Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся.
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся.

 

   Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это – неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.

   Системная работа, проводимая мною с использованием нижеописанного метода, на уроках в

  пятых классах, является продолжением системной словарно-орфографической работы учителей начальной щколы МАОУ «СОШ № 35 им А.А. Лучинского   пгт. Новомихайловский.

Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. В классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность в трое выше, чем там, где преобладают самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи.   

     Эффективность диктанта достигается тем, что ученик молча произносит звук, учится у учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы, школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила.   

      При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyasnitelnyy_diktant.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся»

Осташова Е.А., учитель русского языка и литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ИМЕНИ ГЕРОЯ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЛУЧИНСКОГО

ПГТ. НОВОМИХАЙЛОВСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

2025

Объяснительный диктант и его роль в формировании орфографических умений и развитии речи учащихся.

Введение

Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это – неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.

Системная работа, проводимая мною с использованием нижеописанного метода, на уроках в

пятых классах, является продолжением системной словарно-орфографической работы учителей начальной щколы МАОУ «СОШ № 35 им А.А. Лучинского пгт. Новомихайловский.

Роль диктанта при обучении русскому языку значительна. В классе, выполнявшем большинство работ под диктовку, грамотность в трое выше, чем там, где преобладают самостоятельные упражнения по учебнику. Таким образом, можно предположить, что диктант эффективнее списывания и что он соответствует закономерностям усвоения письменной речи.

Эффективность диктанта достигается тем, что ученик молча произносит звук, учится у учителя соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Текст без пропущенных букв ученик пишет, не задумываясь над правописанием, и учитель не может руководить созданием навыка. Списывая упражнение с пропуском орфограммы, школьник думает над орфографией, но пропущенные буквы (морфемы) являются сигналом о применении правила.

При письме на слух таких сигналов нет, поэтому работа требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Виды диктантов.

Существуют две основные цели диктанта: обучение и контроль за формированием умений и навыков. В соответствии с этими целями диктанты делятся на два типа: обучающие и контрольные (проверочные).

В каждой из этих типов диктантов входят свои виды диктантов, со своей спецификой и назначением.

I. Контрольные диктанты:

- контрольный диктант;

- контрольный диктант с дополнительными заданиями;

- мини-диктанты.

II. Обучающие диктанты:

1) без изменения текста:

- словарный диктант,

- предупредительный,

- комментируемый,

- объяснительный,

- диктант с обоснованием,

- подготовленный диктант,

- разученный диктант (по памяти),

- зрительный диктант,

- самодиктант,

- взаимодиктант,

- фонодиктант,

- диктант «Проверяю себя»,

- диктант-игра,

- релейный диктант,

- диктант-соревнование;

2) с изменением текста:

- выборочный,

- распределительный,

- выборочно-распределительный.

III. Творческие диктанты:

- творческие диктанты, используемые на уроках орфографии, морфологии, при изучении синтаксиса и пунктуации, на уроках развития речи;

- свободный диктант,

- диктант по картине,

- восстановленный диктант,

- диктант по аналогии,

- немой «диктант»,

- диктант с продолжением.

IV. Диктант с графическим обозначением диктуемого:

- схема предложения (пунктуационная, синтаксическая),

- словообразовательная схема,

- модель слова,

- цифровой диктант,

- буквенный диктант.

V. Диктант с языковым разбором текста

Представленный перечень диктантов носит условный характер, поскольку почти каждый из названных видов диктантов может быть и обучающим, и контрольным, и контрольно-обучающим.

Каждый из этих видов диктанта может иметь одновременно и зрительную подготовку, но вид диктанта при этом остается тем же.

Возможно сочетание ряда диктантов при написании одного и того же текста. Это будет комбинированный диктант.

Таким образом, учитель располагает большим набором как обучающих, так и контрольных диктантов. Все виды диктантов «необходимо разумно чередовать, учитывая специфику проверяемого в данный момент материала, а также подготовленность учащихся.» (5, Баранов, с.26).

К диктантам любого вида предъявляются определенные требования:

1) если текст связный, читается весь целиком; после прочтения текста следует выяснить у учащихся, что было не понятно;

2) имена собственные, слова на еще не изученные правила, а также новые для детей слова следует заранее записать на доске;

3) произношение учителя должно быть орфоэпическим, чтение выразительным, с соблюдением правильной интонации;

4) каждое предложение читается трижды: первый раз – для осмысления, второй (по частям) – для записи, третий – для проверки;

5) в процессе диктовки ориентируемся на самого медленно пишущего ученика;

6) по окончании записи диктанта учащимися, текст читается учителем еще раз весь полностью – для проверки; это должно быть неспешное чтение с паузами после каждого прочитанного предложения.

Объяснительный диктант.

Объяснительный диктант проводят при закреплении темы, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма.

При объяснительном диктанте перед письмом проводится повторение нужных правил.

Методика проведения данного вида диктанта заключается в том, что текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Таким образом, в объяснительном диктанте ошибки не предупреждаются, а разбираются и исправляются после записи текста.

Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны. Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.

Систематизированное использование объяснительных диктантов, в которых интегрированы знания из различных предметов школьного образования, оказывают существенное влияние на формирование языковой личности учащегося и позволяет:

- закрепить те орфограммы, которые изучаются в курсе начальной школы;

- обогатить словарный запас;

- развить орфографическую зоркость;

- развить умение использовать полученные знания на различных уроках.

В чём проявляются сильные стороны этого вида диктанта? Прежде всего в том, что ученики пишут самостоятельно, сами решают познавательные задачи. Слабые стороны связаны с тем, что ученики начинают исправлять свои ошибки уже после написания текста диктанта, и поэтому могут запомнить неправильно написанное; некоторые ученики могут не слушать объяснение при проверке.

Заключение

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной школе. Известно, что хорошо развитая речь школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается очень большое значение.

В работе необходимо использовать различные методы и приемы для обогащения словарного запаса, формирования грамотного письма, развития речи детей. Нужно использовать в диктанте слова, относящиеся к различным школьным предметам. Например, по литературе: аршин, бадья, И. Крылов. По математике: дробь, задача, слагаемое. Также слова по истории, географии, музыке, изобразительному искусству и другим дисциплинам. Таким образом, словарный запас, пополняемый за счет работы с данными диктантами, поможет ребенку не только на уроках русского языка, но и на других предметах.

Диктант – самый распространенный вид упражнения. Он прочно вошел в практику школы и используется преимущественно для формирования орфографических и пунктуационных навыков, являясь одним из эффективных видов упражнений.

Применение различных видов диктантов разнообразит работу учителя, делает урок более интересным, активизирует деятельность учащихся.

Объяснительный диктант универсален: в качестве объяснительного можно использовать словарные и текстовые, слуховые и зрительные диктанты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся

В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи

В статье предлагается система работы над формирование у учащихся средней школы орфографических навыков. Статья содержит руководство о том, как необходимо работать над усвоением правил, чтобы развивать...

Урок-соревнование по русскому языку в 7 классе «Формирование орфографических умений и навыков по теме "Причастие"».

Урок русского языка на тему "Формирование орфографических умений и навыков" представлен в виде подробной разработки с описанием всех видов заданий и ответов. Урок провод...

Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию общеинтеллектуальных умений путем развития речи младшего школьника "Речевые секреты"

В настоящее время можно с точностью говорить о том, что человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в мате­риальной, словесной оболочке. Главная функ...