Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC
консультация по теме
Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом МО РФ (приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован Минюстом РФ за № 19644 от 01.02.2011 г.).
Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс перейдут нынешние первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г.
Однако введение стандарта второго поколения в основной школе возможно и с 1 сентября 2012 г. по мере готовности и решению образовательного учреждения. В отличие от действующего стандарта, новый стандарт не ориентирован на утвержденный на федеральном уровне БУП, который прописывает, какие предметы и в каком объеме изучать. Утвержденный ФГОС предусматривает минимальный и максимальный объем учебной нагрузки учащихся основной школы за 5 лет (5267 и 6020 часов соответственно), состав и структуру предметных областей, изучаемых с 5 по 9 класс. (см. Организационный раздел примерной основной образовательной программы образовательного учреждения: учебный план). На изучение географии отводится 272 часа из расчета по 1 часу в неделю в 5 и 6 классе и по 2 часа в неделю в 7-8-9 классах.
Солидной пропедевтической основой изучения всей географии с 5 по 9 класс являются знания и умения учащихся, полученные в процессе изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе.
При изучении этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, глобусе, плане и географической карте. Они получают первичные навыки ориентирования на местности, наблюдения за погодой. Учащиеся знакомятся с основными формами рельефа суши, океанами и морями, составом воздуха, свойствами и круговоротом воды в природе, горными породами и полезными ископаемыми, почвами и природными зонами.
География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.
Наряду с личностными и метапредметными требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС содержит и предметные требования, касающиеся умений и видов деятельности, формируемых в процессе изучения географии (см. ФГОС, стр.12).
На основе нового стандарта и проверенного временем фундаментального (базового) ядра содержания школьного географического образования составлена Примерная программа по географии для основной школы (см. Фундаментальное ядро содержания по географии, стр. 21-24 и Примерную программу по географии). Примерная программа, в свою очередь, берется за основу при составлении рабочих (авторских) программ, содержание которых связано с особенностями структуры и содержания конкретных линий учебников географии (см. Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях РФ в 2012/2013 гг.).
В настоящее время существуют рабочие программы, предусматривающие последовательность и результаты изучения географии в основной школе, а также тематическое планирование курса с 5 по 9 класс по различным линиям учебников (см. сайт методической лаборатории географии МИОО, http://geo.metodist.ru). Прошли через экспертизу РАО и РАН и новые учебники с 5 по 9 класс, которые уже включены в Федеральный перечень учебников. Эти учебники можно заказывать и начинать по ним работать с 1 сентября 2012 г.
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.
Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Изучается развитие географических знаний и представлений о Земле. Учащиеся знакомятся с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширяют представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.
Развиваются заложенные при изучении курса «Окружающий мир» представления о Земле как планете Солнечной системы. Рассматриваются движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, следствия этого вращения. Уделяется внимание изучению изменения освещенности Земли по сезонам года, изменению нагревания поверхности Земли в зависимости от освещенности и т.д.
При изучении географии в 5-6 классах важно реализовать появившуюся возможность и более детально изучить такую важную тему, как «План и карта». Учащиеся получают первые представления о различиях плана и географической карты, учатся использовать план и карту, выполняя под руководством учителя различные виды практических работ, например:
- перевод численного масштаба в именованный и обратно;
- изображение холма и впадины с помощью горизонталей;
- определение направлений и расстояний на глобусе, географической карте и плане;
- определение географических координат объектов на карте и объектов по заданным координатам.
Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Как показывает практика, сформировать эти умения, сидя за партой в классе, не представляется возможным. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.
Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат. Следует заметить, что для качественного усвоения этих умений необходимо и в 7 классе уделять внимание их формированию. Важно организовать закрепление полученных практических умений, предоставив учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач. Уверенное владение учащимися приемами работы с топографическим планом, географической картой поможет им более качественно изучить и понять темы курса, связанные с изучением основных сфер географической оболочки.
Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.
Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.
Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.
Именно эти направления в методике преподавания нам представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.
Методическая лаборатория географии
Московского института открытого образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив...
Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...
Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС
Эта статья предлагает некоторый анализ проблем при подготовке учащихся к ОГЭ курса русского языка и некоторые рекомендации по их решению.Необходимо уделять больше времени усвоению как можно большего л...
Статья "Использование итерактивных технологий как способ сохранения приемственности при переходе обучаемых в основную школу в условиях ФГОС"
В статье содержится демонстрация эффективного педагогического опыта использования интерактивных технологий в изучении английского языка....
"Формирование регулятивных универсальных учебных действий при изучении географии в основной школе»
Основной целью своей работы считаю необходимость обоснования педагогических средств формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках географии и обобщения способов и приемов их...
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ «ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье предпринята попытка суммировать теоретические результаты изучения предшествовавшими исследователями относительно нового явления «дистанционное обучение». Был осмыслен и проанализи...