Особенности изучения лирических, эпических и драматических произведений в школе
методическая разработка (литература) по теме
Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических принципов и понятий, связанных с литературой.
При всех различиях программ в них просматриваются общие тенденции: обоснование синтеза литературоведческого анализа и восприятия произведения как словесного искусства; техники чтения и развития опыта речевой творческой деятельности обучаемых, их эстетическое воспитание.
Художественное осмысление литературных творений позволит учителю избежать использования литературы как повода для всевозможных построений «окололитературного характера. Цель же эстетического постижения – не получение информации, а возникновение сопереживания и сотворчества с автором, возникновение диалога, поэтому на первый план выдвигается формирование эстетически развитого читателя, способного воспринимать произведение, приближаясь к позиции автора, и способного самостоятельно оценивать художественное явление, то есть творить свой художественный мир.
Эта сложнейшая научно-методическая проблема может быть решена только на уровне восприятия литературного текста как искусства слова, поэтому эстетически целесообразно отказаться от исключительно репродуктивного подхода к литературным произведениям (а именно от рассмотрения текста только через пересказ сюжетов, действий героев, когда преобладающими заданиями становятся: «Прочитай, перескажи! О чем рассказывается в этом стихотворении?» и т.п.). Прочтение текста как искусства слова порождает состояние самораскрытия юного читателя, открытия им окружающего мира, природы, родного дома, зарождение понимания своего места в ряду этих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_set.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Особенности изучения
лирических, эпических и драматических
произведений в школе
Автор: Кондаурова Лариса Николаевна, учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №9 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических принципов и понятий, связанных с литературой.
При всех различиях программ в них просматриваются общие тенденции: обоснование синтеза литературоведческого анализа и восприятия произведения как словесного искусства; техники чтения и развития опыта речевой творческой деятельности обучаемых, их эстетическое воспитание.
Художественное осмысление литературных творений позволит учителю избежать использования литературы как повода для всевозможных построений «окололитературного характера. Цель же эстетического постижения – не получение информации, а возникновение сопереживания и сотворчества с автором, возникновение диалога, поэтому на первый план выдвигается формирование эстетически развитого читателя, способного воспринимать произведение, приближаясь к позиции автора, и способного самостоятельно оценивать художественное явление, то есть творить свой художественный мир.
Эта сложнейшая научно-методическая проблема может быть решена только на уровне восприятия литературного текста как искусства слова, поэтому эстетически целесообразно отказаться от исключительно репродуктивного подхода к литературным произведениям (а именно от рассмотрения текста только через пересказ сюжетов, действий героев, когда преобладающими заданиями становятся: «Прочитай, перескажи! О чем рассказывается в этом стихотворении?» и т.п.). Прочтение текста как искусства слова порождает состояние самораскрытия юного читателя, открытия им окружающего мира, природы, родного дома, зарождение понимания своего места в ряду этих ценностей.
Анализ в единстве содержания и формы может быть успешно решен только при глубоком научном понимании сложного и своеобразного мира лирики, эпоса и драмы. Даже приблизительное освоение жанрово-родовых характеристик литературных произведений приводит учителя к весьма серьезным ошибкам теоретического плана. Самая распространенная из них – обособленное рассмотрение содержания и формы произведения.
Особенности изучения лирических произведений школе
План выражения в лирике проявляется в «образе – переживании, выражении чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными переживаниями». Принципиальное отличие выразительных средств от изобразительных заключается в том, что первые служат не смысловым сообщениям, а пробуждению эмоций, настроений, возникновению чувственных ассоциаций.
Рассмотрим в свете этих положений стихотворение И.Бунина «Розы».
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
Вот один из вариантов эстетического прочтения стихотворения И.А. Бунина «Розы».
- Выразительное чтение, передающее интонации текста, его многогранность.
- Ребята, вы послушали стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, которое вызвало у вас, наверное, чувства, какие-то переживания. А теперь прочтите внимательно это произведение сами и скажите, какие слова или предложения наиболее точно передадут ваши чувства?
Это задание носит личностно-ориентированный характер: оно позволяет выявить уровень эстетического воспитания обучаемого и его индивидуальность. В этом моменте раскрывается каждый ребёнок в его способностях воспринимать образную систему стихотворения. Предположительно одни дети заметят «две розы», другие, - как «солнце и лазурь мигали», третьи – «день сиял». В такой ситуации учитель должен методично верно найти путь, который ему позволит ему открыть красоту и полноту жизни, выраженную автором. Дважды повторённый образ – день сиял – является центральным, потому что концентрирует и общую тональность и позволяет увидеть каждого ученика в момент воображения.
- С какого слова начинается сиянье дня? (с первого – «блистал»)
- Проследите все проявления этого сиянья на протяжении всего стихотворения. Дети, вероятно, более склонны раньше заметить цветовое сиянье. Это первая и очень важная ступень в восприятии текста как искусства слова, поэтому целесообразны такие вопросы, как:
- Какие цвета сияют перед вашим взором? Какими именами прилагательными вы бы определили это сиянье? Какое настроение вызывает у вас это чудо цвета?
Углубление и обогащение восприятия детей произойдёт тогда, когда учитель заострит внимание детей на 3 строфе. Здесь необходимо выразительное чтение учащихся.
- Что вы услышали в этой части? Как сочетание согласных звуков передаёт звук грома?
- А почему автор поставил союз – но -?
- Что он обозначает в нашей речи?
- Прочтите, что следует за этим союзом?
- Какую музыку вы услышали?
