Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи
статья по русскому языку на тему
В статье предлагается система работы над формирование у учащихся средней школы орфографических навыков. Статья содержит руководство о том, как необходимо работать над усвоением правил, чтобы развивать орфографические навыки у учащихся, учить школьников приемам применения правил, как подбирать упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.
Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап совмещения» двух задач : выражать свои мысли в письменной речи и соблюдать при этом орфографические нормы.
При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.
Что значит развивать речь учащихся?
Развивать речь учащихся – это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями, предложениями, связной речью. Действующая программа по русскому языку предусматривает работу над развитием речи в трех направлениях :
- Овладение нормами русского литературного языка ( нормами литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью);
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ;
- Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.
Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при осуществлении связи между обучением орфографии и развитием речи. Эта связь имеет место в трех случаях, когда при изучении орфографии попутно проводится работа над произношением, над значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями и предложениями, а также по обогащению словарного запаса.
В ходе формирования навыков связной речи попутно проводится работа по орфографии.
Следовательно, в первом случае дидактический материал подбирается, исходя из задач обучения орфографии с учетом свойств русского правописания и закономерностей его усвоения, во втором – исходя из задач формирования навыков связной речи.
И в том ив другом случае обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык – это речевой навык.
Когда говорится о работе над произношением, то прежде всего имеется в виду предупреждение и преодоление ошибок в постановке ударения в словах. Так, при изучении правописания безударных суффиксов – А, -О в наречиях учитель обращает внимание учащихся на правильную постановку ударения в этих словах : досуха, досыта. Наглухо, наскоро ,надолго, задолго и т.д.
Учитель , систематически изучая ошибки произношения своих учащихся, ведет целенаправленную работу по преодолению этих ошибок. В результате на дидактическом материале, который используется для формирования того или иного орфографического навыка, попутно совершенствуются произносительные навыки учащихся.
Работа над значением морфем проводится с тем, чтобы учащиеся глубже осознали сущность того или иного орфографического правила и способ его применения. Например, при изучении правил правописания приставок ПРЕ и ПРИ рассматриваются слова с приставкой ПРЕ, близкой по значению к приставке ПЕРЕ : претерпеть, прекратить, прервать. Учителю необходимо обратить внимание на то, что глаголы с приставкой ПРЕ очень редко заменяются однокоренными глаголами с приставкой ПЕРЕ (прервать – перервать, преградить – перегородить), чаще всего они заменяются близкими по значению глаголами с приставкой ПЕРЕ ( претерпеть – перенести, прекратить – перестать, преобразовать – переделать, превозмочь – пересилить).
При изучении правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учащихся должны попасть слова типа Запевать – Запивать. Выжать – выжить, развиваться – развеваться. Применять соответствующее правило учащиеся смогут в том случае. Если вдумаются в значение корня.
При изучении правописания Н и НН в суффиксах прилагательных необходимо обратить внимание школьников на то, что в некоторых прилагательных суффикс ЕНН имеет значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-то» : тыквенный, соломенный, лиственный. Правописание этих прилагательных сопоставляется с написание прилагательных с суффиксом АН,ЯН. Которые также имеют указанное выше значение.
Как видим, работа над значением морфем важна как для усвоения орфографии, так и для развития речи учащихся.
Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою специфику : учащиеся по зависимому слову устанавливают основное слово, например при изучении правил правописания безударных гласных Е,И в падежных окончаниях существительных, безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных и причастий, ться и тся в глаголах. В этом трудность для учащихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями.
Работа над предложением особенно уместна при изучении правописания окончаний, а также частиц и союзов, например союзов тоже, также, чтобы. Учащиеся составляют собственные примеры.
Как уже говорилось, работа над связной (контекстной) речью ведется , исходя из того, какие задачи ставятся по развитию связной речи. Работа по орфографии ведется попутно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список литуратуры по теме "Формирование орфографического навыка"
Помощь в поиске информации по теме...
Формирование орфографического навыка
Из опыта работы...
Работа по формированию орфографических навыков учащихся.
Работа по формированиюорфографических навыков учащихся. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя – словесники при...
Формирование орфографических навыков на уроке русского языка
Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
Методические аспекты формирования орфографических навыков на уроках русского языка у детей с нарушениями речи
Основным симптомом дисграфии является наличие устойчивых и специфических ошибок на письме. На начальных этапах обучения школьники допускают множество ошибок, но они не являются патологическими, не име...