"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
опыты и эксперименты (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Щеколдина Лариса Альбертовна

В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в  реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит через учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в условиях современной информационной среды.

Работа соответствует требованиям ФГОС ООО. Имеет экспертизу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щеколдина Л.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Наименование педагогического опыта:

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационной образовательной среды»

1.2.Автор – разработчик педагогического опыта

               учитель русского языка и литературы Щеколдина Лариса Альбертовна

1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения

      Муниципальное автономномное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №94»  г. Тюмени Тюменской области.

  1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта:

                 На первом этапе (2008-2009 гг.) мною был обобщён опыт по теме «Формы и методы развития коммуникативной культуры школьника», который формировался на протяжении пяти лет работы в 7-11 кассах. Проведённая рефлексия определила необходимость  поиска новых условий и средств формирования универсальных учебных действий. Выделенные проблемы были соотнесены с основными направлениями модернизации школьного образования, определены цели и задачи, этапы работы, необходимые для инновационного проекта. Разрабатывалась модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

На втором этапе (2010-2011 гг.) изучались возможности информационно- интегрированного продукта «КМ-Школа», цифровые образовательные ресурсы, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения в основной школе; проводилась локально на базе 7 класса интеграция информационно- коммуникационной технологии в  образовательную среду. Как учитель прошла дистанционно обучение в ООО «КМ Образование» по программе тьюторов «Профессиональное развитие педагога в условиях использования ИИП «КМ-школа» ».

На третьем этапе (2011-2012 гг.) осуществлялась инновационная деятельность по внедрению технологии в урочную и внеурочную деятельность; менялся характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, подлежала изменению организация учебного пространства. Начала применять в работе современные информационные технологии, цифровые предметно- методические материалы, представленные в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века».

На четвертом этапе (2012-2013 гг.) обобщались результаты инновации, вызвавшей интерес у большинства педагогов школы, начавших широкое внедрение в практику работы программы «КМ-Школа» для формирования универсальных учебных действий.

       1.5.Адрес педагогического опыта

Педагогический опыт адресуется учителям русского языка и литературы, другим учителям-предметникам, учителям начальных классов, школьным библиотекарям.

2. Актуальность педагогического опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения усиливает направленность на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и информационно-коммуникативных). Модель выпускника новой информационной культуры предполагает владение компьютерной грамотностью, которая позволит ему успешно интегрироваться в информационное образовательное поле и быть конкурентоспособным на современном рынке труда. ИКТ- компетентность школьников формируется в рамках всех предметов и внеурочной деятельности. Умение взаимодействовать в информационном пространстве школы и социальных сетях, соблюдать нормы информационной культуры, этики и права – новые требования, предъявляемые к результатам выпускника основной школы. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. Перед учителем-предметником основной школы встаёт задача: «учить ученика учиться в общении». В результате изучения предмета «русский язык» и «литература», в ходе внеурочной деятельности по предмету у выпускника основной школы будут формироваться УУД на основе учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

рис.1.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\РАБОЧАЯ\ДЕЛО-2013\моя аттестация\Модель  Ученик-ученик  - Тренинг  Сетевое взаимодействие педагогов и учащихся _files\Ученик-ученик (1).jpg   рис. 2C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\моя аттестация\Модель  Учитель-учитель  - Тренинг  Сетевое взаимодействие педагогов и учащихся _files\Учитель-учитель.jpg

На решение этих и других задач, определенных ФГОС, и направлен проект  «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационной образовательной среды». В процессе работы над темой были изучены возможности современной информационной образовательной среды: средства обучения, повышающие эффективность и качество подготовки школьников; инструменты познания за счёт организации разновозрастного сотрудничества, совместных учебных проектов ученика и учителя; возможности оперативного контроля и обработки результатов учебной и внеурочной деятельности. Инновационный проект решает  проблему индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, проблему учебной  мотивации в критический период развития школьника, создает новую модель «взаимодействия участников образовательного процесса». Содержание и условия коммуникации «обусловливают развитие способности школьников к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе». Именно поэтому особое внимание в проекте уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.1

3. Новизна педагогического опыта

        По содержательной форме мною представлен практико-ориентированный педагогический проект, так как в процессе его реализации предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит через учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в условиях современной информационной среды. Притом приоритетное внимание уделяется формированию следующих умений: умению сотрудничать в группе и приобретать опыт такой работы; практическому освоению морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества; умению определять цели и выбирать адекватные стратегии коммуникации. В проекте представлены условия, средства, способствующие формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся и достижению ими личностных результатов образования.

