________ ;
  3. из слова шей – просьбу: _____________________________________________________________ ;
  4. из слова лоб – название настила: ______________________________________________________ ;
  5. из слова ток – домашнее животное: ___________________________________________________ ;
  6. из слова лей – название дерева: _______________________________________________________ ;
  7. из слова шёл – неправду: ____________________________________________________________ ;
  8. из слова куб – связку, охапку чего-либо: _______________________________________________ .

Упражнение 8

Сосчитайте во всех словах количество букв и звуков и запишите слова в соответствующие колонки таблицы.

Акация, берёза, боярышник, вишня, ель, кешью, магнолия, ольха, пальма, пихта, рябина, сирень, тополь, черёмуха, яблоня, ясень.

Количество букв и звуков совпадает

Букв больше, чем звуков

Звуков больше, чем букв

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________


Упражнение 9

Выполните фонетический анализ данных слов по плану.

План фонетического анализа

  1. Запишите слово, поставьте ударение, разделите на слоги, сосчитайте количество слогов.
  2. Выпишите из слова по порядку все буквы, запишите звуки, обозначенные буквами, дайте характеристику звукам:
  • гласный или согласный;
  • для гласных – ударный или безударный;
  • для согласных – глухой или звонкий (парный или непарный); твёрдый или мягкий (парный или непарный).
  1. Сосчитайте количество букв и звуков.

Образец:

Сено – се́-но – 2 слога.

с [с̕] – согласный, глухой парный, мягкий парный.

е [э́] – гласный, ударный.

н [н] – согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

о [а] – гласный, безударный.

_____________________

4 буквы, 4 звука

Слова для фонетического анализа:

Баян, гармонь, флейта.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________


Морфемика

Теория

Морфемика – это раздел языкознания, изучающий морфемы.

Слова состоят из морфем.

Морфема – это минимальная значимая часть слова. У каждой морфемы есть своё значение.

В слове могут быть такие морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено основное лексическое значение.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов или форм слова.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. Окончание имеет грамматическое значение (падежа, числа, лица, рода и др.). Окончание бывает нулевым, то есть не выраженным звуками.

Основа – это часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.

Постфикс – это морфема, становящаяся после окончания.

Не путайте однокоренные слова и формы слова. Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем и разным лексическим значением. Формы слова –  это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями (числом, падежом, лицом и др.).

Однокоренные слова: лес, лесник, лесок, лесной.

Формы слова: лес, ле́са, лесу, лесом, о лесе, леса́, лесов, лесам, лесами, о лесах.

При образовании и изменении слов может происходить чередование звуков, то есть замена одних звуков другими в одной и той же морфеме. Чередуются гласные с гласными (заберу – забираю, положить – полагать), а согласные с согласными звуками (друг – дружить, просить – прошу, свет – свеча – освещать).

В одной и той же морфеме гласные о, е могут чередовать с нулём звука. Такие гласные называются беглыми он – сна, день – дня, орешек – орешка, леденец – леденца, переступить – преступить).


Виды чередований согласных и гласных

Виды чередований

Примеры

г//ж//з

д//ж//жд

т//ч//щ

ск//ст//щ

х//ш

з//ж

с//ш

н//ш

б//бл

п//пл

м//мл

в//вл

ф//фл

o//a

e//a

подруга – дружный – друзья

ходоки – хожу – хождение

светит – свеча – освещать

блеск – блестеть – блещет

колыхать – колышет

сказать – скажу

просить – прошу

камень – камешек

любить – люблю

насыпь – сыплю

кормить – кормлю

ловить – ловлю

разграфить – разграфлю

спор – оспаривать

лезть – лазить


Упражнения

Упражнение 1

Допишите в данных словах правильные окончания. Определите у слов указанные грамматические признаки.

На озер___ – _________ падеж, _________ число;

перед рощ___ – _________ падеж, _________ число;

в очеред___ – _________ падеж, _________ число;

с карандаш___ – _________ падеж, _________ число;

у колюч____ ежа  – _________ падеж, _________ число; _________ род;

в тёмн___ лесу – _________ падеж, _________ число; _________ род;

с син____ лентами – _________ падеж, _________ число;

зимн___ стужу – _________ падеж, _________ число; _________ род;

она вид____ – _________ лицо, _________ число;

ты дума____ – _________ лицо, _________ число;

они скуча____ – _________ лицо, _________ число;

вы посмотр____ – _________ лицо, _________ число.

Упражнение 2

Восстановите текст, вставив нужные окончания. Определите части речи слов с пропущенными окончаниями.

Для смен.... кож.... зме́и ищ.... удобн.... места. Это мож.... быть куча камн.... или груда хвороста. Часто там наход.... много змеин.... кож.... – выползков. Такие участки называ.... змеин..... «раздевалками».

Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Выпишите из текста все слова с нулевыми окончаниями.

Тушканчик – уд...вительный зв...рёк. Тельце как у мышки. Ушки как у зайца. Задн...е ла...ки как у кенгуру. Хвостик с кисточкой как у л...ва. Если хищ...ник схват...т тушканчика (за) хвост, то кожа слез...т (с) хв...ста и остане(т/ть)ся в зубах врага. А тушканчик уб...жит в норку.

Слова с нулевым окончанием: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Упражнение 4

Основы и окончания потерялись. Помогите им найти друг друга. Подберите к каждой основе подходящее окончание. Запишите получившиеся слова.

Основы: уч-, учительск-, учёб-, учени-, ученик-, учител-, учён-, заучива-, учительств-.

Окончания: -о, -ый, -ит, -а, -я, -и, -ий, -е, -ет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 5

В каждом слове из данных словосочетаний выделите основы. Сложите основы, соединив их при помощи гласных О или Е. Добавьте окончание -ый (-ий). Запишите получившиеся прилагательные.

Образец:

Длинные уши – длинноухий.

Светлые волосы – ________________________________________________________________________

Карие глаза – __________________________________________________________________________

Длинный нос _________________________________________________________________________

Широкие плечи – ________________________________________________________________________

Толстые щёки _________________________________________________________________________

Тонкие ноги – __________________________________________________________________________

Седая борода – __________________________________________________________________________

Чёрные усы – ___________________________________________________________________________

Толстое пузо – __________________________________________________________________________

Упражнение 6

Образуйте от данных глаголов новые слова при помощи указанных приставок. Запишите эти слова.

Рвать (по-, вы-, ото-, пре-, надо-, подо-) – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жить (про-, за-, на-, от-, вы-, по-) – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лить (по-, за-, вы-, с-, из-, в-) – ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнение 7

Из текста «сбежали» приставки. Верните их на место.

_____глянул мальчик в зеркало и чуть не упал. _____видел Петя Зубов, что _____вратился он в высокого, худого, бледного старика. _____росли у него борода, усы. Морщины _____крыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и _____тряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

— Мама! — и _____бежал прочь из школы.

Бежит он и думает:

— Ну, уж если и мама меня не _____знает, тогда всё _____пало.

_____бежал Петя домой и _____звонил три раза.

Мама _____крыла ему дверь.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже...

— Вам кого, дедушка? — _____ просила мама наконец.

— Ты меня не _____знаёшь? — _____шептал Петя.

— Простите — нет, — ответила мама.

_____вернулся бедный Петя и _____шёл куда глаза глядят.

(Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»)

Упражнение 8

«Волшебный квадрат». Каждой клетке «волшебного квадрата» соответствует слово. Закрасьте клетки, соответствующие словам, в которых есть приставки.


Упражнение 9

«Выселите» лишних «жильцов» из домиков. Вычеркните лишние слова из каждой группы.

Упражнение 10

Подберите к данным словам однокоренные слова или формы слова с указанным чередованием согласных.

Слова

Чередования

Однокоренные слова

дорогой

г//ж

посетить

т//щ

ходить

д//жд

терпеть

п//пл

щипать

п//пл

носит

с//ш

посвятить

т//щ

колебаться

б//бл

тягостный

г//ж

лепить

п//пл

золотой

т//ч

Упражнение 11

Напишите на ветках деревьев слова с указанными морфемами.


Упражнение 12

Выполните морфемный анализ слов по плану.

План морфемного анализа

  1. Выделите окончание слова и основу.
  2. Подберите однокоренные слова и выделите корень.
  3. Выделите приставки и суффиксы.

Образец

Подоконник

Слова для морфемного анализа:

больной

заболит

болезнь


Ответы

Фонетика

Упражнение 1

Подпишите картинки. Найдите в записанных словах гласные буквы. Запишите транскрипции звуков, которые обозначены этими буквами.

Картинки

Слова

Транскрипции гласных звуков

Описание: нож.png

нож

[ó]

Описание: ложка.png

ложка

[ó] - [а]

Описание: вилка.png

вилка

[и́] - [а]

Описание: крышка.png

крышка

[ы́] - [а]

Описание: чайник.png

чайник

[á] - [и]

Описание: блюдце.png

тарелка

[а] - [э́] - [а]

Описание: кастрюля.png

кастрюля

[а] - [ý] - [а]


Упражнение 2

Проанализируйте гласные звуки в предложенных словах. Соедините стрелками слова и соответствующие транскрипции гласных звуков.

