Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Этап мотивации к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | 1.Приветствие. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Улыбнулись всем. Тихо сядем и урок начнём. -Ребята, на столе у вас маршрутные листы, внимательно ознакомьтесь с ним, запишите своё имя и фамилию. Обведите смайлик вашего настроения. ( 1) - А сейчас откройте тетради, запишите дату, классная работа. | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
| Лексический диктант. Игра: «Угадай слово». Давайте сыграем с вами в игру «Угадай слово» Я читаю лексическое значение слова, а вы записываете эти слова в тетрадь. 1. Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждение премии на выставках, конкурсах, состязаниях. 2. Совокупность графических знаков буквенной системы письма. 3. Красная строка, отступ вправо в начале строки. 4. Здание для обслуживания пассажиров и размещения служб на ж/дорожных, автомобильных или водных станциях. 5.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 6. Слова одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Ответы: жюри, алфавит, абзац, вокзал,омоним, синоним. Поставьте себе оценку в маршрутном листе (под цифрой 2) | 1.Называют слова Жюри Алфавит Абзац Вокзал Омоним синоним
Самооценка по листу | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3) Этап выявления места и причины затруднения, введение в тему
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.
| Слайд 1 Ребята, а теперь посмотрите на экран и внимательно рассмотрите ее. Когда Гулливер попадает в Лилипутию, всё ему кажется каким? человечки какие? Назовите синонимы к слову маленькие (крошечные кареты, малюсенькие лошади). - А каким видят героя сами лилипуты? (Огромным, гигантским! ) А ещё названные слова огромный и маленький оказались друг другу какими по смыслу? - А кто догадался, о чем пойдёт сегодня речь на уроке? - Сегодня мы познакомимся со словами, имеющими противоположное значение- Антонимами - Запишите тему нашего урока в тетради - Ребята, скажите, чему мы должны научиться на уроке? Поставьте цель на урок, используя опорные слова на доске: Узнать… Научиться… Потренироваться.... - Молодцы! Не забываем оценивать себя в маршрутном листе (3) | Дети находят синонимы по картине Называют слова: маленькие крошечные невысокие небольшие низкие
-Противоположными
Антонимы Формулируют цели урока и заполняют лист самооценки а) узнать признаки, по которым можно находить антонимы. б) научиться находить антонимы в тексте.
| Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем. |
4) Этап открытия новых знаний
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
| Объяснение новой темы. Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о синонимах и омонимах, но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. И сейчас мы узнаем что такое антонимы, контекстные антонимы из видеоурока. Видеоурок РЭШ по рус.яз 5 класс, №53, с 58 сек, до 3,40мин.
-Не забываем оценивать себя в маршрутных листах. (4) | Внимательно слушают и оценивают себя в маршрутных листах | Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
| - Ребята, у вас на столах слова, прочитайте их и будьте внимательны, тот у кого цифра 1 выходит к доске первым и крепит своё слово к этому основанию, а другие быстро должны найти к нему антоним и прикрепить его напротив. Итак вперед. Белый-черный Пол-потолок Громко-тихо Бежать-стоять - Посмотрите, что у нас вышло. Молодцы. А сейчас посмотрите на экран. | Работают, комментируя подобранные ответы | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция |
Задание на смартбоарде Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - ………….. (злой враг) Теплый день - ………….. (холодная ночь) Хорошее начало - ………. (плохой конец) Полезный труд - …………. (вредное безделье) Утренний уход - ………….. (вечерний приход) Последнее поражение - ………… (первая победа) Найдите в маршрутке цифру 5 и оцените себя. |
7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| Работа с учебником Ребята, поработаем в тетрадях, откройте стр. 186, найдите упр.395 и выполните его по образцу. (3 мин) Слайд 2 (сверяют с образцом) -Проверьте себя и оцените в маршрутном листе (6) |
|
|
8)Физкультминутка «Всё наоборот»
| Организует динамичную физкультминутку: Я -руки вверх Вы- руки вниз Я- вправо Вы- влево Я- левая рука Вы- правая рука Я- ладошка вверх Вы- ладошка вниз Я- рука на правое плечо Вы- рука на левое плечо Я- стою Вы- садитесь | Выполняют задания на внимательность |
|
9)Этап закрепление знаний (продолжение) | Работа в группах Раздаю карточки (по цветам). - А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята разворачиваются по группам) Каждая группа получает задание. Выполняется задание устно. 1 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой. близкий | густой | честь | широкий | редкий | незнакомый | правдивый | молчать | узкий | бесчестье | известный | дальний | говорить | ложный |
2 группа К словам левой колонки подберите антонимы из правой. активный | маленький | старый | громко | горячий | низкий | добрый | холодный | высокий | пассивный | тихо | новый | огромный | злой |
| Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регулятивные (анализ текстов) |
| 3 группе. Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся. Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая |
|
|
| 4 группе. С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названных ниже животных - героев сказок и басен. Составьте сложные предложения с союзом а. Образец: Волк простодушный, а лиса хитрая. Лев-заяц (по храбрости), муха-слон (по величине), ягнёнок- волк (по силе), лиса-ворона (по уму), стрекоза-муравей (по труду). 5 группе. Вспомните пословицы, в которых попарно встречаются соединённые здесь слова: Посеешь-пожнешь Летом-зимой Дело-потеха Свет-тьма |
|
|
Работа с текстом в группах | Задание: Внимательно прочитайте текст и найдите антонимичные пары слов 1группа Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. 2 группе Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал. На эту картину так солнце светило, Ребенок был так уморительно мал, Как будто все это картонное было, Как будто бы в детский театр я попал! Но мальчик был мальчик живой, настоящий, 3 группе О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей; Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как «низкого рода людей», — Я всё-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им: 3 группе Река огласилась и смехом и воем: Тут драка — не драка, игра — не игра… А солнце палит их полуденным зноем. — Домой, ребятишки! обедать пора.— Вернулись. 5 группе Я проводил их всё тем же советом: “Не попадайся зимой!” Я их не бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, — линяет косой… ” | Работают с текстом, делают выводы Научиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи
| Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
| 1. «Незаконченное предложение» Сегодня на уроке мы познакомились с ….. Антонимы – это ….. Пара слов с противоположным значением называется….. - Какую цель мы ставили перед собой? Все ли у нас получилось? - А теперь возьмите на своих столах снежинку со смайликом, выберите смайлик улыбку, если вам урок понравился или смайлик увы.., если что-то не понравилось на уроке. - А сейчас посмотрите все ли у вас заполнено в маршрутном листе, поставьте себе оценку и сдайте мне. |
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
| Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
Домашнее задание. Оценка. | Задаёт домашнее задание для самостоятельной работы с учётом уровня подготовки учащихся Домашнее задание (на выбор): упражнение 394 (с помощью антонимов-прилагательных охарактеризовать животных – героев сказок и басен. Составить и записать сложные предложения с союзом а. подчеркнуть антонимы); написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов, характеризующих героев. Выполнить задания в личном кабинете на Учи.ру | Записывают домашнее задание. | Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |