План - конспект урока русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кужугет Милана Менгилековна

Тема урока: «Буква Е в суффиксах –ЕН в существительных на -МЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЛИЦЕЙ «ОЛЧЕЙ» Г. АК-ДОВУРАКА

« Буква Е в суффиксах –ЕН_ в существительных на -МЯ»

Урок русского языка в 6 классе.

Кужугет Милана Менгилековна ,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Буква Е в суффиксах –ЕН в существительных на -МЯ»

Класс

Учебные материалы

6

Программа планирования учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе

Тип урока

Урок открытия нового знания

Оборудование урока

Презентация. Проектор. Учебник русского языка.

Цель урока

Сформировать навык правильного написания суффикса разносклоняемых существительных

Задачи урока

Создание условий для самостоятельного вывода о правописании суффикса ЕН

Формирование умений распознавать разносклоняемые существительные

Развитие познавательного интереса и кругозора обучающихся

Освоение новых знаний о правильном строении предложений с существительными общего рода

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ.

Актуализация опорных знаний по теме «Морфемный разбор слов», «Правописание корней с чередованием», «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», работа с текстом

Применяемые технологии

ИКТ

Личностно-ориентированное, развивающее обучение.

Проблемно-диалоговая.

Игровая.

Применяемые формы работы

Фронтальная.

Индивидуальная.

Работа в парах.

Виды работ, применяемых учителем

Беседа с использованием презентации.

Работа с мультимедийной аппаратурой.

Создание условий для постановки учащимися проблемной задачи

Виды работ, применяемые учащимися

Участие во фронтальном опросе

Постановка цели и задач урока.

Участие в первичном контроле усвоения знаний.

Взаимопроверка. Оценка

Результативность обучения

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач, владеть логическими действиями, выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос, находить способы решения заданий поискового характера, узнавать разносклоняемые существительные навыки правописания суффикса разносклоняемых существительных, уметь находить связь этой категории слов с определёнными лексическими группами.

Применять правила склонения разносклоняемых существительных.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса, определять границы собственного знания и незнания.


Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Доброе утро, ребята, садитесь. Открывайте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Слайд 1

II. Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним, какие имена существительные являются разносклоняемыми и почему они так называются. Узнаем, как правильно писать суффикс в разносклоняемых существительных и повторим изученные ранее правила.

III. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

- Скажите, ребята, сколько склонений у имён существительных? (Три склонения)

- По каким признакам мы определяем склонение имён существительных? (По роду и окончанию)

- Какие существительные относятся к 1-му склонению? (Мужского и женского рода с окончанием –а, -я)

- Какие существительные относятся ко 2-му склонению? (Среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием)

- Какие существительные относятся к 3-му склонению? (Женского рода с ь на конце)

2. Создание позитивного настроя. Сценка. Слайд 2

- На самом деле склонения существительных очень коварны. Примерно, как волк в сказке о Красной Шапочке.

Два ученика разыгрывают диалог:

− Существительное-существительное, а зачем тебе склонения?

− Это, чтобы тебе было легче определить мои падежные окончания!

− Существительное-существительное, а почему склонений три?

− Это, чтобы было удобнее распределять по ним слова!

− Существительное-существительное, но зачем тебе тогда разносклоняемые слова?

− А это, чтобы тебе было нескучно изучать меня!

3. Повторение пройденного и введение нового материала.

- Действительно, с разносклоняемыми существительными не соскучишься.

- Давайте вспомним, какие существительные мы относим к разносклоняемым? (Время, бремя, темя, стремя, семя, племя, вымя, знамя, пламя, имя, путь). Слайд 3

- Почему эти имена существительные называются разносклоняемыми? (Иногда они изменяются как существительные третьего склонения, а иногда как существительные второго склонения).

- Просклоняйте существительное племя в единственном и во множественном числе.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

И.п. племя, племена

Р.п. племени, племён

Д.п. племени, племенам

В.п. племя, племена

Т.п. племенем, племенами

П.п. о племени, о племенах

- В каких падежах разносклоняемое существительное приобретает окончание 3-го склонения? (В Р.п., Д.п., П.п.)

- А в каком падеже оно имеет окончание 2-го склонения? (В Т.п.)

- Что ещё изменилось при склонении слова «племя», кроме окончания? (Появился суффикс –ен-)

- Мне кажется, вы хотите спросить – зачем вообще запоминать все эти формы и в чём их особенности? Это необходимо для того, чтобы речь была правильной. Слайд 4 Ведь нередко можно услышать такие фразы: «У меня нет свободного время! Я знаю цену времю!» Фразы, конечно, безграмотны. Как правильно произнести эти фразы? (У меня нет свободного времени. Я знаю цену времени) Слайд 5

- Вот поэтому суффикс ни в коем случае нельзя упускать из виду. Если мы видим слово на -мя, мы сразу же можем сказать, как это слово будет склоняться. И точно знаем, что к основе слова будет добавляться суффикс -ен-. Слайд 6

- А всегда ли в этом суффиксе в разносклоняемых существительных пишется гласная е?

4. Работа с учебником.

- Прочитайте правило на с. 138 и ответьте на мой вопрос.

Ученики читают правило про себя, затем повторяют вслух по памяти 3 ученика.

- Кажется, всё ясно. Но почему же тогда в диктантах, сочинениях и просто в переписке встречаются вот такие фразы? Слайд 7

Я узнал много интересного об иминах.

Я люблю наблюдать за пламинем.

Дерево выросло из маленького семини.

У меня совсем нет времини!

- Получается, мы делаем ошибки только потому, что забываем: суффикс -ен- всегда пишется через е. Именно поэтому он так называется - -ен-. Как его ещё можно написать? Поэтому все разносклоняемые существительные в косвенных падежах будут писаться с буквой е в суффиксе.

- Запишите эти предложения, исправив ошибки в суффиксах, выделите суффиксы и подчеркните гласную е.

5. Физминутка. Слайд 8

- Пора немного размяться. Встаём. Я называю имена существительные. Если оно 1-го склонения – вы поднимаете одну руку вверх, если 2-го склонения – поднимаете две руки, если 3-го склонения – руки скрестить на груди, а если разносклоняемое – руки в стороны и пожать плечами.

Мороз, время, ночь, луна, снег, пламя, мышь, пурга, печь, небо, имя, утро, звезда, знамя.

- Садитесь. Продолжаем урок. Слайд 9

6. Закрепление.

Задание 1: упражнение 259 (на доске и в тетрадях). Спишите, объясните графически правописание слов.

- Найдите в толковом словаре значение слова «бремя». Сколько значений оно имеет? (Два значения – прямое и переносное)

- Найдите среди записанных словосочетаний фразеологизм (до поры до времени)

- Что обозначает этот фразеологизм? (До определенного момента)

Задание 2 (творческий диктант): послушайте текст и запишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж и выделите окончание и суффикс (самостоятельно):

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном пламени.

                                                                                      (А.Хайт)

- Проверьте себя, исправьте ошибки, если они есть. Слайд 10

IV. Итоги урока. Рефлексия.

- С какой орфограммой вы сегодня познакомились?

- Что вызвало затруднение на уроке?

- Что было особенно интересным на уроке?

- Что вы запомнили?

Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание: правило на с. 138, упр. 260, 261 (устно). Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

План-конспект урока русского язык, 8 класс

Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...