Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Клачкова Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_5_klass_russk_na_konkurs_542_8402_2015-03-19.docx130.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Клачкова И.А.,

                                                                      учитель русского языка и литературы                                                                                                

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»

Тип урока:

объяснение нового материала

Авторы УМК:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В.Ладыженская

Цели урока:

познакомить учащихся с условиями написания букв о-а в корне -лаг- /  -лож-; научить владеть способом выбора  букв о-а  в  корне -лаг- /

-лож-; развивать речь учащихся

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: знать правило написания букв о-а в корне -лаг- - -лож-; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  2. .  Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять понятия, выделять необходимую информацию, создавать обобщения, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, сравнение языкового материала, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность к самоанализу и самооценке;  способность  работать индивидуально и в группе;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  1. Личностные: уважительное отношение к родному языку гордость за него, осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация по теме урока, раздаточный материал (тест)

Образовательные ресурсы:

http: //www. ped-kopilka.ru

 http: //www.zavuch. info

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Универсальные учебные действия

I.Организационный

момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала

- Здравствуйте, ребята.

-Проверьте,  готовы ли вы к уроку. День будет удачным, если его начать с улыбки. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте хорошего настроения, отличных оценок. А я желаю вам на уроке успехов. Порадуйте меня своими знаниями, умениями и активной работой. Садитесь. В тетрадях оформите классную работу. Строчку для записи темы урока оставьте пока открытой.

Проверяют готовность к уроку : наличие учебника, ручки, карандаша, тетради, тетради-справочника, сигнальных карточек, дневника,  участвуют в диалоге с учителем и  друг с другом. Оформляют классную работу.

Фронтальная

Личностные: формирование ответственного и положительного отношения к учению, стремления приобрести новые знания

Коммуникативные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

II. Актуализация знаний. 

Цель: повторение  ранее изученного материала, необходимого для  применения  в ситуации «открытия нового знания».

- Мы продолжаем изучать раздел языкознания – морфемику, который тесно связан с орфографией – разделом науки о языке, изучающим и устанавливающим написание слов. - ---- Какую орфограмму в приставке мы изучили на прошлом уроке? (Буквы з и с на конце приставок)

- Выполняя домашнее задание, вы закрепляли умение выбирать орфограмму-согласную в приставке. Проверим, как вы усвоили этот материал.

 Буквенный диктант.

- Я диктую слово,  вы записываете ту букву, на которую оканчивается приставка в слове. (В это время на компьютере индивидуально выполняет задание сильный ученик: вставляет пропущенные буквы в словах, которые диктует классу учитель. Графически обозначает условия выбора вставленных орфограмм)

Бе..шумный, ра..будить, ра..считать, бе..мысленный, бе..совестный, во..гордиться, бе..цельный, и..править, ра..гладить, во..глас.

- Проверим работу. (Индивидуальная работа сильного ученика на компьютере    выводится на экран, а остальные ученики сверяют цепочку из букв с эталоном на экране: с з с с с з с с з з.

- Оцените себя. Поднимите карточку, которая соответствует вашей оценке(«5»-  смайлик улыбается, «4» - смайлик не улыбается, «3» или»2» - смайлик грустит.

 - Зависит значение приставки от выбора согласных з и с?

- Какие теоретические знания помогают нам сделать правильный выбор конечной согласной в приставках на з и с?

- В каких еще морфемах знания по фонетике смогут помочь заметить «ошибкоопасное» место в слове и решить орфографическую задачу?

-В какой морфеме чаще всего мы  сталкиваемся с орфограммами?

-   Какие орфограммы в корне слова вам известны?

- Остановимся на орфограмме «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

-Какие знания по фонетике помогут в  работе с этой  орфограммой?

- Какое фонетическое условие необходимо для выбора безударной гласной в корне слова?

Индивидуальная словарно-орфографическая работа ученика на компьютере; учащиеся пишут буквенный диктант, проверяют правильность выполнения своей работы и работы одноклассника на компьютере, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные:  самоопределение, осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи, проявляют способность к самооценке

Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, формулировать свои мысли, обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его оценка

Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач сравнение, анализ, выполняют логические действия

III . Целеполагание.

