Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_5_klass_russk_na_konkurs_542_8402_2015-03-19.docx | 130.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Клачкова И.А.,
учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»
Тип урока: | объяснение нового материала |
Авторы УМК: | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В.Ладыженская |
Цели урока: | познакомить учащихся с условиями написания букв о-а в корне -лаг- / -лож-; научить владеть способом выбора букв о-а в корне -лаг- / -лож-; развивать речь учащихся |
Планируемые образовательные результаты: |
|
Оборудование: | интерактивная доска, компьютер, презентация по теме урока, раздаточный материал (тест) |
Образовательные ресурсы: | http: //www. ped-kopilka.ru http: //www.zavuch. info |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала | - Здравствуйте, ребята. -Проверьте, готовы ли вы к уроку. День будет удачным, если его начать с улыбки. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте хорошего настроения, отличных оценок. А я желаю вам на уроке успехов. Порадуйте меня своими знаниями, умениями и активной работой. Садитесь. В тетрадях оформите классную работу. Строчку для записи темы урока оставьте пока открытой. | Проверяют готовность к уроку : наличие учебника, ручки, карандаша, тетради, тетради-справочника, сигнальных карточек, дневника, участвуют в диалоге с учителем и друг с другом. Оформляют классную работу. | Фронтальная | Личностные: формирование ответственного и положительного отношения к учению, стремления приобрести новые знания Коммуникативные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
II. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для применения в ситуации «открытия нового знания». | - Мы продолжаем изучать раздел языкознания – морфемику, который тесно связан с орфографией – разделом науки о языке, изучающим и устанавливающим написание слов. - ---- Какую орфограмму в приставке мы изучили на прошлом уроке? (Буквы з и с на конце приставок) - Выполняя домашнее задание, вы закрепляли умение выбирать орфограмму-согласную в приставке. Проверим, как вы усвоили этот материал. Буквенный диктант. - Я диктую слово, вы записываете ту букву, на которую оканчивается приставка в слове. (В это время на компьютере индивидуально выполняет задание сильный ученик: вставляет пропущенные буквы в словах, которые диктует классу учитель. Графически обозначает условия выбора вставленных орфограмм) Бе..шумный, ра..будить, ра..считать, бе..мысленный, бе..совестный, во..гордиться, бе..цельный, и..править, ра..гладить, во..глас. - Проверим работу. (Индивидуальная работа сильного ученика на компьютере выводится на экран, а остальные ученики сверяют цепочку из букв с эталоном на экране: с з с с с з с с з з. - Оцените себя. Поднимите карточку, которая соответствует вашей оценке(«5»- смайлик улыбается, «4» - смайлик не улыбается, «3» или»2» - смайлик грустит. - Зависит значение приставки от выбора согласных з и с? - Какие теоретические знания помогают нам сделать правильный выбор конечной согласной в приставках на з и с? - В каких еще морфемах знания по фонетике смогут помочь заметить «ошибкоопасное» место в слове и решить орфографическую задачу? -В какой морфеме чаще всего мы сталкиваемся с орфограммами? - Какие орфограммы в корне слова вам известны? - Остановимся на орфограмме «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». -Какие знания по фонетике помогут в работе с этой орфограммой? - Какое фонетическое условие необходимо для выбора безударной гласной в корне слова? | Индивидуальная словарно-орфографическая работа ученика на компьютере; учащиеся пишут буквенный диктант, проверяют правильность выполнения своей работы и работы одноклассника на компьютере, отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: самоопределение, осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи, проявляют способность к самооценке Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, формулировать свои мысли, обосновывать свою точку зрения Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его оценка Познавательные: осуществляют для решения учебных задач сравнение, анализ, выполняют логические действия |
III . Целеполагание. 1.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: выявление затруднений, обсуждение границ знания и незнания, определение темы урока, постановка цели и учебной задачи 2. Усвоение новых знаний и способов действий. Практическая деятельность учащихся. Цель: наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка, раскрытие признаков новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | Задание: распределите слова на две группы: безударная гласная а и безударная гласная о, проверяемые ударением. Подберите проверочные слова. Дождливый, сады, горжусь, подарить, изложение, излагать - Какие трудности вы испытали, распределяя слова? - Какие слова не смогли распределить по группам? Почему? - Что общего между этими словами? - - Какое фонетическое явление происходит в корне этих слов? - Какие гласные чередуются? -Сформулируйте самостоятельно тему урока. - Итак, в корне этих слов гласные звуки являются безударными и в произношении совпадают, но на письме обозначаются разными буквами. Перед нами корень с чередованием безударных гласных, но правило о проверочных словах нам не подходит. - Учитывая тему урока, сформулируйте цель и учебную задачу урока. - Наша задача – разобраться, когда в корне с чередованием пишется а, а когда – о. Чтобы решить эту задачу, предлагаю провести