                Инновационный потенциал данного проекта вижу в том, что наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения. Партнёрская позиция может быть признана адекватной возрастным психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости.2

     ___________________________

      1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

         Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.с.123.

        2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

        Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.с.142.

Сформированность коммуникативных действий проявляется в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, предоставить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Коммуникация в современных условиях предполагает выступление с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией, участие в форумах в социальных сетях, взаимодействие с партнёрами в сети Интернет. Поэтому учителю необходимо осуществлять образовательное взаимодействие в условиях единой информационной среды образовательной организации. В моём случае - на основе электронного продукта «КМ-Школа». Данное средство позволяет организовать учебное сотрудничество, которое предполагает разновозрастное общение и общение со сверстниками. Ведущими методами и формами развития коммуникативной культуры при этом являются: проект и дискуссия, сетевое взаимодействие.

Новизна опыта состоит в выборе условий, средств и форм организации педагогического процесса по развитию коммуникативных учебных универсальных действий. Возможность творческого применения опыта в исходных условиях, переносимых на другие педагогические объекты. Опыт носит модифицированный характер. Освоение, апробация инновационного опыта происходит через систему дистанционных тренингов, методических консультаций, курсов.

Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием обучающихся в конкурсах различной направленности, диагностиками уровней сформированности коммуникативных компетенций.

Перспектива использования педагогического опыта

Создаёт новое в средствах коммуникации и позволяет оптимизировать возможности результатов в условиях информационно- образовательной среды. В ходе реализации инновационного проекта будут освоены формы дистанционной технологии: сетевые проекты, уроки, тестирование, модульные курсы.

Возможность воспроизведения педагогического опыта

Наличие созданных материалов в «e.km-школе», проектов и web-страницы в среде КМ-ВИКИ подтверждают возможность использования опыта другими педагогами/

3.1. Методологическая база педагогического опыта

     Методологическую основу опыта составляют социальный, системно- деятельностный и компетентностный подходы, позволяющие рассматривать не только предметные, но и личностные и метапредметные результаты школьников. Сущность процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий заключается в целенаправленном последовательном обеспечении регулярной включённости учащегося в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками образовательного процесса; регулярной рефлексии деятельности учащегося в ситуациях коммуникации; регулярной постановки дальнейших образовательных задач по развитию умений коммуникации.

Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий по сути не связано с определённым предметным содержанием и может осуществляться на всех предметах не только в условиях урочной системы, но и внеурочной за счёт особой организации учебно- воспитательного процесса.

     В отечественной психологии и педагогике сформулированы основные условия     формирования умений. Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, Е.Н. Кабанова-Маллер, И.Я. Лернер,  М.Н.Скаткин и другие учёные показали, что всякое умение формируется в деятельности, причём в совместной деятельности ученика и учителя. На деятельностный характер приобретения умения указывает и теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. В.К.Дьяченко, М.А. Мкртчян, Г.А.Цукерман, развивая идеи о необходимости сотрудничества в обучении, показали, что для всестороннего развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков крайне важную роль играет также сотрудничество учащихся между собой. В своих работах учёные (Б.З.Вульфов, В.В.Давыдов,Т.Ф.Ушева, Г.А.Цукерман)  указали ещё на одно важное условие формирования любого умения- необходимость поэтапной рефлексии.

