Повторение раздела «Морфемика. Орфография».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сарапулова Екатерина Алексеевна

Урок № 117 для 5-го классса по УМК «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013

Тема урока: "Повторение раздела «Морфемика. Орфография»".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 117._povtorenie_razdela_morfemika._orfografiya.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 117

Тема: Повторение раздела «Морфемика. Орфография».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели как деятельность учеников:

Предметные:

Знать теоретический материал раздела «Морфемика. Орфография»; знать условия выбора букв-орфограмм, изученных в этом разделе; правильно писать слова с этими орфограммами; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно выделять и обозначать морфемы; уметь отличать однокоренные слова от форм слова; проводить морфемный разбор слов.

Метапредметные:

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

Интерес к изучению языка; осознание ответственности за написанное; способность к самооценке и взаимооценке.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Запись в тетради числа, классная работа.

II. Определение темы и постановка целей урока + Актуализация знаний.

На слайде (доске) представлены слова:

        Ц..ган, прил..гательное, ш..лк, ра..писание, р..стительность.

1. Запишите данные слова, вставьте пропущенные буквы, если вы затрудняетесь, можете обратиться к учебнику или к своему соседу.

- Как данные слова связаны между собой? Вспомните, о чем вы говорили на прошлом уроке? Какой раздел вы изучали? Как это связано с сегодняшним уроком, с данными словами? Определите тему урока.

- Ребята, как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке? Каковы цели нашего урока? Да, мы будем повторять орфографические правила. Но у нас возникла проблема: почему же мы изучаем орфографические правила в разделе «Морфемика»?

- Давайте же проверим, как вы написали данные слова.

Ученики объясняют по одному слову, вспоминают правило и находят на доске схему с нужной орфограммой.

Оцените свою орфографическую работу и теоретические знания.

III. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

- Кто считает, что готов сразу же выполнить задание повышенной сложности?

Карточка № 1.

Представьте себе, что в пустыне Наска при раскопках были найдены древние письмена. Ученые работают над их расшифровкой и многие слова уже сумели перевести на русский язык. Вот эти слова и их перевод на наш язык, только русские слова даны в другой последовательности. Определите, какому древнему слову соответствует каждое русское слово.

Nava, navusi, navti, seta, setusi, makinusi.

Горный, звездочка, горочка, река, гора, реченька.

Ответ: гора, горный, горочка, река, реченька, звёздочка.

- Ребята, мы с вами поняли, как тесно связаны орфография и морфемика.

А в какой работе применяются все наши знания о морфемах? (Морфемный разбор). Объявляется конкурс на самый правильный морфемный разбор.

2. Выполнить морфемный разбор слов (2 ученика выполняют индивидуально у доски, а 2 других являются консультантами и могут помогать им, затем проверка всем классом.)

1-й – понавыдумывать;

2-й – понавыдёргивать.

- Пока ребята делают разбор, мы с вами на выданных кружках нарисуем лицо “грамматического человека”. 3. А вернее проведём терминологический самодиктант. Я проверю, как вы знаете и повторили материал.

Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Как называется изменяемая часть слова? Обозначьте значком, которым мы обозначаем эту морфему, левый глаз.  

- Часть слова без окончания, называется…? Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем эту морфему.

- Какая часть в слове самая главная? Обозначьте рот в виде значка этой морфемы.

- Как называется часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Обозначьте значком правый глаз.

- А помните ли вы, как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Обозначьте нос.

А теперь проверьте, у всех ли получился   такой “человек”, как у меня (Рисунок н слайде). Давайте назовём этого человечка?

http://festival.1september.ru/articles/634784/img1.jpg

Проверка морфемного разбора на доске.

IV. Домашнее задание (на выбор).

- После того, как мы с вами повторили основные понятия и правила, давайте запишем домашнее задание и перейдем к тренировочным упражнениям.

  1. На распечатке с рисунком правильно вставить буквы в словах и раскрасить павлина.
  2. Составить кроссворд по разделу «Морфемика. Орфография».
  3. Упр. 460.

V. Лигвистическая физминутка.

4. - А сейчас немного отдохнём с пользой, т. е. повторим, что такое однокоренные слова и формы слова, как их различать. Я буду называть вам пары слов. Если это однокоренные слова, то вы садитесь, а если это формы слова, то встаёте.

Холм – холмик; мешки – мешка; дождь – дождливый; писал – писали; зайти – выйти; красивый – красивому; смех – смеяться.

VI. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

5. Распределительный диктант. 1-й ряд записывает слова с материально выраженным окончанием, 2-й ряд – слова с нулевым окончанием, 3-й ряд – слова без окончания.

Осень, время, жюри, поздний, очень, отрасль, армия, внезапно, даль.

Проверка: проверяют по 1 человеку с каждого ряда, остальные поменялись тетрадями и оценивают друг друга.

- Внимание вопрос второму ряду: какое слово из записанных относится к нашей теме? (Отрасль.) Прокомментируйте его написание. А какие слова-исключения из этого раздела вы знаете?

4. Объявляется конкурс: кто запишет больше всех слов-исключений.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог урока:

– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке. По каким критериям будете оценивать себя?

- Чтобы вы смогли проверить и оценить себя, я предлагаю вам выполнить «Цветовой диктант». Возьмите заготовки с таблицей. На слайде даны слова с пропущенной буквой. Вам нужно закрасить клетку с номером этого слова красным цветом, если пропущены буквы з, а, ё, ы, а синим, если пропущены буквы с, о, и.

  1. Ра..граничить
  2. Пол..гать
  3. Ц..плёнок
  4. Ж..лудь
  5. Ра..положиться
  6. Крыж..вник
  7. Ра..грузить
  8. Щ..чка
  9. Р..стение
  10. Предл..жить
  11. Дикц..я
  12. Круглолиц..й
  13. Ч..лка
  14. ..дание
  15. Молодц..

Один ученик выполняет на доске. В итоге в таблице должна получиться цифра 5. Те ученики, у кого не получилось, делают вывод, что еще нужно поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи.

Тест для учащихся 5 класса по разделу «Морфемика. Орфография.Культура речи....

Повторение раздела «Морфемика. Орфография».

Презентация к уроку № 117 по русскому языку для 5-го классса по УМК «Русский язык. 5-9 классы» / под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М.: «Просвещение», 2013...

Презентация к уроку русского языка "Повторение раздела "Морфемика".

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Презентации к урокам русского языка в 5 классе (раздел "Морфемика. Орфография. Культура речи").

Данные презентации, разработанные для проведения уроков русского языка в 5 классе, могут быть использованы при изучении раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи."  Разнообразные за...

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Цели:  - повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...