небольшое научное исследование. - Перед вами пары правильно написанных слов: Предлагать-предложить Прилагать-приложить Предполагать-предположить Прочитайте их, сравните, выделите корень, выявите закономерности в написании гласных в корне этих слов. - Почему в словах первого столбика пишется в корне буква а, а в словах второго столбика – буква о ? - Сформулируйте самостоятельно правило о выборе букв о - а в корне с чередованием -лаг- - -лож-. - Обратимся к основному источнику знаний – нашему учебнику и проверим себя, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. - Чтобы правило было легче запомнить и применять его без затруднений, составьте опорную схему и выведите алгоритм действий. | Распределяют слова с безударной гласной на две группы, испытывают трудности при распределении слов, выявляют причины затруднения, обнаруживают, что не во всех словах есть позиционное чередование, сравнивают слова, находят в них общее и различие, формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют цель и ставят учебную задачу работают в парах: читают, сравнивают слова, выявляют закономерности в написании гласных в корне этих слов; формулируют правило о выборе букв о- а в корне с чередованием -лаг- - -лож-, сравнивают свои выводы с правилом в учебнике. В группах составляют опорную схему, защищают свои схемы перед классом, обсуждают и оценивают схемы каждой группы, выводят алгоритм действий | Фронтальная, групповая, в парах | Личностные: самоопределение, осознание своих возможностей; смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом) Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий самостоятельный анализ условий достижения цели Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, обмен мнениями, умение задавать вопросы с целью получения необходимой информации для решения учебной задачи Познавательные: Поиск и выделение информации; анализ, классификация языкового материала по признакам, синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений |
IV. Физкультминутка Цель: профилактика утомления; пропаганда здорового образа жизни | Мы сидели, не вставали и немножечко устали. Отдохнем, наше тело разомнем. Встаньте, дети. Распрямитесь, к солнцу яркому тянитесь. А теперь вперед нагнитесь, друг на друга посмотрите, за руки возьмитесь, покачайте головой, посмотрите влево-вправо, вправо-влево, улыбнитесь и на место сядьте да работу продолжайте. | Учащиеся под руководством учителя выполняют физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни |
IV. Первичное закрепление Цель: проговаривание вслух и закрепление нового знания | - Вернемся в начало урока. Пользуясь опорной схемой и алгоритмом действий, объясните написание гласных в корне с чередованием -лаг-/ -лож- в тех словах, к которым вы не смогли подобрать проверочные. | Пользуясь новыми знаниями, учащиеся объясняют написание безударных гласных в корне с чередованием -лаг- - -лож- в словах изложение – излагать, графически объясняют условия выбора орфограммы | Фронтальная | Личностные: осознание необходимости применения своих знаний и совершенствование своей речи. Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, самостоятельно планируют пути и способы решения познавательных задач, строят логическое рассуждение, умозаключение, делают выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
V. Тренировочные упражнения Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи: формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора букв о-а в корне с чередованием –лаг-/-лож-; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; осуществление коррекции
3.Орфоэпическая работа. Рубрика «Учимся правильно говорить» 4.Лексическая работа. 5.Тест | -Пришло время применить новые знания на практике. 1. –Выполните упражнение 447 из учебника по «цепочке»: объясните условия выбора чередующихся букв о и а в корне –лаг-/-лож- 2. – Ребята, обнаружить «ошибкоопасное» место на слух труднее, чем вставить пропущенную букву, где указано место возможной ошибки. Я предлагаю вам определить на слух, есть ли в предложении слово с корнем –лаг-/-лож-. Если такое слово есть, вы поднимаете сигнальную карточку с буквой о-а, выбирая правильное написание гласной в корне с чередованием. После каждого вашего ответа предложение будет появляться на слайде, а вам необходимо сверить свой выбор, обозначая верное-неверное решение орфографической задачи знаками «+» - «-». 1. Ложился на поля туман. (А.Пушкин.) 2.Наши дела сложились блестяще. 3.За нарушение правил дорожного движения налагается штраф. 4.Ласково мерцали звезды в вышине. (А.Плещеев) 5.Кто не умеет связно излагать свои мысли, тот плохо пишет. 6.Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну. (А. Чехов) - Морфемика и орфография связан еще с одним разделом русского языка – культурой речи. Итак, у нас в гостях рубрика «Учимся правильно говорить». Ребята подготовили сценку о глаголах, которые вы часто в своей речи неправильно употребляете. - Не ложи, Миша, книгу в портфель. Я хочу посмотреть иллюстрации. - Хорошо, Аня. Я покладу ее на полку. В комнату вошла мама. - Ах, дети, слова с корнем -лаг –/ -лож- всегда имеют приставку. Вот только глагол «ложиться» мы употребляем без приставки, например, «ложиться спать», а глагол «класть» - бесприставочный. - Я должна была сказать «не КЛАДИ книгу в портфель»? - Да, - подтвердила мама. - А я должен был ПОЛОЖИТЬ ее на полку? - Опять неверно. Правильно произнести это слово так: положить, положил, положила, положу, но положишь. - Понял. Я положУ книгу на полку.