Слова

Транскрипции гласных звуков

рябина

[а́] – [и] – [а]

лебеди

[э́] – [и] – [а]

дерево

[э́] – [и] – [и]

ряженка

[и] – [и́] – [а]

Упражнение 3

Закрасьте шары со словами, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук синим цветом, а 2 звука – красным.

Упражнение 4

Прочитайте фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Ёлка». Подчеркните или выделите цветом слова, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

...Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока...


Упражнение 5

Образуйте от данных фрагментов по два слова, поставив вместо пропуска сначала букву, обозначающую звонкий звук, затем – букву, обозначающую глухой звук. Запишите получившиеся слова.

...алость

жалость

у...очка

удочка

шалость

уточка

...ашня

башня

ко...а

коза

пашня

коса

...очка

бочка / дочка

...ело

дело

почка / точка

тело

...ень

день

...ора

гора

тень

кора

...ость

гость

...ар

жар

кость

шар

Упражнение 6

Поиграйте в «Крестики-нолики». Каждой клетке соответствует слово. Если в слове содержатся только звонкие согласные звуки, то поставьте в соответствующей клетке крестик, а если только глухие – нолик.

Х

Х

О

Х

О

О

Х

О

О

Упражнение 7

Прочитайте слова. В каждом слове произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получились новые слова. Запишите получившиеся слова буквами в соответствии с правилами русской орфографии.

  1. из слова лёд получите материал для крыши: лёд [л'от]  [тол'] толь;
  2. из слова лён получите цифру: лён [л'он]  [нол'] ноль;
  3. из слова шей – просьбу: шей [шэй']  [й 'эш] ешь;
  4. из слова лоб – название настила: лоб [лоп]  [пол] пол;
  5. из слова ток – домашнее животное: ток [ток]  [кот] кот;
  6. из слова лей – название дерева: лей [л ' эй']  [й 'эл'] ель;
  7. из слова шёл – неправду: шёл [шол]  [лош] ложь;
  8. из слова куб – связку, охапку чего-либо: куб [куп]  [пук] пук.

Упражнение 8

Сосчитайте во всех словах количество букв и звуков и запишите слова в соответствующие колонки таблицы.

Акация, берёза, боярышник, вишня, ель, кешью, магнолия, ольха, пальма, пихта, рябина, сирень, тополь, черёмуха, яблоня, ясень.

Количество букв и звуков совпадает

Букв больше, чем звуков

Звуков больше, чем букв

берёза

вишня

ель

кешью

пихта

рябина

черёмуха

ясень

ольха

пальма

сирень

тополь

акация

боярышник

магнолия

яблоня

Упражнение 9

Выполните фонетический анализ данных слов по плану.

План фонетического анализа

  1. Запишите слово, поставьте ударение, разделите на слоги, сосчитайте количество слогов.
  2. Выпишите из слова по порядку все буквы, запишите звуки, обозначенные буквами, дайте характеристику звукам:
  • гласный или согласный;
  • для гласных – ударный или безударный;
  • для согласных – глухой или звонкий (парный или непарный); твёрдый или мягкий (парный или непарный).
  1. Сосчитайте количество букв и звуков.

Образец:

Сено – се́-но – 2 слога.

с [с̕] – согласный, глухой парный, мягкий парный.

е [э́] – гласный, ударный.

н [н] – согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

о [а] – гласный, безударный.

_____________________

4 буквы, 4 звука

Слова для фонетического анализа:

Баян, гармонь, флейта.

Баян – ба – я́н – 2 слога

б [б] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.

а [а] – гласный, безударный.

я [й'] – согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный;

    [á] – гласный, ударный.

н [н] – согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

_______________________

4 буквы, 5 звуков

Гармонь – гар – мо́нь – 2 слога

г [г] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.

а [а] – гласный, безударный.

р [р]- согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

м [м] - согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый парный.

о [о́] - гласный, ударный.

н [н'] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный.

ь [-]

________________________

7 букв, 6 звуков

Флейта – фле́й – та – 2 слога

ф [ф] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

л [л'] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный.

е [э́] – гласный, ударный.

й [й́] - согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный.

т [т] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

а [а] – гласный, безударный

____________________________

6 букв, 6 звуков


Морфемика

Упражнение 1

Допишите в данных словах правильные окончания. Определите у слов указанные грамматические признаки.

На озере – предложный падеж, единственное число;

перед рощей – творительный падеж, единственное число;

в очереди – предложный падеж, единственное число;

с карандашом – творительный падеж, единственное число;

у колючего ежа – родительный падеж, единственное число; мужской род;

в тёмном лесу – предложный падеж, единственное число; мужской род;

с синими лентами – творительный падеж, множественное число;

зимнюю стужу – винительный падеж, единственное число; женский род;

она видит – 3 лицо, единственное число;

ты думаешь – 2 лицо, единственное число;

они скучают – 3 лицо, множественное число;

вы посмотрите – 2 лицо, множественное число.

