ЛОГИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕМАНТИКИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
презентация к уроку по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дёмина Наталья Анатольевна

В презентации рассматриваются типы двусоставных простых предложений и некоторые модели сложных предложений. Системе языка противостоит языковое употребление как совокупность установившихся языковых привычек и норм, согласно которым из наличного запаса средств производится необходимый отбор, различный для разных условий речевой коммуникации.Логико-синтаксические типы семантики простого предложения включает следующие пункты:Определение предложения как многоаспектной синтаксической единицы. Обзор развития идей традиционного языкознания в логико-синтаксическом подходе к семантике простого предложения.Выделение пяти основных логико-синтаксических типов семантики простого предложения по В. В. Бабайцевой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

у читель русского языка и литературы ш колы- интерната № 36 г. Ставрополя Дёмина Наталья Анатольевна ЛОГИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕМАНТИКИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 2

Общее значение предикативности в исследованиях последнего времени дополняется выделением логико-синтаксических и типовых значений предложений. Эти значения еще недостаточно систематизированы в учебной литературе, но уже очевидна необходимость выделения и учета их при квалификации и классификации типов простого предложения и его разновидностей.

Слайд 3

К основным логико-синтаксическим типам семантики простого предложения относятся следующие: а) бытийность (существование): Был вечер. — Вечер. б) номинация (наименование): Это Маша, дочка моя. — Вот Маша, дочка моя. в) акциональность ( действование ): Говорит Москва. — Говорят из Москвы. г) характеризация : Лес красив. — Красота! Красиво! д ) состояние: Мать в тревоге. — Матери тревожно. Эти значения не прикреплены к какому-либо одному структурно-семантическому типу предложений: они могут быть выражены как двусоставными, так и односоставными предложениями. Нетрудно также заметить, что логико-синтаксические значения предложений тесно связаны с морфологическим характером компонентов структурных схем и их лексическим наполнением.

Слайд 4

Типичные случаи бытийных предложений связаны с группой глаголов бытия, выполняющих роль сказуемого в двусоставных предложениях. В наиболее «чистом» виде значение бытия выражается односоставными номинативными бытийными предложениями. Значение номинации связано в основном с лексическим наполнением структурных схем двусоставных предложений. Семантика акциональности связана прежде всего с глагольным типом предложения, а семантика характеризации — с именным. Семантика состояния выражается разными структурно-семантическими типами предложений, наиболее характерна для безличных. В двусоставных предложениях этот тип семантики определяется в основном по лексическому наполнению предложения. Значения бытия и номинации присущи всем предложениям, только в одних высказываниях они представлены в «чистом», неосложненном виде, в других — сопровождают основные значения в качестве фоновых. Нередко совмещаются и значения акциональности , характеризации и состояния.

Слайд 5

Семантика бытийности дополняет и уточняет значения предикативности и предикативных отношений утверждением/ отрицанием бытия предметов, явлений и т.д. в действительности. Бытийность может быть выражена как односоставными, так и двусоставными предложениями: 1) Уж вечер. Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля. (С. Есенин); Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый... (А. Н. Апухтин ); 2) Только теперь, во второй раз выйдя на улицу, Лара толком осмотрелась по сторонам. Была зима. Был город. Был вечер. (Б. Пастернак); Существуют другие боги и религии (М. Булгаков); Есть негасимый свет. И черный холод тьмы (В. Казанцев). В двусоставных предложениях бытийность выражается экзистенциальными (бытийными) глаголами, причем для выражения бытийности могут употребляться и глаголы других лексико-семантических групп: стоять, дуть, лежать и др. Стоял мороз. Дул ледяной ветер. — Мороз. Ледяной ветер. Эти двусоставные и односоставные предложения (синтаксические синонимы) выражают один тип семантики — бытийность .

Слайд 6

На периферии бытийного типа предложений находятся высказывания, в которых указываются время, место и т.д. бытия, местонахождения предмета мысли/речи, причем бытийный глагол нередко опускается: До Пушкина у нас были писатели и поэты, но литературы не было (В.Я. Брюсов); Вид действительно был фантастический. Дом стоял одиноко, на скалистом мысу рядом с маяком. Впереди — море с китовыми спинами скалистых островов. Справа — море и угрюмо-зеленый берег на горизонте. Слева — неширокий пролив, а за ним — выбеленные скалы, дубовый лес, веселенькие старинные домики соседнего острова ( Л.Жуховицкий ). Семантика номинации, как и бытийности , присуща всем предложениям, так как в них дается наименование отдельных предметов или ситуации (события): — Вот школа, вон и учитель сам сидит! — прибавил он, указывая в окно на учителя (И. А. Гончаров).

