Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
методическая разработка
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_formirovaniyu_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 584.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по формированию функциональной (читательской) грамотности
на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
учителя русского языка и литературы
МОАУ «СОШ №34» Степанько Татьяны Геннадьевны
Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому в своей профессиональной деятельности я использую технологию продуктивного чтения (ТПЧ), разработанную профессором Н. В. Светловской, приобретающую ведущее значение и способствующую достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
На уроках литературы работа с текстом – это самый главный вид работы. Школьники учатся не только правильно, грамотно, выразительно читать, но и понимать авторский текст, извлекать из него уроки. На уроках русского языка преимущественно использую ознакомительное и изучающее чтение.
Технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Пример
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней.
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.
Прием «Фишбоун»
Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» (упрощенное название метода японского ученого Каору Исикавы) и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.
Фишбоун по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Фишбоун по рассказу А. П. Чехова "Хамелеон"
Фишбоун по рассказу А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Прием «Плюс-минус-интересно»
В графу «П» - «плюс» ученики записывают все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» - «минус» ученики записывают все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащимся предлагаю вписать все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Прием «Верите ли вы, что…»
Обучающимся предлагаю утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Приём «Верите ли вы…» я обычно использую в начале урока, он связывает разрозненные факты в единую картину; систематизирует уже имеющуюся информацию.
На уроке литературы в 5 классе «Рассказ А.И.Куприна «Бедный принц»
- Верите ли вы, что девятилетний ребенок не радуется приближению праздника Рождества?
- Верите ли вы, что принц может быть бедным?
- Верите ли вы, что петь колядки на улице намного приятнее, чем принимать гостей в богатом доме?
При знакомстве с биографией любого писателя.
Например:
- Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.
- Получил образование в Царскосельском Лицее.
- Служил секретарём в суде.
- Написал поэму «Бородино».
- Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.
Приём «Синквейн»
Данный прием обычно я использую на этапе рефлексии.
Синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Синквейн – это стихотворение без рифмы, состоящее из 5 строк.
Пошаговое описание приёма:
- Знакомлю учащихся с правилами составления синквейна;
- Предлагаю составить, следуя этим правилам, синквейн на определённую тему;
- Убедившись, что все составили, предлагаю добровольно зачитать несколько синквейнов.
Правила составления синквейна:
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным);
- Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные);
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия);
- Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающая отношение к теме (разные части речи);
- Пятая строка – вывод в одно слово (обобщающее понятие, синоним).
На уроке по теме: «Развитие навыков монологической речи при написании сочинения в формате ЕГЭ» в 10 классе, работая с текстом Юрия Марковича Нагибина «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни..», предлагаю составить синквейн к слову «детство»:
Детство
Светлое беззаботное
Пробовать ошибаться узнавать
Детство – это фундамент жизни
Золотая пора
Урок литературы в 5 классе. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Составить синквейн о главном герое:
Жилин
Храбрый, целеустремлённый
Воевал, не сдавался, сбежал
Смог выбраться из плена живым
Офицер
Урок литературы в 5 классе. Изучение рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Составить синквейн о главном герое:
Васютка
Отважный, находчивый
Увлёкся, заблудился, выбрался
Открыл озеро и справился с трудностями
Герой
Приём «Ассоциации»
Задание: перед чтением рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» я предлагаю ребятам записать свои ассоциации, которые вызывает название «Конь с розовой гривой». После прочтения 1 главы учащиеся дополняют свой ассоциативный ряд.
Приём «Кластер» формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди. Данный прием я использую на уроке литературы при изучении статьи о жизни и деятельности поэта, писателя, а также при работе с литературоведческими терминами.
Урок литературы в 8 классе. Образ учителя в рассказе В.Распутина «Уроки французского». После прочтения рассказа даю задание на дом составить двойной кластер «Образ Лидии Михайловны»/ «Образ современного учителя-наставника».
После дискуссии на уроке ученикам предлагается творческое задание – групповой проект «Создание иллюстрированного альбома «Учитель, перед именем твоим…».
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Данный прием помогает осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить.
Урок литературы в 8 классе. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала».
Задание. Расставьте события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируйте свой выбор.
- Разговор Ивана Васильевича с его собеседниками (друзья или гости).
- Иван Васильевич начинает свой рассказ.
- Бал, танцы с Варенькой.
- Молодость, любовь к Вареньке.
- Танец Вареньки со своим отцом полковником.
- Ужин, последний танец.
- Возвращение домой, не спится.
- Барабаны и флейта – мрачная музыка.
- Прогулка по улице, поле.
- Солдаты и офицер (отец Вареньки).
- Полковник бьет молодого солдата по лицу.
- Жестокое наказание беглого татарина – битье палками.
- Перемены в жизни Ивана Васильевича – отказ от службы, угасание любви к Вареньке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП
Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...
«Формирование функциональной ( читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика». Омонимы. Употребление в речи».
Разработка урока...
Методическая разработка " Приемы и методы формирования функциональной читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Данная разработка предназначена для учителей русского языка и литературы....
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...