Упражнение 2

Восстановите текст, вставив нужные окончания. Определите части речи слов с пропущенными окончаниями.

Для смены (сущ.) кожи (сущ.) зме́и ищут (глаг.) удобные (прилаг.) места. Это может (глаг.) быть куча камней (сущ.) или груда хвороста. Часто там находят (глаг.) много змеиной (прилаг.) кожи (сущ.) – выползков. Такие участки называют (глаг.) змеиными (прилаг.) «раздевалками».

Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Выпишите из текста все слова с нулевыми окончаниями.

Тушканчик – удивительный зверёк. Тельце как у мышки. Ушки как у зайца. Задние лапки как у кенгуру. Хвостик с кисточкой как у льва. Если хищник схватит тушканчика за хвост, то кожа слезет с хвоста и останется в зубах врага. А тушканчик убежит в норку.

Слова с нулевым окончанием: тушканчик, зверёк, хвостик, хищник, хвост.

Внимание! Существительное «кенгуру» несклоняемое, поэтому окончания не имеет.

Упражнение 4

Основы и окончания потерялись. Помогите им найти друг друга. Подберите к каждой основе подходящее окончание. Запишите получившиеся слова.

Основы: уч-, учительск-, учёб-, учени-, ученик-, учител-, учён-, заучива-, учительств-.

Окончания: -о, -ый, -ит, -а, -я, -и, -ий, -е, -ет.

Уч-ит, учительск-ий, учёб-а, учени-е, ученик-и, учител-я, учён-ый, заучива-ет, учительств-о.

Упражнение 5

В каждом слове из данных словосочетаний выделите основы. Сложите основы, соединив их при помощи гласных О или Е. Добавьте окончание -ый (-ий). Запишите получившиеся прилагательные.

Образец:

Длинные уши – длинноухий.

Светлые волосы – светловолосый.

Карие глаза – кареглазый.

Длинный нос длинноносый.

Широкие плечи – широкоплечий.

Толстые щёки толстощёкий.

Тонкие ноги – тонконогий.

Седая борода – седобородый.

Чёрные усы – черноусый.

Толстое пузо – толстопузый.

Упражнение 6

Образуйте от данных глаголов новые слова при помощи указанных приставок. Запишите эти слова.

Рвать (по-, вы-, ото-, пре-, надо-, подо-) – порвать, вырвать, оторвать, прервать, надорвать, подорвать.

Жить (про-, за-, на-, от-, вы-, по-) – прожить, зажить, нажить, отжить, выжить, пожить.

Лить (по-, за-, вы-, с-, из-, в-) – полить, залить, вылить, слить, излить, влить.

Упражнение 7

Из текста «сбежали» приставки. Верните их на место.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

— Мама! — и побежал прочь из школы.

Бежит он и думает:

— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже...

— Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.

— Ты меня не узнаёшь? — прошептал Петя.

— Простите — нет, — ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

(Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»)

Упражнение 8

«Волшебный квадрат». Каждой клетке «волшебного квадрата» соответствует слово. Закрасьте клетки, соответствующие словам, в которых есть приставки.

Упражнение 9

«Выселите» лишних «жильцов» из домиков. Вычеркните лишние слова из каждой группы.


Упражнение 10 (Примерные ответы)

Подберите к данным словам однокоренные слова или формы слова с указанным чередованием согласных.

Слова

Чередования

Однокоренные слова

дорогой

г//ж

дороже, подорожание

посетить

т//щ

посещение, посещать

ходить

д//жд

хождение

терпеть

п//пл

терплю

щипать

п//пл

щиплю

носит

с//ш

ноша, подношение

посвятить

т//щ

посвящение

колебаться

б//бл

колеблюсь

тягостный

г//ж

тяжесть, тяжёлый

лепить

п//пл

леплю

золотой

т//ч

золочёный, позолоченный

Упражнение 11

Напишите на ветках деревьев слова с указанными морфемами.

Упражнение 12

Выполните морфемный анализ слов по плану.

больной

заболит

болезнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Фонетика, орфоэпия, морфемика, лексика. Повторение изученного в 5-7 классах

Главными здесь являются темы: "Орфоэпия и лексика"....

Повторение раздела «Морфемика. Орфография».

Урок № 117 для 5-го классса по УМК «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013Тема урока: "Повторение раздела «Морфемика. Орфогра...

Повторение раздела «Морфемика. Орфография».

Презентация к уроку № 117 по русскому языку для 5-го классса по УМК «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013...