Описание собственного педагогического опыта по проблеме «Формирование коммуникативной личности на уроках русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку

Алена Михайловна Аликаева

 Описание содержит пути решения проблем при обучении русскому языку из собственного опыта: развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нижнесикиязово

муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Описание собственного педагогического опыта по проблеме «Формирование коммуникативной личности на уроках русского языка»

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии.

В 2023-2024 учебном году, работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Дети затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Я обозначила в своей работе проблему: развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных

методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Аналитическое обоснование разработки.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом - я поставила перед собой следующие задачи:

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков

анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых

единиц;

3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их

творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом

отношении детей.

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Методические приемы и формы решения проблемы. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

• комплексная работа с текстом;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• различные виды диктантов;

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• работа с текстами-миниатюрами;

• коммуникативные и игровые ситуации.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это тексты как русских писателей, так и зарубежных. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею. Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Такие формы и методы работы так же решают некоторые проблемы подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Различные формы и методы работы с текстом применяла не только на уроках, но и на занятиях курсов по выбору. К настоящему времени мои учащиеся добились неплохих результатов участия в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Заключение

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...

Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "

Условия  возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей  деятельности. Использование  педагогических технологий  на основе...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в  реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...