Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи
статья по русскому языку на тему

В статье предлагается система работы над формирование у учащихся средней школы орфографических навыков. Статья содержит руководство о том, как необходимо работать над усвоением правил, чтобы развивать орфографические навыки у учащихся, учить школьников приемам применения правил, как подбирать упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.

Известно, что орфографический  навык является  необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап совмещения» двух задач : выражать свои мысли в письменной речи и соблюдать  при этом орфографические нормы.

При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.

Что значит развивать речь учащихся?

Развивать речь учащихся – это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями, предложениями, связной речью. Действующая программа по русскому языку предусматривает работу  над развитием речи в трех направлениях :

  1. Овладение нормами русского литературного языка ( нормами литературного произношения, словообразования и образования  форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью);
  2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ;
  3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.

Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при осуществлении связи между обучением орфографии и развитием речи. Эта связь имеет место в трех случаях, когда при изучении орфографии попутно проводится работа над произношением, над значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями и предложениями, а также по обогащению словарного запаса.

В ходе формирования навыков связной речи попутно проводится работа по орфографии.

Следовательно, в первом случае дидактический материал подбирается, исходя из задач обучения орфографии с учетом свойств русского правописания и закономерностей его усвоения, во втором – исходя из задач формирования навыков связной речи.

И в том ив другом случае обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык – это речевой навык.

Когда говорится о работе над произношением, то прежде всего имеется в виду предупреждение и преодоление ошибок в постановке ударения в словах. Так, при изучении правописания безударных  суффиксов – А, -О в наречиях учитель обращает внимание учащихся на правильную постановку ударения в этих словах : досуха, досыта. Наглухо, наскоро ,надолго, задолго и т.д.

Учитель , систематически изучая ошибки произношения своих учащихся, ведет целенаправленную работу по преодолению этих ошибок. В результате  на дидактическом материале, который используется для формирования того или иного орфографического навыка, попутно совершенствуются произносительные навыки учащихся.

Работа над значением морфем проводится с тем, чтобы учащиеся глубже осознали сущность того или иного орфографического правила и способ его применения. Например, при изучении правил правописания приставок  ПРЕ и ПРИ  рассматриваются  слова с приставкой  ПРЕ, близкой по значению  к приставке ПЕРЕ : претерпеть, прекратить, прервать. Учителю необходимо обратить внимание на то, что глаголы с приставкой ПРЕ очень редко заменяются однокоренными глаголами с приставкой ПЕРЕ (прервать – перервать, преградить – перегородить), чаще всего они заменяются близкими по значению глаголами с приставкой ПЕРЕ ( претерпеть – перенести, прекратить – перестать, преобразовать – переделать, превозмочь – пересилить).

При изучении  правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учащихся должны попасть слова типа Запевать – Запивать. Выжать – выжить, развиваться – развеваться. Применять соответствующее правило учащиеся смогут в том случае. Если вдумаются в значение корня.

При изучении правописания Н и НН в суффиксах прилагательных необходимо обратить внимание школьников на то, что в некоторых прилагательных суффикс ЕНН имеет значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-то» : тыквенный, соломенный, лиственный. Правописание этих прилагательных сопоставляется с написание прилагательных с суффиксом АН,ЯН. Которые также имеют указанное выше значение.

Как видим, работа над значением морфем важна как для усвоения орфографии, так и для развития речи учащихся.

Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою специфику : учащиеся по зависимому слову устанавливают основное слово, например при изучении правил правописания безударных гласных Е,И в падежных окончаниях существительных, безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных и причастий, ться и тся в глаголах. В этом трудность для учащихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями.

Работа над предложением особенно уместна при изучении правописания окончаний, а также частиц и союзов, например союзов тоже, также, чтобы. Учащиеся составляют собственные примеры.

Как уже говорилось, работа над связной (контекстной) речью ведется , исходя из того, какие задачи ставятся по развитию связной речи. Работа по орфографии ведется попутно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию орфографических навыков учащихся.

Работа по формированиюорфографических навыков учащихся.          Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя – словесники при...

Формирование орфографических навыков на уроке русского языка

Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Методические аспекты формирования орфографических навыков на уроках русского языка у детей с нарушениями речи

Основным симптомом дисграфии является наличие устойчивых и специфических ошибок на письме. На начальных этапах обучения школьники допускают множество ошибок, но они не являются патологическими, не име...