Методическая разработка " Приемы и методы формирования функциональной читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Данная разработка предназначена для учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская средняя школа»
Советского района Республики Крым
Методическая разработка
«Приемы и методы формирования функциональной читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Автор-составитель: Антонюк Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
(первая квалификационная категория)
Аннотация
Умеют ли наши учащиеся читать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Читать написанное, произносить буквы, слоги, слова – умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Как показывают результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которое проходило в последний раз в 2018 году, российские учащиеся находятся на 31 месте из 79. Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Как часто на уроках приходится замечать, что ученик, прочитав текст, не может ответить на вопросы по его содержанию, определить проблему и тему текста, соотнести авторскую позицию со своим читательским опытом. Анализ результатов ВПР показал очевидные проблемы с чтением и анализом текста. По блоку заданий на анализ текста были получены самые низкие показатели. На лицо трудности в определении темы и главной мысли текста, составлении плана текста, а также объяснении значения использованного в тексте слова. Последнее косвенно свидетельствуют о небольшом словарном запасе и лексически бедном языке значительной доли обучающихся. Поэтому проблема формирования функциональной читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время всё интенсивнее стало развиваться понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие математические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального карьерного роста.
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1.Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках русского языка и литературы, которые способствуют формированию развитию функциональной грамотности у обучающихся;
2.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.
Введение
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого обучающегося в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. То есть учащийся должен:
1. Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь уверенную адаптацию.
2. Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
I. Основная часть.
Приемы для формирования функциональной грамотности.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость, но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы, которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Все приемы формирования функциональной читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей. Более подробно остановлюсь на некоторых приемах.
Так, в 9 классе, при обобщении темы «Сложное предложение» использую такой прием как кластер. Исходя от обозначенного понятия, обучающиеся определяют основные типы предложений, их структуру, признаки, формулируют правила расстановки знаков препинания в сложном предложении. Также данный прием эффективно использовать на уроках литературы на этапе закрепления изученного материала.
Прием «инсерт» (выделение основной мысли текста) целесообразно использовать на уроках русского языка при подготовке к ВПР (задание 9,11). После прочтения текста учащиеся выделяют цветными карандашами основную мысль текста, авторскую позицию, ключевые слова. Данный прием формирует одно из направлений функциональной грамотности-смысловое чтение.
«Лови ошибку»-такой прием для развития функциональной грамотности использую на уроках русского языка в 6-7, 9 классах на этапе закрепления. Учащимся предложено исправить ошибки в словосочетаниях и предложениях (типы ошибок различного характера - грамматические, стилистические, орфографические, синтаксические), а также написать правильный вариант. При использовании такого приема учащиеся выступают в качестве экспертов.
Еще один прием, который я активно использую на уроках литературы для формирования читательской грамотности «Верите ли вы что…», он помогает определить, насколько внимательно учащиеся изучили биографию и творчество писателей. Так, при изучении творчества Л. Н. Толстого на уроках литературы в 9 классе (урок обобщения) девятиклассникам было предложено опровергнуть или согласиться с данной информацией. Каждый вопрос в раздаточном материале (карточки) начинался с фразы «Верите ли вы что…». Например, «верите ли вы, что полное собрание сочинений Л. Н. Толстого составляет 90 томов», «верите ли вы, что писатель прожил 90 лет». Также эффективным приемом развития функциональной читательской грамотности на уроках литературы является прием составления двухчастной таблицы, который позволяет проверить, насколько грамотными читателями являются обучающиеся. Например, изучая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» на уроках литературы в 8 классе, учащиеся на протяжении изучения данного произведения составляют таблицу, которая состоит из двух частей. Первая часть содержит вопросы, касающиеся главного героя Петра Гринева (происхождение и социальное положение, прошлое героя, смысл его имени и фамилии), вторую часть заполняют самостоятельно подобранными примерами и цитатами из текста. Еще одним эффективным приемом, который я активно использую на уроках русского языка и литературы для формирования функциональной грамотности является «Ромашка Блума». Этот прием актуален при использовании технологии организации групповой работы обучающихся на уроках обобщения, повторения, закрепления учебного материала. Учащимся предложено ответить на 6 вопросов, каждый из которых закреплен на отдельном лепестке, при правильном ответе ребята отрывают лепесток, что позволяет мне проверить уровень усвоения учебного материала, а также при планировании следующих уроков, включить задания, которые вызвали затруднения. Так, например, при подготовке к ВПР по русскому языку (задания 9-14) в 6 классе учащимся были предложены следующие вопросы: определить основную мысль текста, составить план, объяснить лексическое значение слова, дать толкование фразеологизму и включить его в свой придуманный текст. Как показывает практика, при использовании данного приема у учащихся развивается и смысловое чтение, и формируется навык коммуникации, что является основой развития функциональной читательской грамотности.
