ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ В ШКОЛЕ
статья по русскому языку

Ходкова Татьяна Александровна

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ В ШКОЛЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hodkovata_osobennosti_izucheniya_fonetiki_v_shkole.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ В ШКОЛЕ

Татьяна Александровна Ходкова,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 4» г.Меленки Владимирской области

Khtaty@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается роль фонетики в обучении школьников. При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения

Ключевые слова: преподаватель; учащиеся; фонетика; обучение

Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является содействие формированию у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России, единство политической нации [4, с. 3].

Фонетика – одна из составляющих частей лингвистики, которая при изучении требует максимального внимания. Изучение фонетики дает учащимся те теоретические знания и практические навыки, ту базу терминов, которые пригодятся им в дальнейшем изучении языка и всех видов речевой деятельности.

В пособиях, предназначенных для школьного курса, значимое место отводится современным научным знаниям по фонетике. Этим подчеркивается роль фонетического материала в школьном курсе русского языка [12].

В учебнике русского языка раздел «Фонетика» включает в себя различные теоретические положения, которые позволяют провести разнообразные фонетические наблюдения. Благодаря чему учащиеся учатся осознанно усваивать учебный материал. Но стоит учесть тот факт, что в учебниках русского языка все теоретические положения необходимо извлекать самим из приведенных упражнений, они не даются в «открытом» виде [2].

В современном русском языке даётся следующее определение фонетике: «Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы определения и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке» [13, с. 139].

Накопленный передовыми учителями опыт, в частности, Д.Э. Розенталем, позволили говорить следующее, что при обучении фонетике учителя должны ставить пред собой такие цели как: познакомить учеников с фонетической системой русского языка; формировать у них литературные нормы произношения; привить учащимся навыки распознания звуков; научить их анализировать и классифицировать звуки русского языка [5, с. 37].

Бондарко Л.В. считает, что произношение есть главный элемент обучения, для чего необходимы следующие принципы: опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв [3].

Реализация первого принципа помогает ученикам осознанно воспринимать звуки, определять их свойства. Второй принцип помогает проследить изменения звука в морфеме, исходя из их позиции и чередований сильных и слабых звуков. Третий принцип помогает избежать смешения звуков и букв, оказывает влияние на овладение орфографией.

В ходе обучения в разделе «Фонетика» учащиеся знакомятся с основной фонетической единицей – звуком. Аванесов Р.И. в своем учебнике дает следующее определение звуку. «Звук – минимальная единица звучащей речи» [2, c. 23]. Каждому слову присуща своя звуковая оболочка. Но при этом сами звуки не имеет значения, но у них есть своя роль: звуки помогают различать слова [2, 9].

Востоков А.Х. рассматривает звук с его функциональной и артикуляционной стороны. Если рассматривать звук с его функциональной стороны, то мы будем говорить о том, что звук формирует систему, он является конечным продуктом речевого аппарата человека, его артикуляции. Акустическая сторона показывает работу произносительных органов человека.

Аванесов Р.И. помимо этих 2-х сторон предлагает рассматривать звук еще и с его акустической стороны. Акустическая сторона звука – восприятие звука органами слуха, соотнесение шума и голоса [1].

Звуковая культура речи детей начинает формироваться ещё в начальной школе, где в 1-4 классах учащиеся получают первые представления о звуках. И уже в 5 классе учеников учат анализировать как собственную речь, так и речь окружающих людей, с точки зрения её правильного звучания.

Изучение фонетики подразумевает изучение звуковой системы языка. Помимо этого ученики должны усвоить то, что большая часть согласных (звонких и глухих, мягких и твердых) имеют пары. Учащиеся должны понять, что гласные и согласные выполняют разные роли, что они не одинаковые [3].

Так, например, согласные, в отличие от гласных, выполняют сигналоразличительную функцию, поэтому в языке их больше, чем гласных. Гласные звуки в свою очередь делают нашу речь мелодичной, более плавной.

Помимо этого школьный курс фонетики предусматривает закрепление знаний учащихся о слоге. Так в 5 классе при фонетическом разборе целесообразнее давать детям слова с простым случаем переноса слов или же предложить учащимся просто указать количество слогов. Таким образом, ученики смогут усвоить правило переноса слов.

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения. Организуя наблюдения учителям необходимо учитывать принцип от звука к букве [2, 11].