    В основе формирования умений коммуникации лежит ряд идей. Первая связана с разработкой метапредметного содержания общего образования и соответствующих общеобразовательных программ (Ю.В.Громыко, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, М.А.Мкртчян, А.М.Хуторской). Вторая идея, на которой строится формирование умений коммуникации,- это представление о том, что усвоение любого умения происходит от частного к общему (В.Г.Богин, А.А.Остапенко. Ф.Б. Сушкова, Н.Ф.Талызина). Опыт взаимодействия учителей в сетевых сообществах отражен в работах Л.П.Владимировой, Е.Д.Патаракина, Е.Н.Ястребцовой, А.Н.Сергеева. 

4. Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обновление его содержания. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьника: коммуникативных, рефлексивных, организаторских. Как создать учебное пространство, чтобы ученик мог осваивать предметные знания и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыслительной деятельности? Именно этот вопрос сейчас стоит перед педагогической наукой и учителями- практиками.

Среди выделенных ФГОС ООО метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации - важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного и плодотворного общения в целом3.

 Детально изучив Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, Примерные программы, рекомендации ведущих учёных- методистов, опыт педагогов-практиков по сетевому взаимодействию, я пришла к выводу: правильно организованная среда обучения активизирует саморазвитие школьников и обеспечивает развитие его индивидуальности; новая форма учебных взаимоотношений в едином информационном образовательном пространстве по модели «ученик-ученик», «учитель- ученик», где каждый из участников учебного процесса ставит свои цели и влияет на деятельность другого, эффективно развивает коммуникативную компетентность.  

 Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения русскому  языку и литературе, как и других предметов, в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм Интернет-коммуникации –электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. – на формирование коммуникативной компетенции. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.

 

_____________________________

3 О.В. Запятая. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий учащихся.- Волгоград: Учитель,2013.с.3

Цель педагогического опыта: описание организации предметно- пространственной среды, позволяющей формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия субъектов образовательного процесса.

Задачи:

-раскрыть возможности работы участников образовательного процесса в едином информационном пространстве;

-продемонстрировать эффективность и качество процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

-обосновать необходимость сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в формировании коммуникативной культуры.

Объект инновации: собственная педагогическая практика по  формированию коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационно- образовательной среды .

Предмет исследования: информационная образовательная среда.

Содержание:

В инновационном проекте обосновывается актуальность темы, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект исследования, теоретико-методологическое основание, характеризуется теоретическая база, этапы, отмечается новизна, структура; рассматривается сетевое взаимодействие  как одна из форм организации учебного процесса; раскрываются механизмы реализации проекта, представлены результаты диагностик, результаты учебной  и внеучебной деятельности.

 Методы: теоретический анализ и синтез, моделирование и эксперимент,  экспертиза оценивания и тестирования, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, диагностика уровня и развития коммуникативных универсальных учебных действий, педагогическая инновация, планирование, описание полученных результатов.

Формы: сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса, интернет-проекты, участие в семинарах по инновационным технологиям, участие в конференциях и конкурсах различных уровней.

4.1.Психологическая целесообразность педагогического опыта

Субъекты, вовлечённые в инновационный опыт,- подростки и учителя. Средняя ступень школьного образования является благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между субъектами, дети активно включаются в совместные занятия. Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество: школьник работает в позиции учителя по отношению к другому; подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в младших классах). Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Именно такой опыт приобрели ученики 9 класса, когда сопровождали как тьюторы деятельность учеников 6-7 классов в сетевых проектах КМ-ВИКИ. Установлено, что у обучающихся занимающихся проектами, учебная мотивация выражена выше и существенно снижена школьная тревожность. Ситуация сотрудничества со взрослым требует от школьника проявлять инициативу задавать вопросы и получать необходимую информацию. Работа в малых группах (2-3 человека) даёт возможность учителю реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы.

         4.2.Социальная направленность педагогического опыта

         Образовательное взаимодействие в информационном пространстве осуществляется на уровне школы: субъект инновации участвует в создании и поддержании сайта, в подготовке и выпуске печатной или электронной версии школьной газеты, участвует в обсуждениях на школьном форуме, формирует электронное «портфолио». На глобальном уровне – в сетевых проектах «КМ-ВИКИ». На персональном уровне развивает способности: критически воспринимать информацию, транслируемую электронными СМИ; быть толерантным и эмпатически настроенным к другим субъектам коммуникации; формирует навыки коллективной работы.