- Уместно ли автором сказано: «Пели пчёлы, звенели мухи»? (музыка природы).
А почему за этими звуками снова повторяется – день сиял -?
Это не лёгкий вопрос для детей, и учитель в своём комментарии может раскрыть художественную многогранность образа – день сиял. Именно в этом образе и выразилась вся красота, полнота и радость жизни природы, переживаемые автором, который свои открытия подарил читателю в словесных образах.
- Почему «облака лепились, сад глядел, пели пчёлы, пробегали потоки, солнце и лазурь мигали, а розы головки… клоня, улыбались сквозь слёзы…»? какое впечатление создают эти образы? (Природа, как живая, такой приём называется олицетворением. Интересно бы это слово разобрать по составу).
Вывод. Автор с помощью олицетворения создаёт живые звуки и зрительные, прекрасные картины, которые вызывают счастливые переживания.
- Какой самый выразительный образ, на ваш взгляд, в этом стихотворении? (Розы)
- Как вы думаете, почему розы нередко становятся предметом поэзии у многих авторов? ( Надо подчеркнуть мысль о совершенстве формы розы, её абсолютной красоте, идеале красоты).
В суждениях детей здесь запрограммировано понимание темы бунинского стихотворения. ( Хорошо бы принести в класс две розы?..).
- Какое новое чувство вы пережили, читая это стихотворение? Какое самое сильное впечатление вы получили, читая стихотворение И.А.Бунина?
Особенности изучения эпических произведений школе
Искусство слова в эпосе произрастает из характера изобразительности, изображения, то есть представления реальности в образах, картинах. От эмоционально-выразительного слова в лирике слово эпоса отличается изобразительностью и изображаемостью, оно само по себе в художественном контексте становится эстетическим свершением. Заметим, что в художественном эпическом высказывании слово не говорит о событии, оно само по себе событие, оно не о чувстве и разуме, а воплощение, чувства, разума, события.
Проанализируем в этом аспекте рассказ Л.Н. Толстого «Орел».
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.
Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.
Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,— нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.
Вопросы и задания к тексту:
- Ребята, перечитайте рассказ и скажите, какое слово повторяется в рассказе? (Кричать)
- Кто первым закричал в рассказе? (Люди)
- Представьте, как они кричали?
- Что вы можете сказать об этих людях? Какими словами, вы бы их охарактеризовали?
- С чем же сочетался их крик? ( С действиями: «бросали в орла каменьями»)
- Для чего столько энергии потратили люди? Может на них напали враги, или им грозила опасность?
- Кто ещё кричал? (птенцы, это был плач от голода). Прочтите этот отрывок внимательно.
- Так почему же закричал орёл? Учителю необходимо раскрыть художественную многомерность этого слова. (Крик от возмущения, крик боли, крик от физического бессилия, крик отчаяния, крик, который помогает преодолеть самого себя, собраться с силами и лететь).
- Найдите слова и выражения, которые показывают изменения в поведении орла? (летел тихо и низко: он оглянулся; быстро сложил крылья)
- Представьте поведение изменившегося орла и прочитайте так, что бы мы поняли, что это орёл с другим опытом жизни.
- Ребята, скажите, почему орёл изменился? Может он струсил? Напишите об этом сочинение-рассуждение (домашнее задание).
- Сказка разыгрывается по ролям. Задача: найти художественно адекватное исполнение сказки, проясняя понимание жанровых признаков комедии (комедии положений и характеров)
- Какое общее впечатление у вас вызвало зто произведение Л. Петрушевской?
- Объясните, как писательница создала комические ситуации?
- Какие приёмы она использовала для этого? Расскажите.
- Как вы думаете, какие комические приёмы больше всего помогают раскрыть внутренний мир героев? Приведите примеры и зачитайте их.
- Представьте курицу. Что вы можете о ней сказать? Сыграйте роль курицы.
- Какие сказочные ситуации раскрывают характер грузовичка? Изобразите его.
- Что спасло червячка? Какие интонации вы услышали в голосе червячка?
- Какие слова Л. Петрушевской являются подсказкой для исполнения ролей персонажей этого произведения
- Какая мудрость заключена в названии сказки? Какие слова близки по своему значению к слову «непонятливые». Подберите их.
Таким образом, методика анализа драматургического текста должна быть обусловлена жанрово-родовыми принципами, её цель и назначение различными режиссёрскими и актёрскими средствами вызывать у юных читателей и зрителей воображение, развивать фантазию, творческие способности. В воображении и роли актёра ребёнок становится раскованным и пластичным в действии, более самостоятельным в мысли речевой деятельности. Такое состояние рождается при вхождении в мир драмы, через осмысление её сюжета, композиции, интонационного строя, своеобразия слова. Уроки восприятия драматических произведений от «эмоции формы» к содержанию чрезвычайно благотворны для общего развития личности школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений
С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...
Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
ОСОБЕННОСТИ УЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ. АССОЦИАТИВНЫЙ ФОН ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА.
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………&hell...
В.Г. Распутин. Эпическое и драматическое начала прозы писателя (по произведению «Прощание с Матёрой»). Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Особенности изучения "Анны Снегиной" С. А. Есенина в школе
В данной статье рассмотрены методические особенности изучения поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» в старшей школе....
Особенности изучения романа И.А. Гончарова "Обломов" в школе
В данной статье предприняты попытки проанализировать роман И.А. Гончарова "Обломов" в контексте школьного изучения...
Особенности изучения эпических произведений в старших классах
Особенности изучения эпических произведений в старших классах...