- Оцените выступление «артистов». - А теперь конкурс. Работаем в группах. Запишите как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» слову «ложить». 1минута на выполнение задания. -Внимание! Время пошло! (Учитель подает сигнал об окончании конкурса, подводит итоги, объявляет команду-победителя) - Ребята, какой корень во всех этих глаголах? Почему? - Молодцы, ребята! Вы дружно работали в группах, поэтому легко справились с работой. - Следующее задание, которое я вам хочу предложить, будет не менее интересным. - В речи мы часто используем фразеологизмы, ведь удачно употребленный фразеологический оборот оживляет нашу речь, делает ее более эмоциональной. - Я буду вам показывать слайды с картинками, а вы должны узнать зашифрованный в рисунке фразеологизм, в состав которого входит слово с корнем –лаг-/-лож-. ( Учитель показывает 4 слайда с рисунками: 1. сердце и рука; 2. полка-зубы; 3. богатырь-голова ; 4. человек-руки. Фразеологизмы: положа руку на сердце, положить зубы на полку, сложить голову, сидеть сложа руки) - Составьте и запишите с любыми двумя фразеологизмами распространенные предложения, запишите их в тетрадь, в словах с конем –лаг-/-лож- графически обозначьте условия выбора изученной орфограммы. - Проверяем работу. ( Несколько учеников зачитывают свои предложения, ребята оценивают их работу) - Последнее задание, которое поможет мне проверить, как вы усвоили новый материал – это тест. | Учащиеся по «цепочке» выходят к доске, записывают слово, вставляют пропущенную букву, комментируют и графически обозначают условия выбора орфограммы Внимательно слушают учителя, определяют, есть ли в предложении слово с корнем –лаг-/лож-, показывают сигнальную карточку с выбранной гласной, сверяют свой ответ с эталоном, в тетради знаком «+» обозначают верное решение орфографической задачи, а знаком «-» - неверное решение орфографической задачи. Оценивают себя смайликами: «5» - смайлик «смеется»; «4» - смайлик «задумался»; «3» или «2» - смайлик «грустит». Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку, остальные учащиеся внимательно слушают, оценивают выступление «артистов» Учащиеся работают в группах: записывают глаголы, обсуждают, советуются друг с другом, делают выводы о правописании глаголов в корнем –лож- Учащиеся называют зашифрованный в рисунке фразеологический оборот, составляют предложения, записывают их в тетрадь,обозначают графически условия выбора изученной орфограммы, зачитывают составленные предложения, оценивают друг друга. Учащиеся самостоятельно решают тестовые задания, затем проверяют правильность выполнения своей работы (ответы выводятся на экран), оценивают себя – ставят на полях тетради отметку. | Фронтальная, групповая | Личностные: самоопределение, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; желание совершенствовать новые знания Регулятивные: умение оценивать результаты, выявлять причины трудностей, искать пути их преодоления, определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, вносить коррективы в план и способ действия Коммуникативные: умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, вести монологическую и диалогическую речь в соответствии с грамматическими , орфоэпическими и лексическими нормами языка Познавательные: умение осуществлять поиск информации, использовать полученные знания в практической деятельности |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока) Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в течение урока? - Достигнута ли цель, все ли задачи выполнены? - Какие трудности появлялись в процессе работы? - С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент. - Я рада за вас. Вы хорошо работали на уроке, были внимательны, активны. Мое эмоциональное состояние отражается на карточке с изображением улыбающегося солнышка. | Учащиеся оценивают свою работу, определяют свое эмоциональное состояние с помощью карточек(«Солнышко» – урок прошел удачно; «Солнышко выглядывает из-за тучки» – не все удалось) | Фронтальная | Личностные: самооценка Коммуникативные: умение строить монологические высказывания Регулятивные: выделяют и осознают, что уже усвоено, а что еще необходимо усвоить, оценивают свою деятельность |
Домашнее задание Цель: закрепить умение выбирать гласную в корне с чередованием –лаг- /-лож- | Объяснение домашнего задания разного уровня сложности. 1. Упр. 448, выучить правило
| Записывают задание в дневник | Личностные: самоопределение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»
Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»
УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 11 классе на тему «Гидролиз солей»
Технологическая карта урока ОНЗ (открытие нового знания) составлена в технологии деятельностного метода. Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о типах гидролиза солей, о среде растворов солей...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».
Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать ...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).
Тема данного урока выбрана неслучайно. Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию школьников в рамках работы по теме «Человек и...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.
Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию представления о тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...