        К ограничениям и рискам следует отнести особенности психологии подростков на ступени основного общего образования: они стремительно и неравномерно взрослеют. В этом отношении отмечаются существенные психологические, интеллектуально- познавательные и многие другие различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда –требование  к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, недопустимость предъявления завышенных ожиданий и общения с ними на ещё недоступном им «языке». Эффективность психолого-педагогической поддержки социализации может быть определена следующими критериями: степенью развитости речевого общения подростков, манерой поведения. толерантностью подросткового сообщества, включённостью в процесс самообразования, умением распределять проектную деятельность, ориентированную на получение социально значимого продукта.

4.3. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

  • Нормативно - правовая база: Программа развития школы на 2011-2014 гг.; Примерная основная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. Локальные акты о работе с электронной почтой и цифровыми ресурсами, Интернетом.
  • Материально-технические условия: кабинет, оборудованный компьютером, мультимедийным проектором; программный продукт «КМ- Школа», портальная версия «e.km- school», персональные компьютеры школьников; КРМ учителя имеет выход в Интернет.
  • Кадровые условия: участие в реализации проекта  ряда структур  образовательного учреждения  (педагоги, классные руководители, педагог-психолог, школьный библиотекарь).
  • Программно-методические материалы, научные исследования, педагогический опыт исследователей отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования; периодические издания, посвященные технологии формирования коммуникативной культуры школьника,  психолого-педагогическим и методическим вопросам формирования личности; собственный педагогический опыт.
  • Уровень квалификационной подготовки педагога

Владение информационно- коммуникационной технологией, интерактивными методами обучения, ресурсами веб 2.0, курсы повышения квалификации по введению  ФГОС ООО, по использованию портальной версии «КМ-Школа».

5. Оценка  эффективности заявленного опыта

5.1. Предметные результаты

Результаты внешней экспертизы подтверждают рост общей  и качественной успеваемости. Результативность опыта показала его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании. По шкале  профессора Третьякова П.И. при оптимальном уровне обученности  - 100-процентной общей успеваемости,  качество обучения  является стабильно высоким. Сводная успеваемость представлена в таблице, данные которой показывают позитивную динамику качества знаний учащихся.

Таблица 1

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Русский язык

50%

64%

69%

63%

69%

Литература

80%

83%

78%

91%

91%

Высокий уровень качества знаний подтверждают результаты школьных и муниципальных срезовых контрольных работ и смотров знаний по предмету.

Результаты ЕГЭ и ГИА по русскому языку

Таблица 2

Предмет

ЕГЭ

ГИА

год

2008-2009 учебный год

2012-2013 учебный год

Класс

11 АИ

9 и

Количество  уч-ся

47

21

выполнение

100

100

Высший балл

76

41

Средний балл

60,4*

36

Качество

-

91%

*Средний тестовый балл по русскому языку  выше среднего балла по городу (56), округу, стране (57).

  1. Метапредметные результаты

На протяжении 3 лет (2011-2013) учащиеся являются участниками сетевого проекта «Путешествие с литературными героями», размещённого в среде «КМ-ВИКИ». В процессе работы над сетевым проектом учащиеся обменивались опытом, мнениями, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включали: электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.  Учащиеся 9и класса в 2012-2013 учебном году сопровождали как тьюторы работу учащихся 4-6 классов по созданию главы электронного учебника, результатом которого стал  проект «Король сказок Андерсен»; консультировали учеников 6-7 классов по работе с ресурсами Веб 2.0. В период с 2011 по 2013 гг.  констатируется положительная динамика формирования коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационной среды. В соответствии с коммуникативной задачей ученики умело используют знаковые системы (текст, таблицы, схемы, аудиовизуалный ряд и пр.), самостоятельно организуют учебную деятельность, осознанно определяют сферы своих возможностей и интересов.

