Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
методическая разработка

Степанько Татьяна Геннадьевна

В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по формированию функциональной (читательской) грамотности

на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий

учителя русского языка и литературы

МОАУ «СОШ №34» Степанько Татьяны Геннадьевны

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому в своей профессиональной деятельности я использую технологию продуктивного чтения (ТПЧ), разработанную профессором Н. В. Светловской, приобретающую ведущее значение и способствующую достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

На уроках литературы работа с текстом – это самый главный вид работы. Школьники учатся не только правильно, грамотно, выразительно читать, но и понимать авторский текст, извлекать из него уроки. На уроках русского языка преимущественно использую ознакомительное и изучающее чтение.

Технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Пример

В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней.

На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.

Прием «Фишбоун»

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» (упрощенное название метода японского ученого Каору Исикавы) и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.

Фишбоун по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Фишбоун по рассказу А. П. Чехова "Хамелеон"

Фишбоун по рассказу А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Прием «Плюс-минус-интересно»

В графу «П» - «плюс» ученики записывают все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» - «минус» ученики записывают все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащимся предлагаю вписать все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Прием «Верите ли вы, что…»

Обучающимся предлагаю утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Приём «Верите ли вы…» я обычно использую в начале урока, он связывает разрозненные факты в единую картину; систематизирует уже имеющуюся информацию.

На уроке литературы в 5 классе «Рассказ А.И.Куприна «Бедный принц»

  1. Верите ли вы, что девятилетний ребенок не радуется приближению праздника Рождества?
  2. Верите ли вы, что принц может быть бедным?
  3. Верите ли вы, что петь колядки на улице намного приятнее, чем принимать гостей в богатом доме?

При знакомстве с биографией любого писателя.

Например:

  1. Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.
  2. Получил образование в Царскосельском Лицее.
  3. Служил секретарём в суде.
  4. Написал поэму «Бородино».
  5. Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

Приём «Синквейн»

Данный прием обычно я использую на этапе рефлексии.

Синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Синквейн – это стихотворение без рифмы, состоящее из 5 строк.

Пошаговое описание приёма:

  • Знакомлю учащихся с правилами составления синквейна;
  • Предлагаю составить, следуя этим правилам, синквейн на определённую тему;
  • Убедившись, что все составили, предлагаю добровольно зачитать несколько синквейнов.

Правила составления синквейна:

  • В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным);
  • Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные);
  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия);
  • Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающая отношение к теме (разные части речи);
  • Пятая строка – вывод в одно слово (обобщающее понятие, синоним).

На уроке по теме: «Развитие навыков монологической речи при написании сочинения в формате ЕГЭ» в 10 классе, работая с текстом Юрия Марковича Нагибина «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни..», предлагаю составить синквейн к слову «детство»:

Детство

Светлое беззаботное

Пробовать ошибаться узнавать

Детство – это фундамент жизни

Золотая пора

Урок литературы в 5 классе. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Составить синквейн о главном герое:

Жилин

Храбрый, целеустремлённый

Воевал, не сдавался, сбежал

Смог выбраться из плена живым

Офицер

Урок литературы в 5 классе. Изучение рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Составить синквейн о главном герое:

Васютка

Отважный, находчивый

Увлёкся, заблудился, выбрался

Открыл озеро и справился с трудностями

Герой

Приём «Ассоциации»

Задание: перед чтением рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» я предлагаю ребятам записать свои ассоциации, которые вызывает название «Конь с розовой гривой». После прочтения 1 главы учащиеся дополняют свой ассоциативный ряд.

Приём «Кластер» формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди. Данный прием я использую на уроке литературы при изучении статьи о жизни и деятельности поэта, писателя, а также при работе с литературоведческими терминами.

Урок литературы в 8 классе. Образ учителя в рассказе В.Распутина «Уроки французского». После прочтения рассказа даю задание на дом составить двойной кластер «Образ Лидии Михайловны»/ «Образ современного учителя-наставника».

После дискуссии на уроке ученикам предлагается творческое задание – групповой проект «Создание иллюстрированного альбома «Учитель, перед именем твоим…».

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Данный прием помогает осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить.

Урок литературы в 8 классе. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала».

Задание. Расставьте события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируйте свой выбор.

  1. Разговор Ивана Васильевича с его собеседниками (друзья или гости).
  2. Иван Васильевич начинает свой рассказ.
  3. Бал, танцы с Варенькой.
  4. Молодость, любовь к Вареньке.
  5. Танец Вареньки со своим отцом полковником.
  6. Ужин, последний танец.
  7. Возвращение домой, не спится.
  8. Барабаны и флейта – мрачная музыка.
  9. Прогулка по улице, поле.
  10. Солдаты и офицер (отец Вареньки).
  11. Полковник бьет молодого солдата по лицу.
  12. Жестокое наказание беглого татарина – битье палками.
  13. Перемены в жизни Ивана Васильевича – отказ от службы, угасание любви к Вареньке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...