Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию общеинтеллектуальных умений путем развития речи младшего школьника "Речевые секреты"
рабочая программа
В настоящее время можно с точностью говорить о том, что человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Главная функция речи человека состоит в том, что она является инструментом мышления.
Руководствуясь всем вышесказанным можно предположить, что развивать мышление можно посредством развития речи. Другими словами, увеличивая словарный запас ребенка и совершенствуя грамматический строй речи, мы будем развивать у ребенка способность четко и правильно выражать свои мысли, не бояться высказать их, тем самым, избавляя его от комплексов и страхов; у ребенка появиться собственное мнение на проблему и способность отстоять свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_sekrety.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя школа №2 г. Вязьмы Смоленской области
215110 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23
Тел.: директор: 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92, http://school2.vzm.su,
email: school2-vzm@yandex.ru
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
по формированию общеинтеллектуальных умений
путем развития речи младшего школьника
«РЕЧЕВЫЕ СЕКРЕТЫ»
Пояснительная записка.
Актуальность
Последнее время учителя сталкиваются с проблемой, что современные дети не умеют мыслить творчески, как сейчас говорят - креативно. Любое задание, отличное от привычной стандартной формы, вызывает затруднения даже у тех учеников, которые достаточно хорошо успевают по всем предметам. Нестандартная формулировка или нетрадиционный подход к решению предложенной задачи ставит ребенка в тупик. Мышление современного человека должно позволять ему не просто формулировать, а доказывать свой ответ, выдвигать свою, пусть даже, отличную от общепринятой, точку зрения.
В поиске эффективных путей формирования мышления нельзя не остановиться на связи мышления и речи. На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание.
По мнению психолога П.П. Блонского мышление и речь имеют генетически один и тот же корень – действие, практическая деятельность.
Кроме того, человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью доказывается и психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок.
Итак, в настоящее время можно с точностью говорить о том, что человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Главная функция речи человека состоит в том, что она является инструментом мышления.
Руководствуясь всем вышесказанным можно предположить, что развивать мышление можно посредством развития речи. Другими словами, увеличивая словарный запас ребенка и совершенствуя грамматический строй речи мы будем развивать у ребенка способность четко и правильно выражать свои мысли, не бояться высказать их, тем самым, избавляя его от комплексов и страхов; у ребенка появиться собственное мнение на проблему и способность отстоять свою точку зрения.
Отличительная особенность программы
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (ролевые игры, пальчиковые игры, двигательная разминка).
В ходе каждого занятия обязательно проводятся:
- дыхательная и дикционная разминка, как средство мобилизации речевого аппарата школьников;
- пальчиковая гимнастика и двигательная разминка (игры с мячом) – одна из причин задержки в речевом развитии детей вызвана недостаточностью развития и функционирования двигательной (моторной) сферы, игры с мячом, кроме того, организованы так, что решают так же основную задачу занятия (способствуют развитию словарного запаса, грамматического строя речи, развитию мышления);
- упражнения на развитие словесно-логического мышления, воображения и творческого мышления.
Этапы занятий:
Этап I. Приветствие, создание положительной атмосферы.
Этап II. Коррекционно-развивающий блок.
- Дыхательная и дикционная разминка.
- Пальчиковая гимнастика.
- Двигательная разминка.
4. Игры, упражнения и приемы, направленных на решение задач данного занятия.
Этап III. Рефлексия занятия.
Описание участников программы
Программа предназначена для групповой или индивидуальной работы с обучающимися 2-х классов (в том числе с ОВЗ).
Индивидуальная работа организуется со школьником по рекомендации ПМПК в том случае, если рекомендовано развитие речевой сферы, коммуникативных способностей, развитие высших психических функций.
Групповые занятия рассчитаны на максимальную численность в группе 10 – 12 человек. Группа закрытая, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых участников на каждом занятии. Перед формированием группы с участниками проводится диагностика. Главный акцент занятий делается на работу с детьми, показавшими низкий уровень мыслительных способностей и речи в ходе диагностики. Исследование включает в себя следующие методики: «Методика диагностики общих умственных способностей детей 6-12 лет», методика «Расскажи по картинке».
Объём программы: 21 час.
Сроки реализации программы: пол года.
Режим занятий: 1 раз в неделю – 40 минут.