Результаты диагностики уровня

коммуникативных универсальных

 учебных действий

           

  1.  Личностные результаты

Проекты, созданные школьниками, в Интернете вызывают повышенный интерес. Большей популярностью пользуется проект команды «Динго», созданный в 2012 г., что свидетельствует о  владении учеников информационно-коммуникационными универсальными действиями и ресурсами ВЕБ 2.0. на  устойчивом продуктивном уровне. Рейтинг популярности сетевых проектов  повышает личностную значимость каждого участника в умении решать познавательные и  коммуникативные задачи различных источников информации, включая интернет-ресурсы. Участники проектов имеют возможность адекватно оценить себя и свои достижения; принять новую социальную роль в образовательном сообществе.

                                                Рейтинг популярности  сетевых проектов 

Таблица3

команда

  Наименование работы

              год

создания   проекта

обращений

к проекту

    Период

«Динго»

(7 класс)

Фраерман. « Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»

2011

       335

на

 06.12. 2013

«Динго»

(8 класс)

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

2012

      3136

на

 06.12. 2013

«БЭМС»

(6 класс)

Ж.Верн. «Найдёныш с покинутой «Цинтии» »

2013

      1274

на

 06.12. 2013

    3-6  классы

Король сказок Андерсен

2013

       962

на

 06.12. 2013

«Сирень»

(10 класс)

И.А.Гончаров «Обломов»

2014

      470

на 15.04.14

«Чайка»

(10 класс)

А.Н.Островский «Гроза»

2014

      325

на 15.04.14

  итого

     6502

 

  1. Результативность инновационного опыта:

6.1. Наличие и рейтинг достижения учащихся в предметных олимпиадах

Таблица 4

Год

Фамилия, имя учащегося

Класс

Предмет

Результат

Муниципальный уровень. Всероссийская олимпиада

2011-2012

Мансуров Артур

Русский язык

1 место (город)

2012-2013

Мансуров Артур

Русский язык

2 место (город)

Международный уровень. Олимпиада развивающего обучения

2009-2010

Чен Дина -Мансуров Артур

русский язык

(парный тур)

1 место (Россия)

Ермакова Александра- Линников Никита

русский язык

(парный тур)

3 место

(Россия)

2012-2013

Назарова Мария- Камалтдинова Карина

русский язык

(парный тур)

4 место

(Россия)

Бреус Катя, Букатин Виктор, Ильина Лиза

    5-6   класс

литература (метапредметный проект)

3 командное  место из 19 команд

(Россия)

6.2. Наличие и рейтинг достижения учащихся в различных конкурсах

Таблица 5

Олимпиады

Количество участников

Результат

Годы участия

Международная олимпиада по основам наук Уральского федерального округа

10

4 дипломанта финального этапа по русскому языку и литературе

2011-2012

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»

2

2 лауреата в номинации «Магия слова»

2011 -  2012

«Русский медвежонок – языкознание для всех»

10

        лауреаты

2012

Всероссийский конкурс- игра по литературе «Пегас»

4

средний процент выполнения работ – 80,5

1-3 места в районе; в регионе 7-9 место.

2013

Таблица 6

Учебный

год

Конкурс

Участники

Результат

Муниципальный уровень

2010-2011

Конкурс чтецов «Учитель перед именем твоим…»

1

1 место

2011-2012

Конкурс чтецов«Пойми живой язык природы…»

1

1 место

2012-2013

Конкурс чтецов «Муза любит стих свободный…»

1

2 место

2013-2014

Конкурс «Живое слово» (номинация «Художественное слово»)

1

1 место

Региональный  уровень

2008-2009

Конкурс творческих работ и сочинений  «Предпринимательство сегодня» (номинация «Литературное творчество»)

2

2 место

 6.3. Наличие и рейтинг успешности учащихся в  проектной деятельности

Таблица 7

Год

Название конкурса

ФИО, класс

Тема

Результат

Федеральный уровень

2010-2011

Сетевой проект

КМ-ВИКИ

«Путешествие с литературными героями»

Лаврентьева Анастасия

Макарова Анастасия

(7и класс)

Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»

диплом

участника

команды

«Динго»

2011-2012

Сетевой проект КМ- ВИКИ

«Путешествие с литературными героями»