1.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Цель: выявление затруднений, обсуждение  границ знания и незнания, определение темы урока, постановка цели и  учебной задачи

2. Усвоение новых знаний и способов действий.  Практическая деятельность учащихся.

 Цель: наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка, раскрытие признаков новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Задание: распределите слова на две группы: безударная гласная а и безударная гласная о, проверяемые ударением. Подберите проверочные слова.

Дождливый, сады, горжусь, подарить, изложение, излагать

- Какие трудности вы испытали, распределяя слова?

- Какие слова не смогли распределить по группам? Почему?

- Что общего между этими словами? -  - Какое фонетическое явление происходит в корне этих слов?

- Какие гласные чередуются?

-Сформулируйте самостоятельно тему урока.

- Итак, в корне этих слов гласные звуки являются безударными и в произношении совпадают, но на письме обозначаются разными буквами.  Перед нами корень с чередованием безударных гласных, но правило о проверочных словах нам не подходит.

- Учитывая тему урока, сформулируйте цель и учебную задачу урока.

- Наша задача – разобраться, когда в корне с чередованием пишется а, а когда – о. Чтобы решить эту задачу, предлагаю провести небольшое научное исследование.

- Перед вами пары правильно написанных слов:

Предлагать-предложить

Прилагать-приложить

Предполагать-предположить

Прочитайте их, сравните, выделите корень, выявите закономерности в написании гласных в корне этих слов.

- Почему в словах первого столбика пишется в корне буква а, а в словах второго столбика – буква о ?

- Сформулируйте самостоятельно правило о выборе букв о - а в корне с чередованием -лаг- - -лож-.

- Обратимся к основному источнику знаний – нашему учебнику и проверим себя, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования.

- Чтобы правило было легче запомнить и применять его без затруднений, составьте опорную схему и выведите алгоритм действий.

Распределяют слова с безударной гласной на две группы, испытывают трудности при распределении слов, выявляют причины затруднения, обнаруживают, что не во всех словах есть позиционное чередование, сравнивают слова, находят в них общее и различие, формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют цель и ставят учебную задачу

работают в парах: читают, сравнивают слова, выявляют закономерности в написании гласных в корне этих слов; формулируют правило о выборе букв о- а в корне с чередованием -лаг- - -лож-, сравнивают свои выводы с правилом в учебнике.  В группах составляют опорную схему, защищают свои схемы перед классом, обсуждают и оценивают схемы каждой группы, выводят алгоритм действий

Фронтальная, групповая, в парах

Личностные: самоопределение, осознание своих возможностей; смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивные:            целеполагание, составление плана и последовательности

действий самостоятельный анализ условий достижения цели

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, обмен мнениями, умение задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения учебной задачи

Познавательные:

Поиск и выделение информации; анализ, классификация языкового материала по признакам, синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений

IV. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления; пропаганда здорового образа жизни

Мы сидели, не вставали и  немножечко устали.

Отдохнем, наше тело разомнем. Встаньте, дети. Распрямитесь, к солнцу яркому тянитесь. А теперь вперед нагнитесь,  друг на друга посмотрите, за руки возьмитесь, покачайте головой, посмотрите влево-вправо,  вправо-влево, улыбнитесь и на место сядьте да  работу продолжайте.

Учащиеся под руководством учителя выполняют физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознание ценности  здорового и безопасного образа жизни

IV. Первичное закрепление

Цель: проговаривание вслух  и закрепление нового знания

- Вернемся в начало урока. Пользуясь опорной схемой и алгоритмом действий,  объясните написание гласных в корне  с чередованием -лаг-/  -лож- в тех  словах, к которым вы  не смогли подобрать проверочные.

Пользуясь новыми знаниями, учащиеся объясняют написание безударных гласных в корне  с чередованием -лаг- - -лож- в словах изложение – излагать, графически объясняют условия выбора орфограммы

Фронтальная

Личностные: осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи.