По окончанию изучения раздела фонетика учащиеся в 5 классе должны овладеть такими умениями и навыками как:

– умение на слух различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;

– умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде;

– умение определять место ударения в слове;

– умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух;

– умение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных, проверять звуки, находящиеся в слабой позиции, позицией сильной;

– умение производить фонетико-графический анализ слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв;

– умение отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения;

– умение различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние;

– умение соблюдать литературные нормы произношения согласных (перед [е] в заимствованных словах, в сочетаниях согласных);

– умение интонировать русскую фразу, используя различные функции просодических (не линейных) единиц речи;

– умение воспроизводить и воспринимать различные виды интонации (перечислительную, звательную, интонацию вводности, обособления, обусловленности);

– умение достигать богатства и выразительности устной речи.

Наблюдения и анализ передового опыта учителей позволили нам заключить, что успех в обучении достигается лишь тогда, когда учитель, вооружая учащихся знаниями, умениями и навыками, последовательно выдвигает перед ними все более усложняющиеся задачи и задания и в то же время подготавливает их к выполнению этих задач с таким расчетом, чтобы выполнение новой задачи требовало от них столько самостоятельного труда и такого напряжения мысли, которые соответствуют уровню их подготовки и развития [7, с. 35-38].

Подводя итог, можно сказать, что учителям при работе на уроках русского языка необходимо обращать внимание на речь. Буква обозначает звук, звук обозначается буквой. Интерес к изучению фонетики создается путем использования игровых заданий, поисковых задач. Для эффективного обучения фонетике важно также вовлечь учащихся в активное взаимодействие. Групповые занятия, ролевые игры и дебаты могут создать атмосферу сотрудничества, где каждый ученик чувствует себя частью команды. Это не только развивает коммуникативные навыки, но и способствует лучшему усвоению материала, так как учащиеся учатся друг у друга и обмениваются опытом. Кроме того, использование аудиовизуальных материалов, таких как видеоролики и подкасты, поможет лучше воспринимать звуковую структуру языка. Ученики смогут слышать правильное произношение и интонацию, что наглядно демонстрирует фонетические особенности языка и делает занятия более интересными. Необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Создание индивидуальных планов обучения и использование диагностики помогут выявить сильные и слабые стороны, что позволит более точно настроить подход к каждому ребенку и повысить уровень его вовлеченности в процесс.

Таким образом, разнообразные методы и современные технологии, адаптированные к потребностям учащихся, создадут благоприятные условия для освоения фонетики, подкрепляя стремление к постоянному обучению и самосовершенствованию. Эти приемы активизируют учащихся и способствуют формированию различать звук и букву [6, 8].

Эти выводы имели важное значение для теории и практики урока, так они способствовали активизации мышления учащихся на протяжении изложения и закрепления новых знаний на уроке, давали основу для организации самостоятельной работы учеников на уроке [10, с. 62-64].

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972. – 245 с.

2. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974. – 257 с.

3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. и др. Стили произношения и типы произнесения // Вопр. языкозн. – 1973. – № 1. – 302 с.

4. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х – 90-х годов XX столетия: автореф. дис. … кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. – Пятигорск, 2007.

5. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 8. – С. 35-39.

6. Богданова Р.А. и др. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / Р.А. Богданова, Н.В. Бекузарова, В.Г. Веселова, Е.В. Ермолович, В.В.Иохвидов, Ж.Г. Калеева, О.М. Коржачкина, Е.Ю. Левина, Л.В. Мальцева, Н.О. Пономарев, А.В. Притуло, О.Ю. Ряузова, Л.П. Самойлов, С.Н. Сидорова, В.Л. Синебрюхова, Е.А. Цымбалюк; под общ. ред. С. С. Чернова; ЦРНС. – Новосибирск, 2011. – Кн. 4.

 7. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым // Проблемы и перспективы развития образования: матер. II Междунар. науч. конф. – 2012. – С. 35-38.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. – Новосибирск, 2015. – Ч. 1.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск, 2015.

10. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова О повышении эффективности урока // Теория и практика образования в современном мире: Матер. Междунар. науч. конф. – 2012. – С. 62-64.

11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15. – № 3. – С. 70-75.

12. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Conceptualization of safety principle of educational practices Журнал министерства народного просвещения. – 2015. – № 4 (6). – С. 180-188. 13. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 13-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2014. – 448 с. – (От А до Я).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания математики в школе с углубленным изучением иностранного языка

Материал содержит описание методики проведения  урока по математики....

Особенности изучения лирических, эпических и драматических произведений в школе

Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических при...

особенности изучения иностранного языка в начальной школе

данная презентация знакомит с родителями с аспектами изучния иностранного языка в начальной школе...

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC...

Особенности изучения робототехники в школе

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей информатики...

особенности изучения робототехники в школе

особенности изучения робототехники в школе...