Технологические карты по русскому языку. "Нормы русского литературного языка"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Для  работы педагогов и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологические карты уроков по русскому языку на основе технологии развития критического мышления. 10-11 класс.

Тема 1. Нормы литературного языка. Пунктуационные нормы.

Стадия урока

Содержание

Стратегии и приемы КМ

Вызов:

Какие вопросы у вас возникают по теме урока?

- Что такое норма?

- Какова ее роль в русском языке?

- Какие виды языковых норм существуют?

- Каковы особенности пунктуационных норм?

- Отвечая на вопросы, составьте кластер по теме «Норма».

Прием «Кластер». На первом этапе учащиеся обычно отражают следующие моменты: 1)определение: общественная норма, языковая норма – общепринятые правила поведения, правила пользования языком. 2) роль нормы: сохраняет целостность, относительную устойчивость, организует все уровни языка. 3) типы норм: орфоэпические и акцентологические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные. 4) пунктуационная норма – правила постановки знаков препинания. 5) Виды пунктуационных норм: знаки препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, при передаче чужой речи.

Осмысление содержания

1) Чтение текста раздаточного материала.

2) Обсуждение. Дополнение кластера новой информацией. В качестве нового добавляется более полное определение понятия, черты норм, источники норм, более детальная классификация типов норм (нормы устной и письменной речи, стилистические нормы).

Прием «ИНСРЕТ». Маркировка текста значками:

V – уже знал.

+ - новая информация

-  не знал или думал иначе

? – не понял, есть вопросы.

Рефлексия

Темы для творческих работ:

1) Так ли важно соблюдать языковые нормы?

2) Какова роль знаков препинания в письменной речи?

1) Прием «Дерево предсказаний»: ствол – тема, ветви – доводы, листья – примеры.

2)Написание сочинений – размышлений на лингвистическую тему:

- сформулируй тезис (умозаключение).

- приведи доводы (не меньше двух).

- докажи примерами.

- сделай вывод.

Тема 2. Знаки препинания в конце предложения.

Вызов.

Наблюдение за текстом.

1)Учащиеся получают текст без знаков препинания. Ставят вопросы и отвечают на них.

- Какие проблемы возникают при чтении этого текста? Почему?

- Каких не хватает знаков препинания?

- Какие и когда знаки препинания мы поставим в конце предложения?

- Какие теоретические понятия надо знать, чтобы правильно выбрать знак конца предложения?

- Какова роль каждого знака конца предложения?

1) Прием «Толстые и тонкие вопросы»: составить список вопросов, которые возникают при работе с данным текстом.

2) Прием «Бортовой журнал». При ответе на вопросы заполните первую колонку:

Что знаю по теме?

Что нового узнал?

Осмысление содержания

Работа с раздаточным материалом: прочитать, выбрать основания для сравнения и заполнить таблицу.

- Какие варианты использования данных знаков можно еще выделить?

Прием «Концептуальная таблица»:

Аспект сравнения

Точка

Многоточие

?

!!

Интонация

Тип предложения по цели высказывания

Тип предложения по эмоциональной окраске

Риторические фигуры

Рефлексия

1) Учащиеся получают тексты без знаков препинания, расставляют их.

2) Заполнение 2 колонки «Бортового журнала»

Тема 3. Знаки препинания внутри простого предложения.

Вызов

На столе лежали фрукты: яблоки, груши и сливы.

Предложение с приложением.

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

Предложение с обособленным обстоятельством.

Жить – Родине служить!

Предложение с вводным словом.

Деревья, гнущиеся от сильного ветра, издавали жалобный стон.

Предложение с уточняющим членом предложения.

Увидев старого друга, он сделал уверенный шаг навстречу.

Предложение с однородными членами предложения

Она, в красивом платье и с зонтом, стояла у зеркала.

Предложение с обособленным определением – причастным оборотом

Там, на морском берегу, виднелась лодка.

Предложение с обращением.

Он сказал это, пожалуй, неуверенным голосом.

Предложение с грамматической основой, выраженной сказуемыми.

Моя мама – учительница очень терпелива.

Предложение с обособленным несогласованным определением.

Осмысление содержания

Учащиеся берут в составе групп одну из категорий кластера и, пользуясь различными источниками, прорабатывают информацию по теме: правила постановки знаков препинания в простом предложении в разных случаях.

Стратегия «Зигзаг»: класс разбивается на рабочие группы по 3-5 человек, каждый член группы получает задание. Затем идет объединение в экспертные группы по одинаковым заданиям, в которых проводится обсуждение и составление презентации материала. Возвращаясь в рабочие группы, члены команды знакомят с результатами остальных.

Рефлексия

Работа с предложениями:

 1) Кругом избушки всё говорило о присутствии живого человека - слабо курившийся огонёк, охапка только что нарубленных дров, топор, воткнутый в обрубок дерева.

2) На диване, на стульях - повсюду было что-то набросано.

3) Равнодушие это паралич души.

4) Экзамены проверяют не только знания но и характер.

5) Счастье и радость, горе и боль все это было.

И другие подобные предложения

Оцените правильность или ошибочность постановки знаков препинания в предложениях. Если необходимо, исправьте ошибки.

Тема 4. Знаки препинания между частями сложного предложения.

Вызов:

- что такое сложное предложение?

- на какие группы делятся сложные предложения?

- чем СП отличаются друг от друга?

- какие союзы вы знаете?

- в каких предложениях они используются?

- всегда ли используются союзы в СП?