Описание целей и задач программы
Данная программа направлена на реализацию следующей цели: формирование общеинтеллектуальных умений путем развития речи младшего школьника.
Из этого вытекают следующие задачи:
- мобилизация речевого аппарата школьников;
- стимуляция речевого развития путем тренировки движений пальцев рук;
- увеличение словарного запаса обучающихся;
- совершенствование грамматического строя речи;
- формирование интереса к родному языку как инструменту познания, мышления, развития;
- достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создание фундамента для эффективного последующего развития словесно-логического мышления.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Метапредметные
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Тематическое планирование занятий и краткое содержание курса
Тематика и основные задачи занятия | Содержание занятия |
Занятие 1. Тема: Живое - неживое Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Уточнение знаний о живых и неживых предметах. Формирование умения правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам. Развитие творческого воображения и мышления. | Дыхательная разминка «Дыхание, голос» (см. приложение «Дыхательная разминка»). Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата (см. приложение «Дикционная разминка»). Пальчиковая гимнастика «Две мартышки» (см. приложение «Пальчиковая гимнастика»). Двигательная разминка «Мяч бросай, животное называй» (см. приложение «Игры с мячом»). Упражнения: «Задай вопрос «кто?» или «что?»; «Что нарисовано? Кто нарисован?» (см. приложение «Развивающие игры»). Задания № 1,2 из приложения «Воображение и творческое мышление» |
Занятие 2. Тема: Мы едем, едем, едем… Уточнение знаний о разных видах транспорта. Формирование умения правильно использовать название транспортного средства в предложении. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения, путем художественного творчества, творческого мышления, концентрации внимания. | Дыхательная разминка «Дыхание, голос». Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика «Маленький кролик». Двигательная разминка «Мне мяч отдай, транспорт быстро называй». Упражнение «Подбери картинку». Задания № 3, 4, 5 из приложения «Воображение и творческое мышление» |
Занятие 3. Тема: Что растет в саду и огороде Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Уточнение знаний об овощах, фруктах и ягодах. Формирование умения правильно подбирать глагол к названию овоща, фрукта или ягоды. Увеличение словарного запаса. Развитие речевого творчества, воображения, путем художественного творчества, мышления (умение классифицировать предметы). | Дыхательная разминка «Глубокий вдох – медленный выдох». Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика «Котята». Двигательная разминка «Мяч другому передай, четко фрукты называй». Упражнение «Во саду ли, в огороде». Задание № 9, 6, 7 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 4. Тема: Игры с падежами Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно использовать падежные формы. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения путем художественного творчества, творческого мышления. | Дыхательная разминка «Глубокий вдох – медленный выдох». Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика «Улей». Двигательная разминка «Из чего сделано?). Упражнения: «Хозяйка кормила…», «Я готовлю сам!», «Исправь ошибки». Задание № 8 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 5. Тема: Один – много Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения образовывать форму множественного числа. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения путем художественного творчества, творческого мышления. | Дыхательная разминка «Радужные шары». Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика «Снеговик». Двигательная гимнастика «Один-много». Упражнение «У меня и у тебя». Задание № 10, 11 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 6. Тема: Он - она Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно употреблять слова в мужском и женском роде; умение образовывать форму женского рода. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения путем художественного творчества. Развитие творческого воображения и мышления, используя невербалику. | Дыхательная разминка «Радужные шары». Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика «Кря! Кря! Кря!». Двигательная гимнастика «Он-она». Упражнения в составлении предложений с существительными мужского и женского рода. Задания № 12, 13 из приложения «Воображение и творческое мышление». Ролевая игра «Веселая разминка» из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 7. Тема: Я придумал слово! Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения образовывать новые слова с помощью суффиксов. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения и творческого мышления, логического мышления. | Дыхательная разминка «Одуванчик». Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика «Фонарь». Двигательная гимнастика «Животные и их детеныши». Упражнения: «Ласковые дети», «Все профессии важны». Задания № 14, 15 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 8. Тема: Слова-друзья. Слова-враги. Слова-близнецы Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения разбираться в значениях существительных на примере синонимов, антонимов и омонимов. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения и творческого мышления. | Дыхательная разминка «Одуванчик». Дикционная разминка «Сказка о веселом Язычке». Пальчиковая гимнастика «Гусеница». Двигательная гимнастика «Предметы-противоположности». Упражнения по подбору к предложениям подходящих по смыслу синонимов, антонимов и омонимов. Игра «Кляксы», задание № 16 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 9. Тема: Игры со словами Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения находить лишнее существительное. Формирование умения составлять рассказ по картинке. Практика в составлении новых слов, путем добавления букв. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие логического мышления. | Дыхательная разминка «Надувной шарик». Дикционная разминка «Сказка о веселом Язычке». Пальчиковая гимнастика «Моя книга». Двигательная гимнастика «Чей домик?». Упражнения: «Найди лишний предмет», «Составь рассказ по картинке», «Впиши последнюю букву», разгадывание кроссворда. Задание № 17 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 10. Тема: Действия Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно обозначать действия словами. Увеличение словарного запаса. Развитие речевого творчества. Развитие воображения путем художественного творчества. Развитие творческого мышления. | Дыхательная разминка «Надувной шарик». Дикционная разминка «Сказка о веселом Язычке». Пальчиковая гимнастика «Пять малышей». Двигательная гимнастика «Профессии». Упражнения: «Кто что делает», «Бывает - не бывает». Задания № 18,19,20 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 11. Тема: Движения. Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно обозначать движения словами. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения и творческого мышления путем художественного творчества. | Дыхательная разминка «Глубокий вдох – короткий выдох». Дикционная разминка «Сказка о веселом Язычке». Пальчиковая гимнастика «Мяу, Му, Гав и другие». Двигательная гимнастика «Если нравиться тебе, то делай так… ». Упражнения «Кто как передвигается», «Путаница». Задания № 21,22 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 12. Тема: Слова-друзья. Слова – враги. Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения чувствовать все смысловые оттенки глагола. Увеличение словарного запаса. Развитие речевого творчества. Развитие воображения и творческого мышления путем художественного творчества. | Дыхательная разминка «Глубокий вдох – короткий выдох». Дикционная разминка «Сказка о веселом Язычке». Пальчиковая гимнастика «Громкое утро». Двигательная гимнастика «Действия-противоположности». Упражнения в подборе глаголов-синонимов и глаголов-антонимов к предложению. Задания № 23,25 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 13. Тема: Игры со словами Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения находить лишнее слово. Практика в составлении новых слов, путем добавления букв. Развитие речевого творчества. Развитие творческого воображения и мышления, логического мышления. Развитие скорости переключения внимания. | Дыхательная разминка «Задуй свечу». Дикционная разминка «Сказка о веселом Язычке». Пальчиковая гимнастика «Лошадка». Двигательная гимнастика «Слушай действие». Упражнения: «Найди лишне слово», «Впиши первую букву», «Составь рассказ по картинке», разгадывание кроссворда. Здание № 26 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 14. Тема: Слова признаки. Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения подбирать к слову-предмету слова-признаки. Увеличение словарного запаса. Развитие речевого творчества. Развитие творческого воображения и мышления с помощью невербалики. Развитие логического мышления. | Дыхательная разминка «Задуй свечу». Дикционная разминка «Сказка о веселом Язычке». Пальчиковая гимнастика «Аккуратные зайчата». Двигательная гимнастика «Мяч бросай – признак называй». Упражнение «Ответь на вопрос». Задания № 24, 27, 28 и «Веселая разминка» из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 15. Тема: Противоположности Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения подбирать прилагательное, которое бы правильно выразило мысль. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения путем художественного творчества. Развитие творческого мышления. Развитие концентрации внимания. | Дыхательная разминка «Задуй свечи». Дикционная разминка «Язычок». Пальчиковая гимнастика «Котенок». Двигательная гимнастика «Признаки-противоположности». Упражнение «Подбери словечко». Задания № 29, 30, 33 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 16. Тема: Форма. Цвет. Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно использовать в предложении название формы и цвета предмета. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения путем художественного творчества. Развитие творческого мышления. | Дыхательная разминка «Задуй свечи». Дикционная разминка «Язычок». Пальчиковая гимнастика «Петин гребешок». Двигательная гимнастика «Лови, бросай, цвета называй». Упражнения: «Какая форма предмета?», «Цветная игра». Задания № 32, 34 из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 17. Тема: Игры со словами Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения находить лишнее прилагательное. Формирование умения составлять рассказ, используя опорные прилагательные. Увеличение словарного запаса. Развитие речевого творчества. Развитие воображения путем художественного творчества. Развитие логического мышления. | Дыхательная разминка «Сдуваем пылинку». Дикционная разминка «Язычок». Пальчиковая гимнастика «Бычок». Двигательная гимнастика «Чья голова?». Упражнения: «Найди лишний признак», «Составь рассказ по картинке». Задания № 35, 36, 37 и «Веселая разминка» из приложения «Воображение и творческое мышление». |
Занятие 18. Тема: Как? Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно образовывать и использовать наречия. Формирование умения составлять рассказ, используя опорные наречия. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие логического мышления. | Дыхательная разминка «Сдуваем пылинку». Дикционная разминка «Язычок». Пальчиковая гимнастика «Мишка, мишка, лежебока». Двигательная гимнастика «Продолжи предложение». Упражнения: «Какой – как?», «Составь рассказ по картинке». Упражнения № 1-4 из приложения «Ступени к интеллекту». |
Занятие 19. Тема: Мой, моя, мое, мои Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно использовать в речи местоимения. Увеличение словарного запаса. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие логического мышления. | Дыхательная разминка «Тренировка длительного распределенного выдоха». Дикционная разминка «Язычок». Пальчиковая гимнастика «Ежик». Двигательная гимнастика «Мой, моя, мое, мои..». Упражнение «Будь внимателен». Задания № 5 – 8 из приложения «Ступени к интеллекту». |
Занятие 20. Тема: Слова - помощники Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения правильно использовать в речи предлоги. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие логического мышления. | Дыхательная разминка «Тренировка длительного распределенного выдоха». Дикционная разминка «Язычок». Пальчиковая гимнастика «Петушки». Двигательная гимнастика «Кто кем был». Упражнение: «Составь предложения». Задания № 9 - 12 из приложения «Ступени к интеллекту». |
Занятие 21. Тема: Игры со словами Мобилизация речевого аппарата. Стимуляция речевого развития путем тренировки пальцев рук. Формирование умения находить лишнее наречие. Составление рассказа, используя необходимые предлоги. Практика в умении расставлять слова в нужном порядке с целью получения предложения. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие логического мышления. | Дыхательная разминка – по выбору. Дикционная разминка «Язычок». Пальчиковая гимнастика «Хрюшкина подружка». Двигательная гимнастика – по выбору. Упражнения: «Найди лишнее слово», «Составь рассказ по картинке», «Собери предложение». Задания № 13 - 16 из приложения «Ступени к интеллекту». |
Литература.
- Белошистая А.В. Ступени к интеллекту. Развивающие задания. – М.: АРКТИ, 2005.
- Благонравова А.В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей. – Ярославль: Академия развития, 2009.
- Ляско Е.Е. Развитие речи малыша. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Немов Р.С. Психология. – В 3 кн.: кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Скворцова И.В. Логопедические игры. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.
- Хвостовцев А. Детки-непоседки. Пальчиковые игры для детей. – Новосибирск, Сиб. унив. Изд-во, 2009.
- Шваб Е.Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Шперберг Г.И. Развитие детского речевого творчества. – Вязьма.: Центр развития образования, 1996
Приложение.
Дыхательная разминка.
1. Дыхание, голос.
Начинать занятия речевой деятельности целесообразно с упражнений, направленных на развитие дышать глубоко, без напряжения, произвольно пользоваться воздухом на вдохе. Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе учащиеся не поднимали плечи, а при выдохе не опускали их.
2. Глубокий вдох – медленный выдох.
Не спеша набрать воздух через нос и медленно выдохнуть через рот.
3. Радужные шары.
В руках у каждого воображаемая игрушка с таким названием. Нужно подуть на ее колечко с тем, чтобы выдуть как можно больше мыльных пузырей или, наоборот, один, но очень большой пузырь.
4. Одуванчик.
Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы пушинки летели как можно дольше и дальше.
5. Надувной шарик.
Надуть воображаемый воздушный шарик, следя, чтобы он не лопнул.
6. Глубокий вдох – короткий выдох.
Набрать воздух через нос и быстро с силой выдохнуть через рот. Следить за неподвижностью плеч.