Также актуальными приемами для развития функциональной грамотности можно назвать « Техники филиппинской методики», такие как: «Эй ар гайд» (работа с утверждениями и распределение их по столбцам колонки(верно/неверно) после прочтения изученного произведения. Утверждения могут быть сформулированы как учителем, так и самими учащимися. Прием «Си-финк-уанд» направлен на глубокое понимание темы, составление вопросов, описание объекта или понятия. Например, на уроке литературы в 9 классе, после изучения произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» учащимся были предложены иллюстрации, которые они тщательно описывали в деталях, сопоставляли с сюжетной линией произведения и составляли вопросы к данным иллюстрациям (Ключевые вопросы: Что вы видите? Что вы думаете об этом? О чем это заставляет вас задуматься). Более подробно с данными техниками вы можете познакомится в методическом пособии «Эффективные приемы развития у учеников навыков и компетенций 21 века»
Технология «Дизайн искусственных стихов» (автор методики С. А. Новоселов) активно мною используется на уроках литературы. Технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили и учителя литературы, и ученики. Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых этапов:
1 этап - «конструирование» стихов;
2 этап - визуализация поэтических образов, визуальное проектирование;
3 этап - поиск и решение новой читательской задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными проектами.
Для обучения написанию стихов мы останавливаемся на первом этапе – «дизайн искусственных стихов». В качестве источника для «поэтического конструктора» я использую японские трёхстишия – хокку, которые наполнены огромным смыслом, образами и эмоциями. Эти трехстишья требуют от читателя интенсивного домысливания. Алгоритм организации учебно-творческой деятельности учащихся с применением данной технологией состоит из следующих шагов. Сначала это знакомство с историей и лучшими образцами японских пяти- и трехстиший. Эти стихи можно рассматривать в качестве «деталей» «поэтического конструктора» и «сборки» новых, не японских стихов. Эти элементы содержания, элементы-образы, эмоции можно изменять, добавлять. Следующий этап - дети рисуют картину, пытаются найти новый смысл и новые образы: ветка, соловей, вечер, слушаю, любуюсь, радостно, хорошо на душе и так далее. Затем следует этап построения собственного стихотворения с рифмой и ритмом. Одно и то же японское стихотворение рождает у детей совершенно разные ассоциации и образы. Иногда для того, чтобы задать определенный ритм, рифму, сами учащиеся придумывают первую строчку стихотворения. Детские стихи, написанные по мотивам японских трехстиший, как правило, наполнены философским смыслом, в них грусть и одиночество, надежда и стремление к счастью.
Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления).
Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?
Составим кластер на доске и в тетради.
- Какое настроение передают ваши ассоциации?
Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации, и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе ученикам становится известна ключевая идея – упорство и мужество всегда побеждают.
Этап рефлексии. Приём «Незаконченные предложения»
1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как….
2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4. Мне не очень нравится……
5. Если бы я был учителем русского языка, я бы ….
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить: какие трудности встретились, что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:
• творческая работа
• лингвистическое исследование текста
• подготовка иллюстраций к литературным произведениям
• рисование обложек к литературным произведениям
• художественное чтение
• инсценировка художественного произведения
• создание самостоятельных литературных произведений различных жанров
• продолжение неоконченных произведений
• наблюдение за природой
• составление вопросника к зачету по теме
• составление конспекта, опорных таблиц
• письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора, педагога.
Заключение
Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят у экранов телевизора и в Интернете. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка, повысить мотивацию в обучении, и этому способствуют приемы и технологии формирования читательской грамотности. Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика. Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
«Формирование функциональной ( читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи».
Разработка урока...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения....
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...