Прием «Мозговая атака»: учащиеся быстро отвечают на вопросы, показывая, что знают на данный момент, что нужно вспомнить. Попутно определяются критерии сравнения для сводной таблицы

- в каких предложениях и когда мы используем круглые и квадратные скобки при построении схемы?

- чем отличается сочинение и подчинение между частями СП?

- какие еще средства связи частей есть помимо союзов?

- какие типы сочинительных и подчинительных СП можете назвать?

- каковы правила постановки знаков препинания в СП?

Осмысление содержания

Учащиеся разбиваются на группы и, читая параграф или раздаточный материал,  прорабатывают свой тип предложения. В результате на листе ватмана собирают свои сведения воедино в таблицу и готовят презентацию своей работы.

Прием «Сводная таблица»:

ССП

Линии сравнения

СПП

БСП

Определение

Тип связи

Средства связи

Типы смысловых отношений между частями

Структурная схема

Знаки препинания и условия постановки

Примеры

Рефлексия

 Пишут сочинения – размышления на лингвистическую тему. Темы сочинений:

1) Л. Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». 2) Н. М. Шанский: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

3) Н. С. Валгина: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

4) М. В. Исаковский: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика»

5) С. И. Львова: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»»

6) Л. В. Успенский: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»

7) М. Е. Салтыков-Щедрин: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»

Тема 5. Знаки препинания при передаче чужой речи.

Вызов

Оцените, верны или нет утверждения о знаках препинания и правилах построения предложений при передаче чужой речи:

1) Я спросил вчера у Оли: «как идут твои дела». 2) Мама взволнованно спросила,    где я была так долго. 3) «Тише, - громко прошептал Петя. - Послушайте, как соловей заливается». 4) Говорят,  что Ока – это чье – то былинное имя. 5) Люди говорят,   что «слишком большая любовь покоряет человека».

Прием «Верные – неверные утверждения» («Данетка»): учащимся предлагается список утверждений, на которые они отвечают «да – нет» или ставят + и -, после работы идет обсуждение ответов: какие ошибки были допущены, какие способы передачи чужой речи были представлены.

Осмысление содержания

1.Куда ты держишь путь Скажи на милость спросил я у речушки луговой. 2.Говорят что Ока – это чье – то былинное имя 3.Давайте отпразднуем нашу победу тихо предложил Сергей. 4.Мне не за себя обидно   промолвил Иван Мне жаль нашу творческую молодежь. 5.Гуси кричат надо мной пролетая что миновала пора золотая. 6.Санитарный поезд далеко спросил боец   Мне нужно в санитарный поезд

7.Он долго смотрел за окно потом вздохнул и сказал первый снег   очень к лицу земле. 8. Я принес с собой кусочек ароматной смолы и предложил детям чтобы они ее понюхали. 9.Он спросил меня я счастлива иль нет. 10.Вдруг он подумал что нечестно слушать соловья одному

Прием «Двухчастная таблица»: Проанализируй данные предложения  и распредели их  в 2 колонки таблицы, сформулировав основания для распределения. Расставь в предложениях знаки препинания.

Рефлексия

Прием «Ромашка БЛУМА»: учащиеся составляют вопросы по теме, которые отражают разный уровень восприятия информации: запоминание фактов, понимание, применение, анализ, оценку, творческое применение. Либо отвечают на такие вопросы, предложенные учителем.

Примерные вопросы:

- что такое прямая речь, косвенная речь?

- в чем главное отличие прямой речи от косвенной?

- какие структурные элементы выделяют в прямой речи?

- каковы правила постановки знаков препинания? Какие примеры – иллюстраторы можете представить? Расскажите о разных случаях.

- какие ошибки могут встречаться при построении предложений с чужой речью?

 - можно ли перестроить предложения с прямой речью в предложение с косвенной? Каким станет предложение после такой перестройки?

- составьте творческую работу (нечто вроде брошюры, презентации, плаката, шпаргалки) по теме.

Использованная литература:

  1. Загашев, И. О. Учим детей  мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская И. В. СПб. : Альянс «Дельта», 2003. – 189 с.
  2. Заир – Бек, Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя / Заир – Бек – М. : Просвещение, - 2004. – 223 с.
  3. Ильясов, И. Критическое мышление: организация процесса обучения / И. Ильясов // Директор школы. – 1995. – № 2. – с. 50 – 55.
  4. Матвеева, Т. М. Формирование критического мышления у современного школьника. / Т. М. Матвеева // Ученик в обновляющейся школе. – 2002. – С. 83 – 89.
  5. Муштавинская, Н. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : Н. В. Муштавинская / учебно – методическое пособие. М. : Каро, 2009. - 144 с.

6. Шакирова, Д. М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов / Д. М. Шакирова // Педагогика. – 2006. - № 9. - С. 72 -77.

7. Шакирова, Д. М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология /Д. М. Шакирова // Образовательные технологии и общество. – 2006. - № 4. – С.284 – 291.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»

1. Рекомендации по составлению технологической карты 2. Основные пункты и требования аспектов анализа урока 3. Этапы составления технологической карты урока...

Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение  ...

Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.Тема урока -  Однозначные и многозначные слова.Тип урока – комбинированный (закрепление ...

Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.Русский язык 5 класс, Ладыженская Т.А. Тема урока – Прямое и переносное значение слов.Тип урока  - изучение нового материала....

Технологическая карта к интегрированному уроку(математика-русский язык)

Интегрированный урок русского языка и математики 5 класс - путешесткие на остров....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....