Урок по теме Антонимы 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок по теме "Антонимы" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Антонимы», 5 класс

подготовила Маркасова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Жиздринская средняя школа № 2»

Цели:

  1. Создать условия для формирования знаний об антонимах, умения применять их в речи.
  2. Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся на основе краеведческого материала.
  3. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
  4. Создать условия для воспитания бережного отношения к малой родине.
  5. Экологическое воспитание учащихся.

Ход урока

  1. Синтаксическая пятиминутка.  Выполнить синтаксический разбор предложения. Подберите синонимы к слову огромный.
  2. На огромных просторах нашей страны расположился маленький город Жиздра.

  Синонимы – большой, немалый, крупный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, здоровый, здоровенный и т.д. (словарь)

  1. Почему эти слова называются синонимами? (это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи)

Историческая справка (слайд 3)

Город Жиздра был основан в 1777 году.

В литовском словаре слово Жиздра означает крупный песок.

Отсюда и пошло название.  

                             

  1. Новая тема. Найдите в предложении слова противоположные по значению (огромный-маленький). Сообщение темы урока. Вместе с учащимися формулируются цели, задачи урока.

  1. Словарно-орфографическая работа. Антоним               анти – против

                                                                                                   оним -  имя         (греческое)

  1. Работа по новой теме. Рассмотрите фотографии улиц, сравните, подбирая антонимы. Назовите слова-антонимы к другим фотографиям (слайд 6,7,8,9,10,11,12,13,14) Послушайте две песни и подберите к ним антонимы. Какой частью речи они выражены?

 Вывод (учащиеся формулируют сами): антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

  1.   Закрепление.
  1. Устно подобрать антонимы, назвать орфограмму безударная гласная, проверяемая ударением

Большой   -

маленький

Прямой     -

кривой

Хороший  -

плохой

Сильный   -

слабый

День          -

ночь

Тишина     -

крик

Черный     -

белый

Что могут обозначать антонимы?

Вывод:  антонимы могут обозначать размер, цвет, форму, качество, место.

  1.  Тренировочные упражнения
  1. Творческая работа с лексическим заданием (слайды 17). Составьте предложение, используя союз а.
  1. Пруд Потья широкий, а река Жиздра узкая. (слайд 17)

Устно составьте подобные предложения, сравнивая достопримечательности нашего края.

  1. Улица Коммунистическая длинная, а улица Строителей короткая.
  2. Село Зикеево  большое, а  село Мужитино маленькое).

           Вывод: какую роль играют антонимы в предложениях? (Антонимы могут быть
                       сцепляющими словами в предложении).

  1. Работа с текстом. Текст списать, найти и подчеркнуть антонимы (слайд 18).

Наш город.
По берегам реки Жиздры раскинулся наш любимый  город. Он расположен на юге Калужской области. С севера Жиздринский район граничит с Думиничским.
В городе больше деревянных домов, чем каменных. Река делит Жиздру на правую и левую части. В правой  находятся старые
улицы, в левой – много новых.

«Весёлый магазин»

Чтобы купить что-нибудь в нашем магазине, деньги не нужны, а нужны знания.

Итоги: Что нового узнали на уроке?

    Вывод:  какова роль антонимов в нашем языке?( более выразительной и точной)

  1. Домашнее задание на выбор:
  1. Составить кроссворд, в основе которого будут слова с противоположным значением
  2. Упр. №360
  3. Пар. 69. уч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"

Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...

урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс

знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....

Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)

На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....

Урок по теме "Основные классы соединений". 8 класс

Методическая разработка урока развивающего контроля. Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной рабо...