Лаврентьева Анастасия

Макарова Анастасия

Ермакова Александра

(8и класс)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

1 место

из 14 команд России

2012-2013

Сетевой проект КМ- ВИКИ

«Путешествие с литературными героями»

Ишембитова Айгуль

7и класс

Татиевская Александра

7и класс

Ж.Верн «Найдёныш с покинутой «Цинтии» »

Диплом участника

Команды

«БЭМС»

                                                        Региональный уровень

2012-2013

научно-практическая конференция

«Реализация инновационной политики в ХМАО-Югре»

Лаврентьева Анастасия

9и класс

Макарова Анастасия

9и класс

Сетевой образовательный проект

участие

публикация

  1. Распространение и воспроизводимость педагогического опыта

Распространяю свой педагогический опыт через публичные выступления на школьном, муниципальном, региональном уровнях; принимаю активное участие в семинарах и конференциях, являюсь зарегистрированным участником общероссийского проекта «Школа цифрового века», сетевого сообщества «KM-WIKI», активным участником сетевого сообщества учителей и учащихся портальной версии «е. КМ- Школа». Мною создано электронное «портфолио», которое размещено на web- странице информационной среды «КМ-Вики».

Распространение собственного педагогического опыта

Таблица 8

год

Тема выступления

Мероприятие

Муниципальный уровень

2008-   2009

Представление опыта «Формы и методы развития коммуникативной культуры школьника»

XIXсмотр – конкурс педагогического мастерства

              1 место

2010-2011

Выступление на тему «Современный урок с использованием ИКТ»

городской семинар для учителей русского языка и литературы

2012-2013

Мастер- класс «Сетевой проект КМ- ВИКИ»

педагогическая конференция «Инновационные технологии в образовании\

2012-2013

Выступление с докладом «Проблема подготовки выпускников к написанию части С (сочинение- рассуждение) на ЕГЭ по русскому языку»

 Круглый стол в рамках профессионального сообщества учителей русского языка и литературы

Региональный уровень

2009-2010

Представление опыта «Формы и методы развития коммуникативной культуры школьника»

III окружная выставка-форум «Образование Югры – 2009»

2012-2013

Представление опыта «Сетевой проект как инновация»

 межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация инновационной политики в ХМАО-Югре», участник конференции

Федеральный уровень

2012-2013

Публикация «портфолио»

Страница в км - вики

В период функционирования опыта (в течение 5 лет) мною разработаны рабочие программы по русскому языку и литературе с компьютерным сопровождением. Модули разработанного  элективного курса «Основы речевой культуры», который введен в практику работы учителя с 2007г., размещены в информационной среде «КМ-Школа». Деятельность учителя по формированию умений коммуникации ученика осуществляется на основе мониторинга и диагностики. Апробирован и введён в практику работы сетевой проект, который дал возможность формировать и оценивать универсальные учебные действия моих учеников.

На школьном уровне оказываю методическое сопровождение учителям по освоению портальной версии «КМ-Школа» и  информационной среды «КМ-ВИКИ». В инновационном опыте по формированию и развитию коммуникативных УУД, по освоению информационной среды в период с 2009г. по 2013г. участвовали более 100 учащихся; 25 педагогов школы начали использовать в своей деятельности портальную версию «КМ-Школы», которая позволяет взаимодействовать  участникам образовательного процесса на различном уровне, мотивирует к саморазвитию и познанию нового. В 2014 году дистанционное обучение по программе «Организация педагогической деятельности в условиях портальной версии «e. km- школа» » проходят 26 педагогов школы в сопровождении тьюторов ООО «КМ Образование» и тьюторов школьного уровня.

Мною создана веб- страница в информационной среде «КМ-ВИКИ, где  размещены результаты моей профессиональной деятельности. На 15.04.2014.  зарегистрировано 1815 обращений участников сетевого сообщества к данной странице, к электронному «портфолио» - 1032 обращения. Имеются отзывы о моём участии в сетевых тренингах.

