Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся.
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся.
Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это – неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.
Системная работа, проводимая мною с использованием нижеописанного метода, на уроках в
пятых классах, является продолжением системной словарно-орфографической работы учителей начальной щколы МАОУ «СОШ № 35 им А.А. Лучинского пгт. Новомихайловский.
Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. В классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность в трое выше, чем там, где преобладают самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи.
Эффективность диктанта достигается тем, что ученик молча произносит звук, учится у учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы, школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила.
При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyasnitelnyy_diktant.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся»
Осташова Е.А., учитель русского языка и литературы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЛУЧИНСКОГО
ПГТ. НОВОМИХАЙЛОВСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
2025
Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся.
Введение
Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это – неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.
Системная работа, проводимая мною с использованием нижеописанного метода, на уроках в
пятых классах, является продолжением системной словарно-орфографической работы учителей начальной щколы МАОУ «СОШ № 35 им А.А. Лучинского пгт. Новомихайловский.
Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. В классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность в трое выше, чем там, где преобладают самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи.
Эффективность диктанта достигается тем, что ученик молча произносит звук, учится у учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы, школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила.
При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Виды диктантов.
Существуют две основные цели диктанта: обучение и контроль за формированием умений и навыков. В соответствии с этими целями диктанты делятся на два типа: обучающие и контрольные (проверочные).
В каждой из этих типов диктантов входят свои виды диктантов, со своей спецификой и назначением.
I. Контрольные диктанты:
- контрольный диктант;
- контрольный диктант с дополнительными заданиями;
- мини-диктанты.
II. Обучающие диктанты:
1) без изменения текста:
- словарный диктант,
- предупредительный,
- комментируемый,
- объяснительный,
- диктант с обоснованием,
- подготовленный диктант,
- разученный диктант (по памяти),
- зрительный диктант,
- самодиктант,
- взаимодиктант,
- фонодиктант,
- диктант «Проверяю себя»,
- диктант-игра,
- релейный диктант,
- диктант-соревнование;
2) с изменением текста:
- выборочный,
- распределительный,
- выборочно-распределительный.
III. Творческие диктанты:
- творческие диктанты, используемые на уроках орфографии, морфологии, при изучении синтаксиса и пунктуации, на уроках развития речи;
- свободный диктант,
- диктант по картине,
- восстановленный диктант,
- диктант по аналогии,
- немой «диктант»,
- диктант с продолжением.
IV. Диктант с графическим обозначением диктуемого:
- схема предложения (пунктуационная, синтаксическая),
- словообразовательная схема,
- модель слова,
- цифровой диктант,
- буквенный диктант.
V. Диктант с языковым разбором текста
Представленный перечень диктантов носит условный характер, поскольку почти каждый из названных видов диктантов может быть и обучающим, и контрольным, и контрольно-обучающим.
Каждый из этих видов диктанта может иметь одновременно и зрительную подготовку, но вид диктанта при этом остается тем же.
Возможно сочетание ряда диктантов при написании одного и того же текста. Это будет комбинированный диктант.
Таким образом, учитель располагает большим набором как обучающих, так и контрольных диктантов. Все виды диктантов «необходимо разумно чередовать, учитывая специфику проверяемого в данный момент материала, а также подготовленность учащихся.» (5, Баранов, с.26).
К диктантам любого вида предъявляются определенные требования:
1) если текст связный, читается весь целиком; после прочтения текста следует выяснить у учащихся, что было не понятно;
2) имена собственные, слова на еще не изученные правила, а также новые для детей слова следует заранее записать на доске;
3) произношение учителя должно быть орфоэпическим, чтение выразительным, с соблюдением правильной интонации;
4) каждое предложение читается трижды: первый раз – для осмысления, второй (по частям) – для записи, третий – для проверки;
5) в процессе диктовки ориентируемся на самого медленно пишущего ученика;
6) по окончании записи диктанта учащимися, текст читается учителем еще раз весь полностью – для проверки; это должно быть неспешное чтение с паузами после каждого прочитанного предложения.
Объяснительный диктант.
Объяснительный диктант проводят при закреплении темы, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма.
При объяснительном диктанте перед письмом проводится повторение нужных правил.
Методика проведения данного вида диктанта заключается в том, что текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Таким образом, в объяснительном диктанте ошибки не предупреждаются, а разбираются и исправляются после записи текста.
Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны. Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.
Систематизированное использование объяснительных диктантов, в которых интегрированы знания из различных предметов школьного образования, оказывают существенное влияние на формирование языковой личности учащегося и позволяет:
- закрепить те орфограммы, которые изучаются в курсе начальной школы;
- обогатить словарный запас;
- развить орфографическую зоркость;
- развить умение использовать полученные знания на различных уроках.
В чём проявляются сильные стороны этого вида диктанта? Прежде всего в том, что ученики пишут самостоятельно, сами решают познавательные задачи. Слабые стороны связаны с тем, что ученики начинают исправлять свои ошибки уже после написания текста диктанта, и поэтому могут запомнить неправильно написанное; некоторые ученики могут не слушать объяснение при проверке.
Заключение
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной школе. Известно, что хорошо развитая речь школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается очень большое значение.
В работе необходимо использовать различные методы и приемы для обогащения словарного запаса, формирования грамотного письма, развития речи детей. Нужно использовать в диктанте слова, относящиеся к различным школьным предметам. Например, по литературе: аршин, бадья, И. Крылов. По математике: дробь, задача, слагаемое. Также слова по истории, географии, музыке, изобразительному искусству и другим дисциплинам. Таким образом, словарный запас, пополняемый за счет работы с данными диктантами, поможет ребенку не только на уроках русского языка, но и на других предметах.
Диктант – самый распространенный вид упражнения. Он прочно вошел в практику школы и используется преимущественно для формирования орфографических и пунктуационных навыков, являясь одним из эффективных видов упражнений.
Применение различных видов диктантов разнообразит работу учителя, делает урок более интересным, активизирует деятельность учащихся.
Объяснительный диктант универсален: в качестве объяснительного можно использовать словарные и текстовые, слуховые и зрительные диктанты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографических умений и навыков
Урок-игра - 7 класс...
Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся
В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи
В статье предлагается система работы над формирование у учащихся средней школы орфографических навыков. Статья содержит руководство о том, как необходимо работать над усвоением правил, чтобы развивать...
Урок-соревнование по русскому языку в 7 классе «Формирование орфографических умений и навыков по теме "Причастие"».
Урок русского языка на тему "Формирование орфографических умений и навыков" представлен в виде подробной разработки с описанием всех видов заданий и ответов. Урок провод...
Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".
Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию общеинтеллектуальных умений путем развития речи младшего школьника "Речевые секреты"
В настоящее время можно с точностью говорить о том, что человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Главная функ...