Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок в сильных классах расссчитан на 1 час, в слабых - на 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_fonetika.docx | 159.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»
Урок разработан: Ерёминой О. Ю.,
учителем русского языка и литературы
Тема: Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика» в 5 классе.
Цель: Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», воспитать интерес к предмету
Задачи:
- Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделах: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Умение проводить фонетический анализ текста. Совершенствовать знания, полученные учащимися.
- Развивающие: развивать наглядно-образное мышление; творческий потенциал учащихся.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, понимать роль изучения русского языка, в частности, раздела «Фонетика» и взаимосвязанных с ней наук, заинтересовать детей историей письменности;
Оборудование: слайдовое сопровождение, карточки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: – Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим изученное в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика». А на следующем уроке будет контрольный диктант.
II. Проверка домашнего задания.
Ответьте на вопросы:
- Что изучает фонетика?
- С помощью чего мы звуки отображаем на письме?
- На какие 2 группы делятся все звуки речи?
- Из чего состоят гласные звуки?
- Назовите гласные звуки.
- Чем отличаются звонкие согласные от глухих?
- Назовите согласные, которые всегда звонкие.
- Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости?
- Какие звуки всегда твёрдые?
- Какие звуки всегда мягкие?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?
- Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я?
- Назовите сочетания букв, в которых Ь не пишется.
- Тренировочные упражнения.
- Устная синтаксическая пятиминутка:
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
И. С. Никитин
Задания:
1.Найдите грамматические основы, начертите схему предложения, дайте характеристику предложению.
2.Найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
- Угадай слово по транскрипции:
А что такое транскрипция?
Транскрипция - (от лат .transcriptio – переписывание) – запись слов в полном соответствии с их звучанием.
[горат] – город
- Сколько раз в предложении повторяется звук[з]?
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
Ответ: звук [з] в данном предложении встречается 3 раза.
- Письмо по памяти
По России морозы
Распушили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые перья.
(А. Чепуров)
Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.
В каких словах встречаются только звонкие согласные?
Ответ: в словах: морозы, деревья встречаются только звонкие согласные.
- Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
- Беседа:
– Ребята, как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? (Трудно, но можно. У наших бабушек и дедушек в детстве его не было.)
– А можно ли представить жизнь без электричества? («Очень трудно», – подумаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучине. И только в начале XX века появились электрические лампочки.
– А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности.
Неисключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, письма. Все уроки будем делать только устно!». Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.д.
– Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием»
– А как же произошло изобретение букв?
– Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось с медведей. Это было очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их, огляделись по сторонам и увидели на стенах царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. (демонстрация слайда– «Рисуночное письмо»)
– Перед вами рисуночное письмо (пиктография). Но рисунок можно толковать по-разному. Тогда на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» – иероглифы. ( Демонстрация слайда– «Египетские иероглифы»)
– А затем, жившие 2 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало нашему, славянскому алфавиту.
– В 863 году тогдашний великий князь Руси Владимир пригласил двух братьев из Моравии, Кирилла и Мефодия, которые и создали русскую азбуку, названную кириллицей. (демонстрация слайда– «Кириллица»).
- Вспомним алфавит
Правильно ли расположены буквы?
Правильно назовите буквы русского алфавита.
- Расположи по алфавиту
1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.
2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.
Вопросы:
– Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)
– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)
- Произнесите правильно слова: (слова записаны на доске или слайд)
Вечный – скучно
Сердечный – пустячный
Почта – чтобы
Фанера – кашне
Тема – теннис
Мечта – яичница
Что - свитер
А что такое орфоэпия? (раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах)
- Шарада
– Предлагаю разгадать шараду.
– А что такое шарада? (это стихотворная загадка, в которой по слогам зашифровано слово)
Слог первый – звук испорченного крана,
Для поцелуя нет второго слаще.
А целое найдёшь ты в ресторане,
Что для крольчат открыт в зелёной чаще.
(кап+уста)
11. Давайте вспомним порядок фонетического разбора.
1. Произнести слово, выделить слоги, определить ударный слог.
2. Охарактеризовать каждый звук:
а) гласные (ударный или безударный)
б) согласные (звонкий или глухой; мягкий или твердый)
3. Указать количество звуков и букв.
12. Письменный разбор:
Ёжик - ё-жик – 2 слога
- Ё [ й] - согл., зв., мягк.;
- [о] – гласн., уд.;
- ж [ж] - согл., зв.,твёрд.;
- и [ы] – гласн., безуд.;
- к [к] – согл., глух., твёрд.
- 4 буквы, 5 звуков
13. А теперь я читаю загадку, а вы запишите отгадку. Какие правила правописания вам встретились?
- Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
- Идет по свету, а не сходит с места. (Дорога.)
- На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки.)
- Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, - скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
- Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
- Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют)
- На большой цветной ковёр села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. ( Бабочка)
А теперь задание: произвести фонетический разбор слов-отгадок.
- Рефлексия
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Н. Заболоцкий.)
- Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс
В общей системе уроков по разделу данный урок представляет урок-повторение и обобщение. В структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:· Систематизировать зн...
Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"
Я рассказала о приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....