1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
| I. Организационный момент Проверка домашнего задания. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика» - Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Однозначные и многозначные слова. Что было задано на дом? Проверка упр. 334. Первой группе – найти в толковом словаре примеры многозначных слов. Второй - найти примеры из русских народных сказок со словом «красный» (красивый, парадный). Повторение. Найдите многозначные слова в данных текстах. 1.За столом сказала мать: - Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно? (Г. Бойко) 2.Вот шофер какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил – вертел баранку. А зачем крутил – вертел? – Лучше взял бы да и съел!... (А. Шибаев) 3.Со столба кричит он: «Есть Вспыхнул свет в окошке!» А на столб ему залезть Помогли две кошки. (Е. Руженцев)
| Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации
Работа в группе
Коллективная работа
| Самоопределение. Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. | Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Анализ объектов с целью выделения признаков | Словесная функция учителя. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Вступительное слово учителя Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня! А вы, сможете описать его? Объясните значения слов, которые помогли описать друга?
Мягкий характер - хороший характер Острый ум - быстро понимающий. Острый как нож Золотые руки - все умеет делать. Светится от счастья - очень рад Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.
Итак, тема сегодняшнего урока «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради. На доске написаны следующие словосочетания: Седая голова - седая зима. -Ребята, какой корень у этих слов. - А какое значение у этих слов? Седой - побелевший от старости На основе сходства (зима – тоже белая) -А как вы думаете, какое слово появилось первым. - Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету. Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка - прямым и переносным значением. А теперь обратимся к учебнику на странице 140 . Прочитаем, что выделено жирным шрифтом! Такой прием в русском языке называется метафорой. -В саду горит костер рябины красной! -Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.(4) Следующий абзац. А это прием называется олицетворением. -Попробуйте сами привести примеры. Разгулялась вьюга Ветер уснул.
Эти средства мы будем подробнее разбирать на уроках литературы и уроках развития речи. В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение. Приведите примеры из толкового словаря.
| Самостоятельное «добывание» знаний, активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Работа со словом
Знакомство с новым понятием «прямое и переносное значение слова»
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания.
Работа с учебным материалом
Знакомство с выразительными средствами языка «метафора. олицетворение» Выполнить синтаксический разбор
Работа с толковым словарём | Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
| Планирование. Прогнозирование. Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Постановка вопросов. Сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы.
| Самооценка. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
- А теперь потренируемся. И выполним упражнение. 338. Читаем задание . 1 ряд 2ряд 3 ряд
Дать прямое значение слову. Черная (работа , ________). Ледяной (взгляд,________). Острый (ум,_________). Допишите примеры, чтобы значение было прямым. - Запишите в два столбика словосочетания. Прямое значение | Переносное значение |
-Чистые помыслы - без утайки, искренние -Чистые руки- -Быстрая река-река, которая быстро движется -Быстрый ум - быстро соображает. -Холодные руки - от холода -Холодное сердце - равнодушное Почему вы так распределили?
| Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности.
Групповая работа
Выборочный диктант
| Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности | Контроль. Оценка. Коррекция.
| Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
| Самооценка. Взаимооценка. |
4.Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к деятельности;
- координировать деятельность учащихся;
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
Текст заранее распечатан. Закат Когда с утра до вечера сеял дождь, березка(2) сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное(2) поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная(2) нитка паутины… - Прочитать. - О чем текст? - Озаглавьте текст . Закат - Определите основную тему текста. Красота захода солнца. - Объяснить орфограммы. - Найдите слова, употребленные в переносном значении. Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.
| Диалог с классом, организация проблемно-поисковой деятельности.
Анализ текста Выполнить морфемный разбор
Лексическая работа
Уметь на слух воспринимать информацию
| Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
| Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя
| Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
| Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
| Взаимооценка. Самопроверка. |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель: - оценить результаты собственной деятельности
- повторить способ нового знания
| Организует рефлексию. Подведём итоги.
Слово учителя: Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! - Что нового мы узнали сегодня? - Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения. - Как образуются слова с переносным значением? (На основе сходства) - Где используются слова с переносным значением? (В художественных текстах)
- Закончите предложения:
Сегодня я узнал, что…
Теперь я знаю, как…
Я хотел бы узнать…
Выставление оценок.
| Актуализация знаний. Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. | Смыслообразование - формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
| Умение выражать свои мысли. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование.
| Самооценка. Самопроверка. |