7. Задуй свечу.
Взять в руки воображаемую свечу и быстро задуть ее. Повторить, но держа свечу на расстоянии вытянутой руки.
8. Задуй свечи.
То же, что и в предыдущем упражнении, но только нужно представить, что свеча не одна, а несколько: они могут быть закреплены в подсвечнике на разной высоте или украшать именинный торт.
9. Сдуваем пылинку.
Вытянуть руку перед собой. Сдуть с нее воображаемую пылинку так, чтобы она слетела с кончиков пальцев.
10. Тренировка длинного распределенного выдоха.
Длинный вдох можно тренировать с помощью простого счета: вдохнуть через нос и затем неторопливо, считая до 10-15 раз, сделать выдох. Считать нужно свободно, плавно, не утомляясь. Ни в коем случае нельзя выжимать из себя последние капли воздуха – это может привести к головокружению.
Можно использовать тексты считалок, прибауток, шуточных стихотворений.
Дикционная разминка.
Артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата.
1.
- Сложить губы трубочкой и подуть слабо, затем сильно.
- Улыбнуться, показав зубы.
- Высунуть язык и повернуть его вправо и влево.
- Провести кончиком языка по твердому небу т мягкого неба до зубов и обратно.
- Поцокать языком, как лошадка.
- Провести языкам по верхней губе, стараясь достать как можно выше. Попытайтесь дотянуться языком до носа.
2. Сказка о веселом Язычке.
Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Вот так.
(Взрослый медленно и плотно смыкает и размыкает губы.)
Чем же закрывался домик? Зубами! Нижние зубы – крылечко, верхние – дверь.
Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверь, высунется на улицу и снова в домике спрячется. Вот так!
Язычок был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает и думает: «И я так попробую!» Высунет хвостик на крылечко и снова спрячет. Сначала медленно, а потом быстрее. Совсем как у котенка получается. А вы так умеете?
А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит на улице, то и поет.
Например, дети на улице кричат. Откроет Язычок широко-широко дверь и поет «А-а-а…» Лошадка на лугу ржет. Язычок узенькую щелочку в дверке сделает и как запоет: «И-и-и…» Поезд вдалеке гудит. Язычок кругленькую дырочку в дверце сделает и поет: «У-у-у…»
Так незаметно и день проходит. Устанет язычок, закроет дверь и спать ложится.
А ты сможешь рассказать сказку о язычке?
3. Язычок
Двери шире открывает:
Воздух свежий он впускает.
И пока он убирает,
Домик свой не запирает.
А теперь наш язычок
Моет небо-потолок.
Язычок гулять выходит,
Домик свой кругом обходит
Смотрит, как расческа-зубы
Нам причесывает губы.
Видит: губки очень гибки.
Ловко тянуться к улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянуться вперед.
Все, что нужно, увидал
И налево зашагал
Пальчиковая гимнастика.
Стихи сопровождаются движениями рук и тела.
1. Две мартышки.
Две мартышки, слов не тратя,
Раз подрались на кровати.
Друг из друга в этой схватке
Вышибли ума остатки.
Врач пришел, уселся в кресле
И сказал мартышкам: «Если
Драться будите, мартышки, -
Выгоню из этой книжки.
2. Маленький кролик.
Маленький кролик по имени Кролик
Всех нас смеяться заставил до колик:
Прыгал за белкой, за уткой скакал,
Лапой тюльпан поднимал как бокал.
Ах, как смешно его уши торчали»!
Мы хохотали, души в нем не чая,
Но на опушке заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
3. Котята.
Вот пятеро котят. Один ушел – и нет его.
Ну нет его – и нет. Котят осталось четверо.
Вот четверо котят. Один ночной порою
На дерево залез – котят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал – осталось два котенка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
А самый умный – тот, оставшийся, последним
Он к миске подошел, и, как и должно киске,
Лакать за пятерых стал молоко из миски.
4. Улей.
Пчелиный дом зовется «улей»,
Пчела в него несется пулей,
А сколько в этом доме есть
Таких же пчел еще – не счесть!
Он весь как будто на ладони –
Пчелиный, сладкий, дружный домик.
(Что беспощаден он к врагу –
Об этом вспомнишь на бегу.)
5. Снеговик.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратился в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза…шляпа…
Нос…метла…
Но солнце припечет слегка-
Увы! – и нет снеговика.
