Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Шевченко Елена Евгеньевна

В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya_no1.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, но и как процесс овладения компетенциями. В связи с этим одной из важнейших целей образования по русскому языку является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции: развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения.

В связи с этим важным условием реализации государственного стандарта обучения русскому языку является усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса.

Успех этой работы, как показывает опыт, определяется во многом тем, что преподавание грамматики должно быть постоянно связанной с речевой практикой учащихся. Надо так работать над каждой грамматической категории, чтобы учащиеся осознавали, что изучаемая категория помогает им лучше высказывать свои мысли.

Одним из интересных, на мой взгляд, видов грамматических упражнений является творческий диктант по картине. Интересен он тем, что одновременно с разрешением орфографических задач позволяет развивать речь учащихся. Я использую этот вид работы при изучении имен прилагательных, наречий, причастий, деепричастий, второстепенных членов предложения, видов простых предложений.

Диктант по картине лучше всего проводить на заключительном этапе изучения темы, т.е. на уроках, отведенных для закрепления и повторения грамматической темы.

Методика проведения творческого диктанта по картине постепенно меняется в зависимости от того, насколько учащиеся знакомы с этим видом работы.

На первом этапе приходится вести более тщательно подготовку к нему: в классе при разборе картины составляется план; ученики с моей помощью подбирают слова для вставки. Во время записи текста на месте пропущенного слова делается длительная пауза. В дальнейшем, когда учащиеся ознакомятся с этим видом работы, разъясняется только цель работы, текст читается без пауз, и учащиеся сами свободно ориентируются в тексте, подбирая нужные слова.

Так, одним из первых в 5 классе я провожу диктант по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща». Эта работа имеет цель, во-первых, повторить правописание окончаний прилагательных и, во-вторых, показать на тексте диктанта, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной и красочной.

Сначала я провожу беседу, в которой объясняю учащимся, на что нужно обращать внимание, чтобы описание картины было более глубоким и выразительным. Затем объясняю, в чем будет заключаться предстоящая работа, и читаю текст диктанта, делая длительные паузы на месте пропущенных прилагательных.

После записи текста диктанта учащиеся устно дают ответы на вопросы, записанные на доске. Ответы требую подробные, со всеми прилагательными. Из всех предложенных определений отбираем самые яркие, выразительные и снова прочитываем предложения вместе с подобранными словами.

После этого учащимся даётся время, в течение которого они письменно восстанавливают прилагательные на месте пропусков.

Вся работа по картине проходит в быстром темпе, учащиеся занимаются этим новым для них видом работы с большим интересом.

Например, в 7 классе во время изучения наречий я привлекаю картину В.А.Серова «Девочка, освещенная солнцем». А при изучении причастий и причастных оборотов очень эффективна работа по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы».

После написания диктанта по картине я обязательно провожу работу над ошибками: отмечаю правильно подобранные слова, указываю на неудачные или неточные. Также объясняются типичные орфографические ошибки. Лучшие работы зачитываются вслух.

Я убеждена, что творческие диктанты по картине приносят учащимся несомненную пользу. Диктант с элементами творчества помогает «открыть уста детей», вызывает интерес у школьников. Тексты диктантов помогают раскрыть содержание картины, учат понимать живопись и прививают любовь к ней.

В то же время этот вид диктанта, как и любой диктант, воспитывает орфографическую зоркость учащихся. Задание подобрать нужные слова, пропущенные в тексте, с каждым разом усложняется и требует от учеников всё большей самостоятельности.

Таким образом, творческий диктант по картине способствует повышению грамотности учащихся и интенсивному развитию речи мыслительных способностей.

Все ученики классов, с которыми я работала, с интересом выполняли это задание. Мониторинг знаний дал возможность проследить, как постепенно меняется лексика учащихся, обогащается их активный словарь, усложняются синтаксические конструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Творческий диктант по картинам. Практическое применение. 5 класс 2 часть

Сборник текстов  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с биографическими и искусствоведческими материалами, а также творческие задан...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦПМСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ,ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯВ УСЛОВИЯХ ЦПМСС...

Статья "Диктант с изменением текста как один из приёмов развития речи учащихся и коррекции внимания, мышления, памяти"

В данной статье рассказано, как я работаю на уроках русского языка в 5-9 классах по корреции внимания, мышления, памяти учащихся...

Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах

Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах...

Публикация на тему "Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся".

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы...

Статья "Изобразительно-выразительные средства языка как инструмент развития речи учащихся"

В статье рассматривается вопрос использования изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка в качестве способа развития речи учащихся. Данная статья была опубликована, сертификат прила...