Слайд 7

В предложениях номинации часто встречаются собственные имена, лексико-семантическая группа глаголов с ядерным словом называться. В наиболее «чистом» виде значение номинации имеет место в двусоставных предложениях, построенных по формуле «это + N]» {«это + сущ.]») и являющихся ответом на вопросы кто это? и что это?: — Что это? — спросил я. — Гуд- Гора (М. Ю. Лермонтов); Кто бы это? Должно быть, Петруша (И. С .Тургенев); — Эта скала называется Лягушка, — торопливо знакомит рыжий хозяйский сын Володя. — А это — грот, — поясняет Володя... (М. Цветаева). Специфической особенностью предложений с семантикой номинации является отнесенность содержания предложения к конкретной ситуации, что является существенным свойством этих предложений с точки зрения актуальной в настоящее время теории референции.

Слайд 8

Логико-синтаксический тип — акциональность (акция — действие) представлена преимущественно глагольными предложениями, как двусоставными, так и односоставными: Золото моих волос тихо переходит в седость. — Не жалейте! все сбылось, все в груди слилось и спелось (М.Цветаева); Белеет парус одинокий... (М.Ю. Лермонтов). В наиболее «чистом» виде семантика акциональности представлена в предложениях с актуализированным действием конкретноличного и конкретно-предметного деятеля: Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел... (Н. А. Некрасов); Неугомонною толпою народ по улицам спешит (А. Н. Апухтин ). При глаголах-сказуемых, обозначающих действие, свойственное одушевленным деятелям, часто имеет место олицетворение: Незримо по лесам поет и бродит Осень (И. А. Бунин); Молчит и млеет лес высокий, зеленый темный лес молчит (И. С.Тургенев).

Слайд 9

Семантика состояния может быть выражена как двусоставными, так и односоставными предложениями: Темнеет... В воздухе свежо (М. Цветаева); Вдали туман — мне грустно поневоле, и тайная берет меня тоска (Я. Полонский); В душе опять тревога (Я. Полонский). В двусоставных предложениях этот тип семантики определяется в основном по лексическому наполнению высказывания (словоформы с семантикой состояния). А также словосочетаниями со словами состояние, настроение: Он [Стива Облонский] находился в самом веселом расположении духа (Л. Н.Толстой); Он был взволнован, как никогда. Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто (А. П. Чехов); Я воротился домой в ужасно возбужденном и, не знаю почему, в ужасно веселом состоянии духа (Ф. М. Достоевский).

Слайд 10

Таким образом, логико-синтаксические и типовые значения представляют собой разные этапы абстракции семантики предложения. Н.Ю. Шведова пишет: «Например, определяя характер предикативного признака-состояния в предложении: Мне не хочется бороться с нежностью к тебе (В.Федоров), можно определить этот признак как “состояние субъекта” и, последовательно уточняя, как “внутреннее состояние” и как “эмоциональное состояние”. В предложении «Даже хорошему пловцу до берега не доплыть» предикативный признак может быть определен как “возможность или невозможность”, точнее — как “невозможность”, точнее — как “невозможность действия”, далее как “невозможность движения” и, наконец, как “невозможность целенаправленного движения, обращенного к пункту как к объекту”. Естественно поэтому, что и сами соответствующие определения и классификации могут иметь характер, весьма различный по степени обобщенности»

Слайд 11

Так, в общем значении действования , связанном с глагольным типом предложений, можно выделить: акциональный признак: Отец пишет; Конь бежит; статуальный признак: Отец спит; Яблоня цветет; квалитативный признак: Сестру отличает (характеризует) усидчивость; модальный признак: Дочка хочет чаю; Отец хочет (может) работать; фазисный признак: Кончилось лето; Началась осень; Отец кончил (продолжает, начинает, перестал) работать и др. В общем значении характеризации , связанном с именным типом предложений, можно выделить: квалитативный признак: Отец терпелив; Хлеб свежий; квалитативно - оценочный признак: Ночь чудесна; Елочки стройные и пушистые; квалифицирующий признак: Брат — летчик; Кит — млекопитающее; квалификативно - оценочный признак: Картина — прелесть; количественный признак: Пароходов было два.

