Урок-соревнование по русскому языку в 7 классе «Формирование орфографических умений и навыков по теме "Причастие"».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ларюшкина Татьяна Ивановна

      Урок русского языка на тему "Формирование орфографических умений и навыков" представлен в виде подробной разработки с описанием всех видов заданий и ответов. Урок проводится после изучения темы "Действительные и страдательные причастия". Форма проведения - урок- соревнование. Класс делится на  3 команды. Выполняя задания, учащиеся коллективно обсуждают конкретную проблему, обмениваются идеями, мнениями, что способствует развитию коммуникативных умений.

    Урок содержит богатый дидактический материал, который станет хорошим подспорьем учителю, желающему внести элементы разнообразия в повседневный процесс обучения. Игровые, занимательные моменты, элементы соревновательности   помогают оживить урок, активизировать внимание учащихся. Вопросы и задания имеют  разный уровень сложности,  носят развивающий, творческий характер.

     Урок актуален,  так как каждое задание требует от учащихся  активной мыслительной деятельности, объяснений и доказательств, что соответсвует требованиям нового  ФГОСа. Дидактический материал урока помогает раскрепощать мышление, развивать чувство юмора учащихся, повышать интерес к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r7_urok-sorevnovanie_po_teme_prichastie.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Формирование орфографических умений и навыков» (Урок-соревнование).
 Цели: 1. закрепить полученные знания по теме «Причастие»: отработать навыки написания суффиксов -ом-(-ем-), -ым-(-им-) в страдательных   причастиях, н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, гласной  перед -н- в полных и кратких страдательных причастиях;

         2. продолжить работу по обогащению словарного запаса,  развитию речи учащихся с использованием  действительных и страдательных причастий;

             3. раскрепощать мышление, развивать чувство юмора учащихся, повышать интерес  к урокам русского языка;  

. Оборудование: карточки для групповой работы, проектор

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня у нас не обычный урок, а урок-соревнование. Совсем недавно мы познакомились с действительными и страдательными причастиями.  Разделившись на три команды, мы проведем соревнование и выявим сильнейших, то есть   наиболее хорошо усвоивших  эту сложную тему.

Победителям будут вручены… пятерки в журнал и дневник. Судить соревнование буду я и мой ассистент... (сильный по успеваемости ученик).

Итак, соревнование начинается.

III. Проведение игры (в форме групповой работы).

Задание 1

- Разминка. Напишите интересный рассказ об одном из участников вашей команды, используя при этом как можно больше причастий. Имя и фамилия описываемого ученика не указываются,  команды-соперницы должны угадать, о ком идет речь.

Задание 2.

Составьте слова по схеме (выведена на экран).

Надо прочитать и записать как можно больше слов. Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний. Главное слово – причастие,   выделите  в нем формообразующие суффиксы.

 (МАРТ, САД, КАРТА, ОДА, ДОСАДА, ДАР,  ДАМА, ОСА, ОСАДОК,  РАМА, ТОК, СОК, ОСАДА, ТАРА, ЛАК, ДАТА, КАТОК, ОТАРА, КОСА, АТАКА, КОТ и т.п.)

Задание 3.  Вспомните написание н и нн в причастиях и прилагательных.  Запишите без ошибок  рецепт из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера.  (Текст спроецирован  на экран.)

 1 команда

                                                      Кваше(н,нн)ые девочки

Отобрать грязных, растрепа(н,нн)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(н,нн)ую кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соле(н,нн)ых слез.

2 команда

Консервирова(н,нн)ые грязнули

Взять несколько вываля(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ним  измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(н,нн)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(н,нн)ые грязнули приятно украшают любой стол.

3 команда

Распуще(н,нн)ые девчонки

Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(н,нн)ых девчонок. После того как они минут пятнадцать побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно посыпав девчоночьи головы изрубле(н,нн)ой  лимо(н,нн) ой коркой.

Дополнительное задание (для ассистента и команд, которые справились   раньше)

Компот из испорче(н,нн)ых мальчиков

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Кривляка в собстве(н,нн)ом платьице

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(н,нн)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Задание 4.

Учитель (ассистент) раздает карточки с точками вместо букв. Восстановите слова, объясните написания.