Регулятивные:

оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, самостоятельно планируют пути и способы решения познавательных задач, строят  логическое рассуждение, умозаключение, делают выводы

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

V. Тренировочные упражнения

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи: формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора букв о-а в корне с чередованием –лаг-/-лож-; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; осуществление коррекции

  1. Комментированное письмо по «цепочке»

  1. Слуховой диктант (работа с сигнальными карточками)

3.Орфоэпическая работа. Рубрика «Учимся правильно говорить»

4.Лексическая работа.

5.Тест

-Пришло время применить новые знания на практике.

1. –Выполните  упражнение 447 из учебника по «цепочке»:  объясните условия выбора чередующихся букв о и а в корне  –лаг-/-лож-

2. – Ребята, обнаружить «ошибкоопасное» место на слух труднее, чем вставить пропущенную букву, где указано место возможной ошибки. Я предлагаю вам определить на слух, есть ли в предложении слово с корнем –лаг-/-лож-. Если такое слово есть, вы поднимаете сигнальную карточку с буквой о-а, выбирая правильное написание гласной в корне с чередованием. После каждого вашего ответа предложение будет появляться на слайде, а вам необходимо  сверить свой выбор, обозначая верное-неверное решение орфографической задачи знаками «+» - «-».

1. Ложился на поля туман. (А.Пушкин.)

2.Наши дела сложились блестяще.

3.За нарушение правил дорожного движения налагается штраф.

4.Ласково мерцали звезды в вышине. (А.Плещеев)

5.Кто не умеет связно излагать свои мысли, тот плохо пишет.

6.Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну. (А. Чехов)

- Морфемика и орфография связан еще с одним разделом русского языка – культурой речи. Итак, у нас в гостях  рубрика   «Учимся правильно говорить». Ребята подготовили сценку о глаголах, которые вы часто в своей речи неправильно употребляете.

 Цветной песок и трафареты для творчества - Интернет-магазин товаров для детского творчества. Купить товары для детей в Москве с  - Не ложи, Миша, книгу в портфель. Я хочу посмотреть иллюстрации.

МБОУ СОШ 51 - Советы родителям-  Хорошо, Аня. Я покладу ее на полку.

 В комнату вошла мама.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f8b0227523842d1728e339c9dba5085b-56-144&n=21- Ах, дети, слова с корнем -лаг –/

 -лож-  всегда имеют приставку.  Вот только глагол «ложиться» мы употребляем без приставки, например, «ложиться спать», а глагол «класть» - бесприставочный.

Цветной песок и трафареты для творчества - Интернет-магазин товаров для детского творчества. Купить товары для детей в Москве с- Я должна была сказать «не КЛАДИ книгу в портфель»?

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f8b0227523842d1728e339c9dba5085b-56-144&n=21- Да, - подтвердила мама.

МБОУ СОШ 51 - Советы родителям- А я должен был ПОЛОЖИТЬ ее на полку?

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f8b0227523842d1728e339c9dba5085b-56-144&n=21- Опять неверно. Правильно произнести это слово так:

положить, положил,  положила, положу,  но положишь.

МБОУ СОШ 51 - Советы родителям- Понял. Я положУ книгу на полку.

  • - Молодцы! А теперь ложитесь спать,  завтра вставать рано.

- Оцените выступление «артистов».

- А теперь конкурс. Работаем в группах. Запишите как можно больше  глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» слову «ложить». 1минута на выполнение задания.

 -Внимание! Время пошло!

(Учитель подает сигнал об окончании конкурса, подводит итоги, объявляет команду-победителя)

- Ребята, какой корень во всех этих глаголах? Почему?

- Молодцы, ребята! Вы дружно работали в группах, поэтому легко справились с работой.

- Следующее задание, которое я вам хочу предложить, будет не менее интересным.

- В речи  мы часто используем фразеологизмы, ведь удачно употребленный фразеологический оборот оживляет нашу речь, делает ее более эмоциональной.