Слайд 12

В современных синтаксических исследованиях наблюдается смешение терминов разноаспектных направлений. Нередко термины теряют свое основное свойство — однозначность и начинают обозначать несколько понятий. Так, субъект имеет следующие значения: 1) логический субъект (обозначение одного из членов суждения); 2) грамматический субъект (подлежащее пред- ложения /высказывания); 3) семантический субъект (название компонента семантической структуры предложения — носителя действия, признака, состояния). Семантический субъект в отличие от логического и грамматического может быть выражен не только именительным, но и косвенными падежами (Я весел — Мне весело). Семантический субъект и подлежащее не одно и то же. Предикат имеет следующие значения: 1) логический предикат (обозначение одного из членов суждения); 2) грамматический предикат (сказуемое); 3) семантический предикат (название компонента семантической структуры предложения — предикаты действия, признака, состояния, бытия и т.д.).

Слайд 13

В «Грамматике-80» читаем: «...при актуализации возможно позиционное расчленение компонентов подлежащего и вынесение одного из его компонентов в начало предложения: Собралось много школьников — Школьников собралось много...»[168]. Можно ли считать второе предложение только коммуникативным вариантом первого? Было два парохода — Пароходов // было два. Сравнение показывает: 1) в первом предложении члены предложения квалифицируются легко, так как они являются морфологизованными. 2) во втором предложении есть две позиции главных членов. Позицию подлежащего занимает словоформа пароходов (нетипичное подлежащее, так как не обладает полным набором дифференциальных признаков подлежащего: нет им. п.). Во втором предложении нарушение цельности словосочетания два парохода обнаруживается не только в расчленении, но и в окончании:2) в первом предложении нет тема-рематического членения, во втором есть; 3) логико-синтаксический тип семантики первого предложения — бытийность , второго — характеризация (типовое значение — количественный признак).

Слайд 14

Обращение к логико-синтаксическому типу семантики предложений позволяет также объяснять разные знаки препинания в, казалось бы, одинаковых предложениях: 1. Дома отец сидел обутый, одетый и в шапке (А. Платонов); 2. Дома сидел отец, обутый, одетый и в шапке. В первом предложении — семантика характеризации : словоформы обутый, одетый и в шапке — именная часть сказуемого {сидел синонимично был)] во втором предложении с глагольным сказуемым — семантика акциональности ; обутый, одетый и в шапке — обособленные определения (полупредикативные признаки). Словоформа в шапке — неморфологизованный член предложения, в обоих случаях имеет и значение объекта, предельно ослабленное другими морфологизованными членами сочиненного ряда. 1. Тот вечер в доме Державина проходил как обычно (В.Ходасевич); 2. Тот вечер проходил, как обычно, в доме Державина. В первом предложении — семантика характеризации {Вечер был обычный)] во втором — логико-синтаксический тип семантики синкретичен: совмещаются семантика бытийности и акциональности {Как обычно, тот вечер проходил в доме Державина).

Слайд 15

Схема синтаксического анализа простого предложения 1.Структурная схема и предикативная основа простого предложения. 2. Структурные признаки простого предложения: а) по характеру членимости / нечленимости предложения; б)по составу главных членов (двусоставное/односоставное); если предложение односоставное, следует назвать его разновидность; в)по наличию второстепенных членов предложения ( нерасп - ространенное /распространенное); г)по наличию структурно обязательных членов предложения (полное/неполное); если предложение неполное, то указать его разновидность; д)по наличию осложнения (однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями).

Слайд 16

3. Семантические признаки простого предложения: 1)по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/ побудительное); 2) по эмоциональной окраске (восклицательное/нейтральное); 3) по характеру грамматической семантики: а) по характеру предикативности (модальность, время, лицо); б)по характеру предикативных отношений (утвердительное/ отрицательное); в)по логико-синтаксическому типу предложения ( бытийность , номинация, акциональность , характеризация , состояние). 4. Коммуникативные признаки простого предложения: 1) актуальное ( тема-рематическое ) членение предложения (если оно есть); 2) информативный центр предложения/высказывания и способ его актуализации. 5. Пунктуационный анализ.

Слайд 17

Предлагаемая схема анализа (характеристики) простого предложения включает его дифференциальные признаки, сгруппированные в соответствии с тремя аспектами: структурным, семантическим и коммуникативным. В особый пункт схемы выделен пунктуационный разбор, тесно связанный со всеми предыдущими, особенно со структурным аспектом. Структурно-семантические типы простого предложения и их разновидности образуют систему, создающуюся их взаимодействием. Между всеми выделяемыми типами и разновидностями простого предложения нет резких границ. При анализе речевого материала обнаруживается большое количество синкретичных конструкций, характеризующихся совмещением свойств противопоставленных типов и разновидностей.

