Формирование функциональной языковой грамотности на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку
На уроках русского языка мы формируем языковую функциональную грамотность. Так в чем же различие языковой и читательской функциональной грамотности? Давайте разберемся.
И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная читательская грамотность!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_yazykovoy_gramotnosti.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На уроках русского языка мы формируем языковую функциональную грамотность. Так в чем же различие языковой и читательской функциональной грамотности? Давайте разберемся.
И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!
А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно ее сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.
Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?
Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.
Уместно будет вспомнить, что языковая культура — распространённое в лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка.
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:
– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения,
– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;
– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.
Таким образом, мы и будем формировать языковую функциональную грамотность. Не изобретая ничего нового, лишь используя инновационные образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, в том числе языковую.
В своей педагогической практике активно применяю РАЗЛИЧНЫЕ инновационные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологии критического мышления и другие. О них говорим и знаем мы все очень много, поэтому я не буду останавливаться на этом.
Анализ содержания заданий УМК по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. позволяют сделать вывод, что курс «Русский язык» нацелен на развитие функциональной языковой грамотности школьника.
В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией Тростенцовой Л.А содержание языкового и речевого материала подается в единстве.
Речевая направленность курса формирует и воспитывает у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордость за русский язык, интерес к его изучению и что не менее важно: владение нормами русского языка при его использовании в ЖИЗНИ. А это не что иное, как языковая функциональная грамотность, о которой сегодня мы и говорим.
Приёмы и методические находки
Одним из важных компонентов курса является работа с лингвистическими текстами.
Примеры заданий (рассуждаем на лингвистическую тему):
- докажите, что «язык изменчив, как изменчива сама жизнь».
- докажите ошибочность утверждения о том, что «дефис» и «тире» – это термины-синонимы.
- рассмотрите -- одному ли правилу подчиняется написание НЕ с наречиями, именами существительными и прилагательными.
При изучении лингвистической информации можно использовать такой прием, как Воссоздание информации по составленному кластеру, и здесь мы формируем уже языковую функциональную грамотность.
Таким образом, одной из задач языковой функциональной грамотности – ЭТО: умение работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.
Формирование языковой функциональной грамотности начинается с самостоятельного целеполагания на занятиях обучающимися.
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре урока: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть:
- понятны, осознаны, реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
Некоторые приемы целеполагания:
1. Формирование цели при помощи опорных глаголов
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов : изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).
2. Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.
Например, при изучении темы «Многозначные слова и омонимы» можно использовать словесную игру.
- Можно ли эти слова назвать многозначными? Почему?
- Эти «похожие» на многозначные слова называются омонимами.
- Запишите тему урока и задайте вопросы по теме. (Ребята предлагают свои варианты: Что такое омонимы, каковы их признаки? Чем отличаются омонимы от многозначных слов?)
Одним из любимых и часто используемых приемов является прием создания проблемных ситуаций.
Тема «Однородные и неоднородные определения»
1. Прочитайте имена прилагательные (клюквенный, малиновый, кислый, томатный, сладкий, соленый).
2. По какому признаку их можно разделить? (вид, вкус)
3. Запишите их в две группы. Подберите к ним подходящее по смыслу имя существительное (сок).
4. Составьте два предложения:1) со словами из одной группы; 2) со словами из разных групп. (Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок. Я люблю сладкий малиновый сок.)
5. Подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания. Что вас смущает?
6. Как вы думаете, в каком предложении определения будут однородными, а в каком – неоднородные? Почему?
Сформулируйте основной вопрос урока (Что такое однородные и неоднородные определения? Как их отличить?)
Тема: «Грамматические признаки причастия»
- Прочитайте текст.
Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты.
В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное.
2. Сравните выделенные слова
- Какие из них обозначают признак действия?
-Какое слово называет действие?
- В значении какого слова есть и признак, и действие?
- Как это можно доказать?
- Почему крылья названы трепещущими?
- Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? Почему?
Перед вами новая часть речи – причастие.
- Сформулируйте цель урока. (Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного.)
В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
И мы предлагаем новый взгляд на домашние задания.
Развитию языковой грамотности должны способствовать и домашние задания. Проблема в том, что большой объём домашних заданий приводит к тому, что учащиеся либо отказываются их выполнять, либо выполняют частично и некачественно.
Формы домашних заданий, которые использовались ранее (выучить параграф, выполнить упражнение), уходят на второй план. Это касается не только учебного предмета «Русский язык».
Формы домашних заданий могут быть универсальными для всех предметов.
Перечислим некоторые из них.
1. Эффективными способами закрепления знаний являются составления планов. Вместо плана может быть кластер.
Здесь уместно будет провести «конкурс шпаргалок».
2. Работа с учебниками других предметов. Например, при изучении темы сложноподчиненное предложение ученикам предлагается выписать 5 СПП из учебника истории или биологии, разобрать эти предложения и доказать правильность выбора.
3. Составление словарей терминов для прочитанного текста. Данное задание подходит для лингвистических текстов.
4. Составление синквейнов.
Отметим, что домашние задания должны быть вариативными, учитывающими способности, интересы школьника.
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся – это прием «лови ошибку». Он формирует умение анализировать информацию.
Это могут быть тексты с заданиями по изучаемой теме, но в них допущены как орфографические, пунктуационные, так и речевые, стилистические ошибки. Ребятам приходится сначала отредактировать текст или предложения, только потом работать с текстом по теме урока.
Например, дается набор предложений и задание к ним:
Списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить тип сказуемого.
1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
Внимательные дети, привыкшие к «подвохам» учителя, сразу увидят речевые ошибки. Таким образом, выполняя данное упражнение, мы не просто отрабатываем тему, но и формируем языковую грамотность.
Уместно будет организовать работу с паронимами:
1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
Важнейшей задачей формирования языковой функциональной грамотности является соблюдение обучающимися этикетных норм; умение с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли.
Предлагаем приём составление инструкции. Например, при изучении темы «Глагол», данный прием позволяет не только формировать умение распознавать части речи, ставить глаголы в начальную форму, определять известные признаки глагола.
Таким образом, в заключение хочется отметить, что языковую грамотность мы формируем практически на каждом своем уроке.
«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Виды заданий, включенных в презентацию, помогут учителям в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся....
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
«Формирование функциональной ( читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи».
Разработка урока...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Дидактический материал для 6 кл , применяемый на уроках русского языка по развитию речи....
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки
В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...
Методическая разработка " Приемы и методы формирования функциональной читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Данная разработка предназначена для учителей русского языка и литературы....
Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения....