Урок по теме Антонимы 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Антонимы», 5 класс
подготовила Маркасова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Жиздринская средняя школа № 2»
Цели:
- Создать условия для формирования знаний об антонимах, умения применять их в речи.
- Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся на основе краеведческого материала.
- Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
- Создать условия для воспитания бережного отношения к малой родине.
- Экологическое воспитание учащихся.
Ход урока
- Синтаксическая пятиминутка. Выполнить синтаксический разбор предложения. Подберите синонимы к слову огромный.
- На огромных просторах нашей страны расположился маленький город Жиздра.
Синонимы – большой, немалый, крупный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, здоровый, здоровенный и т.д. (словарь)
- Почему эти слова называются синонимами? (это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи)
Историческая справка (слайд 3)
Город Жиздра был основан в 1777 году.
В литовском словаре слово Жиздра означает крупный песок.
Отсюда и пошло название.
- Новая тема. Найдите в предложении слова противоположные по значению (огромный-маленький). Сообщение темы урока. Вместе с учащимися формулируются цели, задачи урока.
- Словарно-орфографическая работа. Антоним анти – против
оним - имя (греческое)
- Работа по новой теме. Рассмотрите фотографии улиц, сравните, подбирая антонимы. Назовите слова-антонимы к другим фотографиям (слайд 6,7,8,9,10,11,12,13,14) Послушайте две песни и подберите к ним антонимы. Какой частью речи они выражены?
Вывод (учащиеся формулируют сами): антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
- Закрепление.
- Устно подобрать антонимы, назвать орфограмму безударная гласная, проверяемая ударением
Большой - | маленький |
Прямой - | кривой |
Хороший - | плохой |
Сильный - | слабый |
День - | ночь |
Тишина - | крик |
Черный - | белый |
Что могут обозначать антонимы?
Вывод: антонимы могут обозначать размер, цвет, форму, качество, место.
- Тренировочные упражнения
- Творческая работа с лексическим заданием (слайды 17). Составьте предложение, используя союз а.
- Пруд Потья широкий, а река Жиздра узкая. (слайд 17)
Устно составьте подобные предложения, сравнивая достопримечательности нашего края.
- Улица Коммунистическая длинная, а улица Строителей короткая.
- Село Зикеево большое, а село Мужитино маленькое).
Вывод: какую роль играют антонимы в предложениях? (Антонимы могут быть
сцепляющими словами в предложении).
- Работа с текстом. Текст списать, найти и подчеркнуть антонимы (слайд 18).
Наш город.
По берегам реки Жиздры раскинулся наш любимый город. Он расположен на юге Калужской области. С севера Жиздринский район граничит с Думиничским.
В городе больше деревянных домов, чем каменных. Река делит Жиздру на правую и левую части. В правой находятся старые
улицы, в левой – много новых.
«Весёлый магазин»
Чтобы купить что-нибудь в нашем магазине, деньги не нужны, а нужны знания.
Итоги: Что нового узнали на уроке?
Вывод: какова роль антонимов в нашем языке?( более выразительной и точной)
- Домашнее задание на выбор:
- Составить кроссворд, в основе которого будут слова с противоположным значением
- Упр. №360
- Пар. 69. уч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...
Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"
Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс
знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....
Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....
Обобщающий урок по теме « Важнейшие классы неорганических соединений» в 8 классе
Обобщающий урок по теме ...
Урок по теме "Основные классы соединений". 8 класс
Методическая разработка урока развивающего контроля. Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной рабо...