6. Кря! Кря! Кря!
Пять маленьких, худеньких, глупых утят
За мамою-уткой угнаться хотят.
Угнаться за мамою-уткой?
Серьезное дело! Не шутка!
Но кратка прогулка. Близки берега.
Четыре утенка кричат: «Га, га, га!»
Они ведь не куры – утята.
Они из воды не хотят ведь.
Качает утят на прибрежной волне,
А маленький самый, с пятном на спине,
Плывет, говоря: «Кря! Кря! Кря!»,
Плывет, говоря: «Кря! Кря! Кря!».
7. Фонарь.
Я – тыква. Большущая тыкв и круглая.
Росла я на грядке – а нынче я пугало.
Вот рот мой, три зуба.
Два глаза и нос,
А вот для чего мне все это – вопрос.
Сама на него я ответить хочу:
Поставьте меня и зажгите свечу,
И в праздничный вечер осеннего дня
Я буду светить вам. Не бейтесь меня!
8. Гусеница.
Этот странный дом без окон
У людей зовется «конон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся соня-сонюшка!
Под весенним ярим солнышком
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!
9. Моя книга.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке – круглый бок:
Вверх вниз, прыг-скок.
В книжке зонт. Открой и пой:
Лупит дождь – а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у иски мех такой
Теплый, мягкий, голубой!
10. Пять малышей.
Один малыш качается в саду.
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились – ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Один, два, три…
Два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь: я иду искать!»
11. Мяу, Му, Гав и другие (Т.Литвинова).
Цулый день паслись у сосен
Две подружки – Ме и Му,
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему.
Кря купался рядом в речке,
Кукареку песни пел,
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Тех, кто в этот жаркий полдеь
На глаза попался нам.
12. Громкое утро (М.Яснов).
Зашушукались на сливе
Озорные «чиви-чиви»,
А среди высоких трав
Скачет радостное «гав».
И уже летит за реку
Молодое «кукареку»,
«Му-у-у-у» поплыло из тумана,
«Ме-е-е-е» проснулось на лугу,
А из дома рано-рано
Им в ответ:
- Бегу!...Бегу!...
13. Лошадка (В. Берестов).
- Но! – сказали м лошадке
И помчались без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
14. Аккуратные зачата (Г. Лагздынь).
Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушитые.
15. Котенок (В. Берестов).
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатиться,
За него котенок схватиться.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
16. Петин гребешок (В. Ланцетти).
- Эй, дружок, Петушок!
Одолжи мне гребешок!
Причешу сестренку челку,
Причешу лошадке холку.
И козе – короткую
Причешу бородку я!
17. Бычок (В. Берестов).
Маленький бычок,
Желтенький бочек,
Ножками ступает,
Головой мотает.
- Где же стадо? Му-у-у-у!
Скучно одному-у-у-у!
18. Мишка, мишка, лежебока!
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх, ты, мишенька – медведь.
19. Ежик (В. Катаев).
На комод забрался ежик.
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причесаны колючки,
И никак не разберешь –
Щетка это ли еж?
20. Петушки (В. Берестов)
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
21. Хрюшкина подружка (В. Орлов).
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
Двигательная разминка. Игры с мячом, направленные на развитие словарного запаса.
(по материалам С.А. Сенниковой)
- «Мяч бросай, животное называй».
- «Мне мяч отдай, транспорт быстро называй».
- « Мяч другому передай, четко фрукты называй».
- «Из чего сделано?». Психолог, бросая мяч, задает вопрос: «Из чего сделан этот предмет?». Ребенок возвращает мяч, отвечая, например: «Из кожи».
- «Один-много». Мы волшебники немного, был один, а стало много. Возвращая мяч, ребенок образует форму множественного числа.
- «Он-она». Психолог, бросая мяч, называет особь мужского мола, ребенок, возвращая его, называет особь женского.
- «Животные и их детеныши». Человеческие дети знают всех детей на свете. Возвращая мяч, ребенок образует название детеныша с помощью суффикса «онок».
- Игра «Предметы-противоположности». Возвратив мяч, ребенок называет предмет, противоположный по значению.
- Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?». Кто в берлоге, кто в норе? Расскажи-ка поскорей…
- Игра «Профессии». Ребенок, возвращая мяч, называет, что делает представитель той или иной профессии.
- Игра с мячом «Если нравиться тебе, то делай так..» После выполнения действия, дети отвечают на вопрос, что они делали.
- Игра «Действия-противоположности». Проводиться по аналогии с игрой №8.
- Игра с мячом «Слушай действие». Когда психолог называет слова – предметы, дети стучат мячом по полу, услышав действие, дети должны поймать мяч и замереть.
- Игра «Мяч бросай, признак называй».
- Игра «Признаки-противоположности». По аналогии с игрой №8.
- Игра «Лови, бросай, цвета называй». Желтый – цыпленок, солнце, репа… Зеленый – огурец, трава, лес.. И т.д. Игра проводиться по кругу.
- Игра «Чья голова?». Психолог бросает мяч кому-либо из детей , говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».
- Игра «Продолжи предложение». Например: Я играл вчера как? Дети, перебрасывая мяч по кругу продолжают: долго, вело, интересно и т.д.
- Игра «Мой, моя, мое, мои…». Возвращая мяч, ребенок подбирает нужное местоимение к заявленному психологом слову.
- Игра «Кто кем был?» Психолог, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая его, отвечает а вопрос кем (чем) был раньше названный объект: Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, шкаф – доской, лошадь – жребенком, корова – теленком, дуб – желудем…
Развивающие упражнения для увеличения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи.
- Упражнение «Задай вопрос «кто?» или «что?»
Цель: формирование умения правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам.
Дети называют предметы, которые видят на картинке и к каждому слову задают вопрос «кто?» или «что?».
2. Упражнение «Что нарисовано? Кто нарисован?»
Цель: формирование умения правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам.
Дети задают к изображенным предметам вопросы и помечают живые предметы сердечком, а неживые – треугольником.
3. Упражнение «Подбери картинку»
Цель: формирование умения правильно использовать название транспортного средства в предложении.
У детей картинки с изображением разных видов транспорта. Психолог читает начало предложения. Ребенок, у которого подходящая картинка, поднимает руку и объясняет, почему решил, что именно эта картинка подходит.
4. Упражнение «Во саду ли, в огороде»
Цель: формирование умения правильно подбирать глагол к названию овоща, фрукта или ягоды.
Дети разбивают на группы ягоды, фрукты, овощи, дают им правильное название и подбирают подходящий по смыслу глагол из написанных на карточках.
- Упражнение «Хозяйка кормила…»
Цель: формирование умения правильно использовать падежные формы.
Дети продолжают предложение «Хозяйка кормила…», называя животных, изображенных на картинке во множественном числе.
- Упражнение «Я готовлю сам!»
Цель: формирование умения правильно использовать падежные формы.
Дети продолжают фразу: «Мы сварим суп из чего? Компот из чего?», используя известные названия овощей и фруктов. Психолог следит за правильностью использования падежных форм.
- Упражнение «Исправь ошибки»
Цель: формирование умения правильно использовать падежные формы.
Дети читают предложения с неправильно употребленной падежной формой и исправляют ошибку:
Сливочное масло поливают оладьями.
Стиральный порошок стирают бельем.
Огурцы поливают водой.
Одеяло укрывается мною.
Воду поливают луком.
Ножницы режут бумагой.
Платок машет девочкой.
Самолет управляется пилотом.
Рыба дышит жабрами.
Начинку сделали с пирогом.
- Упражнение «У меня и у тебя»
Цель: формирование умения образовывать форму множественного числа.
Психолог говорит фразу: - У меня василек. Ребенок продолжает, ставя слово во множественное число: - А у меня васильки.
- Упражнения: «Ласковые дети»
Цель: формирование умения образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Дети изменяют слова, написанные на карточках, называя их ласково.
- Упражнение «Все профессии важны»
Цель: формирование умения образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Дети называют профессии, изображенные на картинках по образцу: Он – учитель, она - учительница.
11. Упражнение «Найди лишний предмет».
Цель: формирование умения находить лишнее существительное.
Дети рассматриваю картинку, ходят лишний предмет и объясняют, почему они так решили.
12. Упражнение «Составь рассказ по картинке»
Цель: формирование умения составлять рассказ по картинке.