- Я буду вам показывать  слайды с картинками, а вы должны  узнать зашифрованный в рисунке фразеологизм, в состав которого входит слово с корнем –лаг-/-лож-.

 ( Учитель показывает 4 слайда с рисунками: 1. сердце и рука; 2. полка-зубы; 3. богатырь-голова ; 4. человек-руки. Фразеологизмы: положа руку на сердце, положить зубы на полку, сложить голову, сидеть сложа руки)

- Составьте и запишите с любыми двумя фразеологизмами распространенные предложения, запишите их в тетрадь, в словах с конем –лаг-/-лож- графически обозначьте условия выбора изученной орфограммы.

- Проверяем работу. ( Несколько учеников зачитывают свои предложения, ребята оценивают их работу)

- Последнее задание, которое поможет мне проверить, как вы усвоили новый материал – это тест.

Учащиеся по «цепочке» выходят к доске, записывают слово, вставляют пропущенную букву, комментируют и графически обозначают условия выбора орфограммы

Внимательно слушают учителя, определяют, есть ли в предложении слово с корнем –лаг-/лож-, показывают сигнальную карточку с выбранной гласной, сверяют свой ответ с эталоном,  в тетради знаком «+» обозначают верное решение орфографической задачи, а знаком «-» - неверное решение орфографической задачи. Оценивают себя смайликами: «5» - смайлик «смеется»; «4» - смайлик «задумался»; «3» или  «2» - смайлик «грустит».

Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку, остальные учащиеся внимательно слушают, оценивают выступление «артистов»

Учащиеся работают в группах:  записывают глаголы, обсуждают, советуются друг с другом, делают выводы о правописании глаголов в корнем –лож-

Учащиеся  называют зашифрованный в рисунке фразеологический оборот, составляют предложения, записывают их в тетрадь,обозначают графически условия выбора изученной орфограммы, зачитывают составленные предложения, оценивают друг друга.

Учащиеся самостоятельно решают тестовые задания, затем проверяют правильность выполнения  своей работы (ответы выводятся на экран), оценивают себя – ставят на полях тетради  отметку.

Фронтальная,

групповая

Личностные: самоопределение, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; желание совершенствовать новые знания

Регулятивные: умение оценивать результаты, выявлять причины трудностей, искать пути их преодоления, определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение, делать выводы, вносить коррективы в план и способ действия

 Коммуникативные: умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, вести монологическую и диалогическую речь в соответствии с грамматическими , орфоэпическими и лексическими нормами языка

Познавательные: умение осуществлять поиск информации, использовать полученные знания в практической деятельности

VI. Рефлексия  учебной деятельности на уроке

 ( итог урока)

Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в течение урока?

- Достигнута ли цель, все ли задачи выполнены?

- Какие трудности появлялись в процессе работы?

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

- Я рада за вас. Вы хорошо работали на уроке, были внимательны, активны. Мое эмоциональное состояние отражается на карточке с изображением улыбающегося солнышка.

Учащиеся оценивают свою работу, определяют свое эмоциональное состояние с помощью карточек(«Солнышко» – урок прошел удачно; «Солнышко выглядывает из-за тучки» – не все удалось)

Фронтальная

Личностные:  самооценка

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания

Регулятивные: выделяют и осознают, что уже усвоено, а что еще необходимо усвоить, оценивают свою деятельность

Домашнее задание

Цель: закрепить умение выбирать гласную в корне с чередованием –лаг- /-лож-

Объяснение домашнего задания разного уровня сложности.

     1. Упр. 448, выучить правило

  1. Написать сочинение-миниатюру(6-10 предложений) на тему «В походе», употребив в сочинении слова с корнем    -лаг- -  -лож-.
  2. Составить взаимодиктант из слов с изученной орфограммой

Записывают задание в дневник

Личностные: самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 11 классе на тему «Гидролиз солей»

Технологическая карта урока ОНЗ (открытие нового знания) составлена в технологии деятельностного метода. Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о типах гидролиза солей, о среде растворов солей...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».

Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...