Технологическая карта урока по теме: "Антонимы" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дарбакова Алина Абыловна

Урок разработан на региональном компоненте. Все задания содержат материалы о животном мире Дальнего Востока.  Рабочие листы двух вариантов для дифференцированного подхода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_antonimy_.docx29.06 КБ
Файл rabochiy_list_antonimy_5_kl.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

  Учитель Дарбакова Алина Абыловна                                                           

Тема: Антонимы                                                                                                                                  

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК: Ладыженская Т.А.«Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений»,2024

Класс: 5

Цель урока: дать понятие об антонимах  и их роли в речи.

Задачи:  обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «контекстульный антоним», научить различать  антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку и литературе, географии; обогащать словарный запас названия животных и их правописание.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку; развитие функциональной грамотности.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

 Формы работы: индивидуальная, работа в паре, коллективная

 Оборудование: учебник, презентация, компьютер, рабочие листы.

 Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации  к учебной деятельности.

Цель:

включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

1.Приветствие.

-Ребята, на столе у вас рабочие  листы, внимательно ознакомьтесь с ним, запишите своё имя и фамилию. Закрасьте квадрат простым карандашом как картину Малевича «Черный квадрат». Он считается идеальным рисунком, когда всем справились, поняли закрашиваете квадрат. Если не поняли оставляете кругляшек белым цветом это будет означать белое пятно. Будет означать еще изучу.

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3) Этап

введение в тему

Цель: мотивация на изучение новой темы.

Работа у доски

На доске записаны два текста.

Мы живем на удивительном материке. Где очень богат животный мир. О каком материке идет речь?

Ответ Слайд 1. (Евразия).

Во время работы с текстом слайд №2

Текст №1

Евразия богата представителями животного мира. В тундре животные приспособлены  к холодной температуре, а в пустыне засушливым дням. Мир тайги велик и внушителен.

Текст №2

Евразия богата представителями животного мира. В тундре животные не приспособлены к высокой температуре, а пустыне дождливым ночам. Невозможно сказать, что мир тайги беден и скромен.

- Можно ли сказать, что перед нами совершенно разные тексты?

- Какие слова разные?

Подчеркнем слова с противоположными значениями.

Как называется слова с противоположными значениями? (Антонимы)

Не забываем оценивать себя на рабочем листе (3) Почему же мы оцениваем именно так?

Один ученик работает у доски. Читает, затем подчеркивает антонимы

Формулируют цели урока и оценивают на рабочих листах

  а) узнать признаки, по которым можно находить антонимы.

б) научиться находить антонимы в тексте.  

Нет.Одинаковый текст, отличается словами с противоположными значениями.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.    

4) Этап открытия новых знаний

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.  

Объяснение новой темы.      

Знакомство с теоретическим материалом из учебника.

Продолжите предложения.

Индийский слон большой, а мышь _____________

Леопард бегает быстро, а верблюд _____________

Носорог - смельчак, а заяц __________

-Что учитывали при подборе антонимической пары.

-Определим части речи у антонимов.

Слайд №4.

Бурый медведь достигает огромных размеров.

Давайте подберем значения слова огромный. Если не можем обращаемся к словарю Львова.

Огромный 1.Большой - маленький

                  2. Великий  - скромный

                  3. вместительный- невместительный

Вывод: сколько значений , столько антонимов у многозначного слова. Надо смотреть на контекст, поэтому их называют контекстуальные антонимы.Давайте придумаем примеры к каждому значению.

-Не забываем оценивать себя на рабочих листах листах.

Внимательно слушают и оценивают себя в рабочих листах

Читают правило из учебника.

Записывают на рабочих листах.

Одной части речи.

Устно придумывают примеры

Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 

Цель: применение  нового знания в типовых заданиях.  

Даны примеры с фактологической  ошибкой. Придумать подходящее слово. Записать предложения

Лось- мелкое животное. Орангутанг далекий к человеку примат. Рысь бегает медленно. Белка неуклюже прыгает по веткам деревьев. Зубр не любит жить в негустых лесах. Пятнистый олень летом питается корой. Заяц ночьюспит.