                                                                                                           

                                                                                                                                Таблица 9

Наименование работы, ее вид

Выходные данные (с указанием страниц)

Дистанционный модульный курс «Культура речи: языковая норма (синтаксическая и орфоэпическая)»

Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/ вкладка «обучение/курсы»

Дистанционный модульный курс «Секреты синтаксической стилистики»

Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/вкладка «обучение/курсы»

Дистанционный модульный курс

«Экранизация романа Достоевского»

Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/ вкладка «обучение/курсы»

Дистанционные уроки и тестовые задания по русскому языку (32) и по литературе (46)

Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/

вкладка «обучение/задания»

Материалы региональной конференции  «Сетевой проект как инновация»

/ –Тюмень: Вектор Бук,2013, с.132

Создан проект «Символика романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского»

Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/ вкладка «обучение/курсы»

Электронное портфолио

страница в среде «КМ-ВИКИ»

                                                           Воспроизводимость опыта

Позитивная динамика участия учеников и педагогов в  сетевых проектах

                                                                                                                                Таблица 10

участники

            2011

      2012

2013

2014

ученики

2

3

9

14

педагоги

1

1

4

5

Позитивная динамика участия учеников и педагогов в  сетевом сообществе «КМ-Школа»

Таблица 11

участники

2011

2012

2013

2014

учителя

          2

            16

         25

       42

ученики

         24

           100

        150

     800

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный.JPG-1.JPG

                                                 Статистика на 15.04.2014                                             Таблица 12

зарегистрировано

учителей

создано курсов

       занятий

    проектов

  «портфолио»

        42

        26

           210

        26

          26

                       Участие педагогов и учеников школы в «вики - проектах»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный=11.JPG-1.JPG 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\424px-Харитонова1.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\424px-Бахматова2.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный===.JPG==.JPG

             

Библиография

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

         Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.с.123.,142

2. О.В.Запятая. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий учащихся.- Волгоград: Учитель, 2013.с.3

http://e.km-school.ru/

http://km-wiki.ru/

 

       



Предварительный просмотр:

Условия и средства формирования УУД

Название

условия

Краткая характеристика

Цели

Средства реализации

Учебное сотрудничество

Взаимопомощь, взаимоконтроль в процессе учебной деятельности

Формирование коммуникативных действий

  • распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
  • обмен способами действия;
  • взаимопонимание;
  • коммуникация;
  • планирование общих способов работы;
  • рефлексия

Совместная деятельность

Обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами

Сформировать умение ставить цели, определять способы и средства их достижения, учитывать позиции других

Организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами.(смотри Приложение 12)

Разновозрастное сотрудничество

Младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений: «пробую учить других», «учу себя сам»

Создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных учащимся средств и способов учебных действий

Проектная деятельность

Развитие коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперация между детьми

Ситуации сотрудничества:

1.  со сверстниками с распределением функций.

2.  с взрослым с распределением функций.

3.  со сверстниками без чёткого разделения функций.

4. конфликтного взаимодействия со сверстниками.

Дискуссия

Диалог обучающихся в устной и письменной форме

Сформировать свою точку зрения, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели, становление способности к самообразованию

Выделяются следующие функции письменной дискуссии:

• чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей  

• усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими;

• письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника

• предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим, 

Тренинги

Способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных способностей

Вырабатывать положительное отношение к другому, развивать навыки взаимодействия, создавать положительное настроение, учиться познавать себя через восприятие других, развивать положительную самооценку и другие.

Групповая игра и другие формы совместной деятельности (учебно-исследовательская, проектная, поисковая)

Общий прием доказательства

Процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения

Средство развития логического мышления, активизация мыслительной деятельности

• анализ и воспроизведение готовых доказательств;

• опровержение предложенных доказательств;

• самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.

Педагогическое общение

Сотрудничество учителя и ученика

Развитие коммуникативных действий, формирование самосознания и чувства взрослости

Партнерская позиция педагога и ученика на различных этапах организации учебного процесса: целеполагание, выбор форм и методов работы, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

"Коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы". Из опыта работы.

Данная работа - это выступление на заседании педагогического совета школы. В  нем рассказывается о формах, методах и приемах коммуникативной технологии, используемых  мною на  уроках ру...

Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.Работая над формированием ф...