Ребятам предлагается картинка по которой они должны составит рассказ, используя слова, которые даны заранее.
13. Упражнение «Впиши последнюю букву»
Цель: практика в составлении новых слов, путем добавления букв.
Детям дано начало слова, например: со… Путем добавления одной буквы они должны получить как можно больше слов. Можно проводить в виде соревнования.
14. Упражнение «Кто что делает?»
Цель: формирование умения правильно обозначать действия словами.
Детям предложены иллюстрации, по которым они должны сказать, что делает изображенный объект, правильно использовав глагол
15. Упражнение «Бывает - не бывает»
Цель: формирование умения правильно обозначать действия словами.
Из написанных на карточках предложений, дети должны выбрать те, в которых допущена ошибка:
Слон пьет нектар.
Рыбка грызет кость.
Тигр жует траву.
Лошадь ловит муху.
Лев лакает воду.
Лягушка грызет листья.
Змея долбит дерево.
Олень пасется на лугу.
Щука схватила окуня.
Пингвин поймал рыбу.
Заяц грызет кору.
Рысь глотает червяка.
16. Упражнение «Кто как передвигается»
Цель: формирование умения правильно обозначать движения словами.
Дети соединяют картинку и слово, обозначающее движение.
17. Упражнение «Путаница»
Цель: формирование умения правильно обозначать действия и движения словами.
Дети слушают предложения и говорят, что в них неправильно:
Мама стирает сына в ванне
Кошка моет котенка.
Мама моет белье в стиральной машине.
Девочка кладет розы в вазу.
Мальчик ставит карандаш на стол.
Я накладываю в тарелку суп.
Папа кладет тарелку в раковину.
Я ставлю рукавицы в карман.
Мама включает форточку.
Девочка открывает свет.
18. Упражнение «Найди лишнее слово»
проводиться по аналогии с упражнением № 11.
19. Упражнение «Впиши первую букву»
проводиться по аналогии с упражнением № 13.
20. Упражнение «Ответь на вопрос»
Цель: формирование умения подбирать к слову-предмету слово-признак.
Детям предлагается посмотреть на рисунок лисенка и ответить на вопросы:
Какой лисенок по размеру?
Какого цвета у лисенка мех?
Какой у лисенка взгляд? И т.д.
21. Упражнение «Подбери словечко»
Цель: формирование умения подбирать прилагательное, которое бы правильно выразило мысль.
Дети подбирают подходящий по смыслу синоним к прилагательному в предложении.
22. Упражнение «Какая форма предмета?»
Цель: формирование умения правильно использовать в предложении название формы предмета.
Проводиться по аналогии с настольной игрой. К предмету на картинке дети подбирают геометрическую фигуру похожей формы и называют форму. Затем участники игры составляют предложение с использованием формы предмета.
23. Упражнение «Цветная игра»
Цель: формирование умения правильно использовать в предложении название цвета предмета.
С помощью существительного, изображенного на картинке, дети должны получить название цвета. Например: малина – малиновый.
24. Упражнение «Найди лишний признак»
проводиться по аналогии с упражнением №11.
25. Упражнение «Какой – как?»
Цель: формирование умения образовывать и использовать наречия.
Детям предлагается образовать ново слово, отвечая на вопрос «как?».
Например: Бедный (какой?) – бедно (как?)
26. Упражнение «Будь внимателен»
Цель: формирование умения правильно использовать в речи местоимения.
Детям предлагаются картинки с изображенными на них предметами. Они должны поделить предметы на группы: те, о которых можно сказать – мой, те, о которых можно сказать – моя, те, о которых можно сказать – мое, те, о которых можно сказать – мои.
27. Упражнение «Составь предложение»
Цель: формирование умения правильно использовать в речи предлоги.
Детям предлагаются иллюстрации по которым они должны составить предложения с предлогами, обязательно выделяя их голосом.
Упражнение «Собери предложения»
Цель: формирование умения правильно использовать в речи предлоги.
Дети составляют из разрезанных на карточки предложений целое, чтобы получился правильный смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»
Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Программа коррекционно-развивающего обучения "Познание мира через чувства и движение" (Развитие психомоторных функций и сенсорных прцессов у младших школьников)
АктуальностьОдной из задач нашего общества является совершенствование системы обучения и воспитания детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Младший школьный ...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...