Карточка для 1-й команды

Ст_иж_н_а_ ; взво_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; выко_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ .

(Ответы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная.)

Карточка для 2-й команды

Исп_г_н_ы_ ; без_м_н_ы_ ; соз_а_н_ы_ ; озаб_ч_н_ы_ ; вып_лн_н_а_ ; оказ_н_ы_ .

(Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный.)

Карточка для 3-й команды

Усып_н_ы_ ; осве_ё_н_й ; выч_щ_н_ы_ ; р_зб_о_а_н_й; сло_е_н_й ; выу_е_н_й.

(Ответы: усыпанный, освещенный, вычищенный, разбросанный, сложенный, выученный.)

Задание 5       Игра «Кто быстрее  угадает  3-е  лишнее»?

 1.  От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени?

а)  выйти;

     б) кормят;

     в) гонишься;

2. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

а) усиливать;

б) получить;

 в) увлекаться;

3. В суффиксе какого  причастия пишется буква пишется буква и?

 а) реша..мый.

 б) слыш..мый;

 в)  исполня..мый;

4.   В суффиксе какого  причастия пишется буква я; 

 а) трепещ..щий;

б) сража..щийся;

   в) прос..щийся;

5. В суффиксе какого  причастия пишется буква ю; 

а)  стел..щийся;

б) стро..щийся;

в) дыш..щего;

6. Указать    причастие прошедшего времени

а) жаждущий;

б) борющийся;

 в) заросший;

7. Указать  действительное  причастие

    а) поднятое;

    б) сгораемый.

    в)  прожженный.

Задание 6.

Шуточная игра «Энтимологический словарь».

На экран выведены слова:

 Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.

 Шуточные толкования: глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы.

-  Какая команда  больше и быстрее  подберет  неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов. Например: нелепица – некачественный пластилин.

Задание 7. Кто больше?

 Соедините части слов так, чтобы получились причастия, надпишите: действительное или страдательное.

Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е.

(Ответы: воз-лож-ена; рас-стил-а-ющ-ие-ся; зва-ны-е; сши-ты; ко-леб-ле-мо-го; кло-коч-ущ-ему.)

Задание 8.  Кто быстрее и интереснее  подберет как можно больше причастий с разными формообразующими суффиксами по одной выбранной   теме: «Школа», «Осень», «Родина».  Все составленные вами причастия будут отражать   название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова. Составьте словосочетания с этими словами.

Задание 9 (для ассистента).

 Карточка с заданием.

Расскажите об одном из подвигов Геракла, включив в рассказ причастия; выделите в этих причастиях формообразующие суффиксы.

«Знаете ли вы о яблоках Гесперид? А об одиннадцати подвигах Геракла?

Но прежде – тем, кто забыл мифы, кое-что о великом муже Геракле. Я резвый поклонник этого мифа, этой песни непобедимого мужества!

Геракл – величайший герой древности. Он поставил задачей своей жизни биться для блага людей со всем нечистым и злым, если даже это будет сопряжено с могучими трудами и гибельными опасностями. Геракл – честнейшая натура! Он достоин самой счастливой участи. Но злая доля преследует его с самого рождения, и, только совершив величайшие усилия, пережив мучительные страдания, награждается он за свои подвиги бессмертием и общением с блаженными богами». (Вс. Иванов.)

Резерв:

– Подберите синонимы к глаголу обмануть (солгать, одурачить, околпачить, надуть), фразеологические обороты (оставить с носом, обвести вокруг пальца).

IV. Подведение итогов урока, объявление победителей, выставление оценок.

 Домашнее задание:   Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: везти, стричь, хранить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости

В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...

Выступление на РМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов"

Содержание1.     Введение2.     Содержание работы по орфографии в школе3.     Предпосылки работы по орфографии в школе4....

Формирование орфографических умений и навыков у обучающихся коррекционной школы.

Система работы, направленная на формирование орфографических умений и навыков, включает следующие этапы:Подготовка обучающихся к усвоению правила.Усвоение правила.Формирование умения объяснять написан...

Формирование орфографических умений и навыков (урок – игра)

закрепить полученные знания по теме «Причастие»;повторить действительные и страдательные причастия и их правописание;заинтересовать ребят уроками русского языка, вызвать интерес к теме &la...