Ответы на слайде.

Работают самостоятельно, взаимопроверка

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные:. Регулятивные: контроль, коррекция

8)Физкультминутка

«Всё наоборот»

Организует динамичную физкультминутку:      

Я -руки вверх                 Вы- руки вниз

Я- вправо                      Вы- влево

Я- левая рука               Вы- правая рука

Я- ладошка вверх       Вы- ладошка вниз

Я- рука на правое плечо     Вы- рука на левое плечо

Я- стою                              Вы- садитесь

Выполняют задания на внимательность

9)Этап закрепление знаний

Задание: Внимательно прочитайте текст. Выполните задание.

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову глухой, выпишите его.

  1. Волк — дикое, хищное, млекопитающее животное. 2.Днём волки прячутся в логове.3 Логово устраивают в самых глухих местах.

Оживленный.

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову суровые, выпишите его.

1.Осенью и зимой горные бараны собираются в большие стада. 2.Так им легче пережить суровые зимние времена. 3. А с наступлением весны и в летний период они предпочитают пастись небольшими группами. 

Теплые

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову отталкивает, выпишите его.

1.Из воды белый медведь выныривает почти сухим. 2. Его мех пропитан жиром и отталкивает воду. 3. В спячку впадает только самка белого медведя в период

Впитывает

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову жара  , выпишите его.

1.кабаны с удовольствием купаются в наполненных грязью и водой ямах. 2.Делают они это не потому, что грязнули, а чтобы охладить тело в жару 3. Так спасаются от насекомых, которые селятся иногда в жёсткой щетине

Холод

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову сбрасывает , выпишите его.

1.Зимой лось сбрасывает рога, чтобы летом отрастить новые. 2..У лосей чрезвычайно чувствительные носы. 3.Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос

Отращивает

выполняют задание, коллективная проверка

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов с заданием аналогичных ВПР )

Этап рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

1. «Незаконченное предложение»

  1. Сегодня на уроке мы познакомились с …..
  2. Антонимы – это …..

-   Какую цель мы ставили перед собой? Все ли у нас получилось?

 Отметьте черным квадратом или оставьте белое пятно

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

 

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

 Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) 

Домашнее задание.

Оценка.

Записать 10 предложений о животных Африки с антонимами

 Записывают домашнее задание.

 Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности



Предварительный просмотр:

ФИ ____________________________________________

Задание №1.

Текст №1

Евразия богата представителями животного мира. В тундре животные приспособлены  к холодной температуре, а в пустыне засушливым дням. Мир тайги велик и внушителен.

Текст №2

Евразия богата представителями животного мира. В тундре животные не приспособлены к высокой температуре, а пустыне дождливым ночам. Невозможно сказать, что мир тайги беден и скромен.

Тема : ____________________________________________

Задание №2

Индийский слон большой, а мышь _____________________

Леопард бегает быстро, а верблюд _____________________

Носорог - смельчак, а заяц -__________________________

 Слова для справок: медленно, трус, маленький.

Задание №3

Бурый медведь достигает огромных размеров.

Огромный – 1._________________________________________________________________

                     

                      2._________________________________________________________________

   

                      3._________________________________________________________________

Слова для справок: 1. маленький

                                 2. скромный

                                 3.  невместительный

Задание №4

Лось- мелкое животное. Орангутанг далекий к человеку примат. Рысь бегает медленно. Белка неуклюже прыгает по веткам деревьев. Зубр не любит жить в негустых лесах. Пятнистый олень летом питается корой. Заяц ночью спит.

Слова для справок: близкий, быстро, ловко, крупное, днем,

Задание №5  Внимательно прочитайте текст. Выполните задание.

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову глухой, выпишите его.

1.        Волк — дикое, хищное, млекопитающее животное. 2.Днём волки прячутся в логове.3 Логово устраивают в самых глухих местах.

