Технологическая карта урока в 5 классе. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Буркова Наталья Петровна

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.Тема урока -  Однозначные и многозначные слова.

Тип урока – комбинированный (закрепление изученного, изучение нового материала)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_no_2.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет русский язык

Класс 5

Тема урока -  Однозначные и многозначные слова

Тип урока – комбинированный (закрепление изученного, изучение нового материала)

Планируемые результаты обучения:

Личностные - основы российской гражданской идентичности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 

предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологии - на игровой основе с элементами информационной технологии, здоровьесберегающая технология.

Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) -  Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.; “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, “Толковый словарь русского языка” В.И. Даля (современная версия), компьютер, проектор, музыкальное оформление.

 

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Слово учителя:

- Дорогие ребята! Уверена, что все вы любите путешествия, а уж от путешествия на созвездие “Новогодняя сказка” не откажется никто. Сегодня мы побываем на этом созвездии и узнаем интересные и удивительные факты об истории и традициях Нового года. Главная же цель предновогоднего путешествия – вернуться с информацией о том, какие слова называются однозначными, а какие - многозначными.

Наверное, вы знаете, что путешественники очень долго готовятся к экспедициям, тренируются и обучаются. Поэтому все желающие должны пройти отборочные испытания, где победитель станет капитаном нашего космического корабля.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Дают ответы на вопросы.

Самопроверка домашнего задания

По желанию выходят к доске  и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.

Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.         

Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

Словесная функция учителя.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Итак, начнем подготовку к путешествию:

1. Вы получили маршрутные листы, в которых нужно заполнить первую страницу:

Название населённого пункта

Имя жителей этого пункта        

Баллы

Фонетика

Морфология        

Синтаксис

Орфография        

Лексика

- Что такое лексическое значение слова?        

Где разъясняется лексическое значение слова?

Текст.

Оказывается, в древности у многих народов новый(2) год2 начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник(2) весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать(2) по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Он предложил(2) всем москвичам украсить свои дома сосновыми(2) и еловыми ветками. Все должны были поздравить родных(2) и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.

2. Выполните морфемный разбор выделенных слов. За правильно выполненную работу вы получите 2 балла. (слайд)

3. Определите количество букв и звуков в выделенных словах, получив за верный ответ ещё 2 балла. (слайд)

4. Вставьте пропущенные буквы. Познакомьтесь с лексическим значением выделенного слова, составьте с ним словосочетание (1 балл) или предложение (2 балла).

Надо учит..ся языку, расш..рять свой лексикон, учит..ся облекать свои впеч..тления в более сов..ршенную, яркую, пр..стую форму (слайд)

Узелок на память.

Лексикон (греч.):

1) то же, что словарь (уст.)

2) запас слов, выражений (запись в тетради)

5. Подведение итогов: подсчет баллов (максимальное количество – 18 баллов), определение лидера-капитана.

Работа по теме урока.

Учитель: А теперь отправимся на космодром и оттуда начнем свое путешествие. Сопровождать нас будет юный Звездочет, который будет помогать в пути. А если Звездочету понадобится ваша помощь, я думаю, он может рассчитывать на неё. Только ему неизвестно, что такое космодром. Помогите ему узнать лексическое значение этого слова. Какой словарь поможет нам в этом?

- Правильно, толковый. Воспользуемся современным словарем С.И. Ожегова.

Космодром - площадка с различными сооружениями для запуска космических кораблей и искусственных спутников (запись в тетради).

2. Сообщение Звездочета (учителя).

- В былине об Илье Муромце есть такое рассуждение: “Слово - оно то же яблочко: с одного боку зеленое, а с другого – румяное, ты умей его…повертывать…”

Вдумайтесь, ребята, в смысл этого предложения: если слово рассматривать с разных сторон, оно разное. Главное – уметь его “поворачивать”, то есть уметь владеть словом, ведь оно может иметь не одно, а несколько значений, как яблочко - бочков.

- Вы сегодня записали значение двух слов - лексикон и космодром. А чем различаются их словарные статьи? Посмотрите на них внимательно и попытайтесь самостоятельно определить, что такое однозначные и многозначные слова.

- Правильно, слово с одним значением называется однозначным, слово с несколькими значениями - многозначными.

Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока.

Знакомятся  с маршрутными листами  и выполняют задание учителя.

Работа с текстом. Выполнение морфемного разбора. Воспринимают информацию.

Выполняют задания.

Словарная работа.

Работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Формирование  позитивной самооценки

Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Формулирование собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Самооценка.

3.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.        

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

- Молодцы, космонавты! Давайте внимательно посмотрим на страницы наших маршрутных листов и уточним, все ли мы правильно поняли. Откройте космические учебники на странице 129.