________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову суровые, выпишите его.

1.Осенью и зимой горные бараны собираются в большие стада. 2.Так им легче пережить суровые зимние времена. 3. А с наступлением весны и в летний период они предпочитают пастись небольшими группами.

__________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову отталкивает, выпишите его.

1.Из воды белый медведь выныривает почти сухим. 2. Его мех пропитан жиром и отталкивает воду. 3. В спячку впадает только самка белого медведя в период

___________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову жара  , выпишите его.

1.кабаны с удовольствием купаются в наполненных грязью и водой ямах. 2.Делают они это не потому, что грязнули, а чтобы охладить тело в жару 3. Так спасаются от насекомых, которые селятся иногда в жёсткой щетине

_____________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову сбрасывает , выпишите его.

1.Зимой лось сбрасывает рога, чтобы летом отрастить новые. 2..У лосей чрезвычайно чувствительные носы. 3.Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос.

________________________________________________________________________

Антонимы - _____________________________________________________________

*Рабочий лист для «слабых»  учеников

ФИ ____________________________________________

Задание №1.

Текст №1

Евразия богата представителями животного мира. В тундре животные приспособлены  к холодной температуре, а в пустыне засушливым дням. Мир тайги велик и внушителен.

Текст №2

Евразия богата представителями животного мира. В тундре животные не приспособлены к высокой температуре, а пустыне дождливым ночам. Невозможно сказать, что мир тайги беден и скромен.

Тема : ____________________________________________

Задание №2

Индийский слон большой, а мышь _____________________

Леопард бегает быстро, а верблюд _____________________

Носорог - смельчак, а заяц -__________________________

Задание №3

Бурый медведь достигает огромных размеров.

Огромный – 1._________________________________________________________________

                     

                      2._________________________________________________________________

   

                      3._________________________________________________________________

Задание №4

Лось- мелкое животное. Орангутанг далекий к человеку примат. Рысь бегает медленно. Белка неуклюже прыгает по веткам деревьев. Зубр не любит жить в негустых лесах. Пятнистый олень летом питается корой. Заяц ночью спит.

Лось- _________ животное. Орангутанг ___________к человеку примат. Рысь бегает __________ Белка _____________прыгает по веткам деревьев. Зубр ___________ жить в негустых лесах. Пятнистый олень ___________питается корой. Заяц ____________спит.

Задание №5  Внимательно прочитайте текст. Выполните задание.

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову глухой, выпишите его.

1.        Волк — дикое, хищное, млекопитающее животное. 2.Днём волки прячутся в логове.3 Логово устраивают в самых глухих местах.

________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову суровые, выпишите его.

1.Осенью и зимой горные бараны собираются в большие стада. 2.Так им легче пережить суровые зимние времена. 3. А с наступлением весны и в летний период они предпочитают пастись небольшими группами.

__________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову отталкивает, выпишите его.

1.Из воды белый медведь выныривает почти сухим. 2. Его мех пропитан жиром и отталкивает воду. 3. В спячку впадает только самка белого медведя в период

___________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову жара  , выпишите его.

1.кабаны с удовольствием купаются в наполненных грязью и водой ямах. 2.Делают они это не потому, что грязнули, а чтобы охладить тело в жару 3. Так спасаются от насекомых, которые селятся иногда в жёсткой щетине

_____________________________________________________________________

В предложениях 1-3 найдите антоним к слову сбрасывает , выпишите его.

1.Зимой лось сбрасывает рога, чтобы летом отрастить новые. 2..У лосей чрезвычайно чувствительные носы. 3.Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос.

Слова для справок:  отращивает, холод, оживленный, впитывает, теплые

Антонимы - _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...

технологическая карта урока по теме "Антонимы"

Технологическая карта урока была разработана мною для проведения открытого урока в рамках единого методического дня. Урок по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Лажыженской, М.Т.Баранова. Разр...