3. Изучение теории по учебнику, работа с толковым словарём учебника (с. 288).

4. Беседа.

- А теперь, ребята, в путь! Нажмем на кнопку пульта управления. Поехали!

- Кстати, вы знаете, именно это слово произнес на старте летчик-космонавт, первым отправившийся в космос. Знаете, кто это был?

- Правильно, это наш соотечественник - Юрий Гагарин!

- Чтобы до конца понять особенности многозначных слов, понаблюдаем за словом кнопка. В каких значениях может употребляться это слово? (С. 130)

- Канцелярская кнопка; кнопка электрического звонка; застежка для одежды.

- Есть ли между разными значениями этого слова что-нибудь общее?

- Верно, это предмет, предназначенный для присоединения двух вещей.

- Попробуйте сделать вывод об этой особенности многозначных слов.

Запомните!!!

Узелок на память.

Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чем-то сходные между собой. (слайд)

- Внимание, космонавты! Мы приближаемся к созвездию “Новогодняя сказка”. Это созвездие, я думаю, в ясную новогоднюю ночь видно с планеты Земля и без телескопа.

- А знакомо ли вам слово телескоп? Назовите его лексическое значение.

Телескоп (греч. “теле” - далеко, “скоп”- наблюдать)

1 - астрономический инструмент для наблюдения и изучения небесных светил.

2 - счетчик электронных частиц

Историческая справка.

Долгое время считалось, что термин ТЕЛЕСКОП ввел Г.Галилей, открывший оптические законы. Но это не так. Этот термин был введен поэтом, другом Г.Галилея – Димизиани 4 апреля 1671 года на вечере в честь открытия Г. Галилея. По аналогии образованы слова микроскоп (оптический прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом), стетоскоп (врачебная трубка для выслушивания сердца и лёгких), перископ (оптический прибор для наблюдения из укрытий, с подводной лодки).

- Составьте предложение со словом «телескоп».

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Работа с учебником.

Мыслительная деятельность учещихся

Словарная работа.

Лексическая работа

Работа с историческим материалом.

Составление предложения

- Адекватно воспринимать оценку учителя.

-– выражать положительное отношение к процессу познания

Контроль - учет правила в планировании и контроле способа решения.

Коррекция -  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Управление поведением партнера -построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; использование речи для регуляции своего действия.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач - построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Самооценка.

Взаимооценка.

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Давайте передохнем.

Прояви творчество!

 

Сколько лет Деду Морозу?

Нам кажется, что добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, … новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и … о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил.., наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили… ему, чтобы он стал добрее.

Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным … нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям … в новогоднюю ночь.

Слова для справок: легенды, символ, герой, подарки.

Выполняют задание учителя.

Прочитать текст, подобрав подходящие по смыслу слова.

Личностная установка на здоровый образ жизни

Словесная функция учителя.

Самопроверка.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

- Молодцы, но это ещё не всё. Мы с вами знаем, что неизменной спутницей Деда Мороза является Снегурочка, а какова её родословная, вы знаете?

Тогда послушайте...

Внучка Деда Мороза

Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще в начале 20 века фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы А. Н. Островского “Снегурочка” или одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки. В России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.(5) И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

- Определите тип текста, свое мнение обоснуйте. Запишите выделенное предложение, выполните синтаксический разбор (капитан).

- А нам пора возвращаться…

Уметь  использовать информацию, полученную на уроке

Дают ответы на вопросы.

Работа с текстом

Выполнить пунктуационный разбор

Работа в тетради

Выполнение синтаксического разбора

Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного -  осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя;  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Взаимооценка.

Самопроверка.

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Организует рефлексию.

Подведём итоги.

- Было ли путешествие полезным?

- Что нового вы узнали, “побывав в космосе”?

- С какой темой познакомились?

- Какой словарь был вам помощником в пути?

- Как отличить однозначное слово от многозначного?

- Для чего нам нужно знание этой темы?

Слайд. Закончите предложения

Сегодня я узнал, что…

Теперь я знаю, как…

Я хотел бы узнать…

Выставление оценок.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Уметь высказывать своё мнение и доказывать его.

Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,

инициативу, ответственность, причины неудач.

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.                     - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).    

Участвовать в коллективном обсуждении учебной цели.

Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию.

Самооценка.

Самопроверка.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Параграф 64, упражнение 334; на выбор:

1) в тексте “Внучка Деда Мороза” найти однозначные и многозначные слова;

2) написать письмо Деду Морозу

3) Собирание материалов  к проекту «Лексика. Культура речи».

- Урок окончен. До свидания.

Записывают задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".

Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе...

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...