Слайд 18

Полный анализ простого предложения I. Уронил подсолнух башку на стебель. (И. Бродский) 1. Предложение простое: в нем одна предикативная основа уронил подсолнух, соотносящаяся со структурной схемой (реализующая структурную схему) N! — Vf («сущ.1 — спр . гл.»). 2. Структурные признаки простого предложения: 1) по характеру членимости — членимое; 2) по составу главных членов — двусоставное; 3) по наличию второстепенных членов — распространенное; 4) по наличию структурно обязательных членов предложения — полное; 5) по наличию осложнения — неосложненное . 3. Семантические признаки простого предложения: 1) по цели высказывания — повествовательное; 2) по эмоциональной окраске — нейтральное;

Слайд 19

3) по характеру грамматической семантики: а)по характеру предикативности — реальная модальность: предложение содержит сообщение о реальном действии, которое было совершено до момента речи (синтаксическое время); синтаксическое лицо — 3-е; б) по характеру предикативных отношений — утвердительное; в)логико-синтаксический тип — акциональность : в предложении содержится характеристика предмета по действию. 4. Коммуникативные характеристики простого предложения: 1)вне текста трудно точно указать тема-рематическое членение; 2)информативный центр предложения — сказуемое, обозначающее действие (уронил); сказуемое актуализировано препозицией. 5. В конце предложения ставится точка, так как предложение нейтральное по эмоциональной окраске.

Слайд 20

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ: 1.Функциональный тип предложения: Повествовательное, вопросительное, побудительное, вопросительно-повествовательное, повествовательно-побудительное. Языковые средства выражения функционального типа. Так вы едете? Это уже решено? (вопросительно-побудительные) 2.Предикативный тип предложения: Утвердительное, отрицательное. Языковые средства выражения типа. Дождь помешал закончить работу. Слово «дождь», употребленное в этом предложении, выполняет номинативную и денотативную функцию, оно называет определенное явление природы, которое представлено здесь как конкретный референт. 3.Эмоциональный тип предложения: Эмоциональное, нейтральное. Языковые средства выражения типа. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев). 4.Модальный тип предложения: Модальность описания ситуации: реальная / ирреальная; объективная / субъективная. Средства выражения типа. К закату проглянуло бледное солнце (И.А.Бунин).

Слайд 21

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ: 5.Логико-синтаксический тип предложения: Бытийность , номинация, акциональность , характеризация , состояние, тождество. Языковые средства выражения типа. Был у меня один знакомый (утверждение существования). Был он Афанасий Кузьмич по имени (именование). Был Афанасий Кузьмич большой шутник ( характеризация ). 6.Семантический тип предложения: Количество пропозиций, количество и характер актантов (их семантические роли), характер действия (состояния), атрибуты предметов и обстоятельства совершения действия (наличия состояния). Языковые средства выражения типа. Роза цветет. Цветущие розы; цветение розы (межсхемная парадигма). 7.Коммуникативный тип предложения: Коммуникативно членимое / нечленимое . Тема-рематическая организация высказывания. Информационный центр, способ его актуализации: инверсия, парцелляция, сегментация, эмфатические лексико-грамматические средства, логическое ударение, интонация, повтор, параллелизм. Писем он никогда не писал, да и некому было писать (И.Тургенев).

Слайд 22

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ : 8.Структурный тип предложения: Грамматически членимое / нечленимое . Полнота заполнения структурно обязательных синтаксических позиций: полное / неполное, разновидность неполноты – контекстуально или ситуативно - неполное. Осложнение структуры, его способ; порядок слов, в случае инверсии – цель. Языковые средства выражения типа: Простое (одна грамматическая основа). Закончилось красное лето. Сложное (несколько грамматических основ): Закончилось лето, холода на пороге ждут. 9.Пунктуационное оформление предложения: Отражение пунктуацией функционального, коммуникативного, эмоционального, структурного типа. Примерный образец пунктуационного разбора. Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками. 1 1 - знак завершения в повествовательном простом предложении. Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Слайд 23

Вывод: Логико-синтаксические типы предложений (Н.Д. Арутюнова, Е.Н. Ширяев) выделяются в зависимости от типа отношений, участвующих в логико-синтаксической организации предложения: экзистенция , номинация, идентификация и предикация ( характеризация ). Каждое из них способно стать коммуникативным ядром предложения и получить оформление универсальным предикатором – глаголом быть, обладающим наибольшей логической многозначностью: Был у меня один знакомый (утверждение существования). Был он Афанасий Кузьмич по имени (именование). Был Афанасий Кузьмич большой шутник ( характеризация ). Афанасий Кузьмич как раз и был тем человеком, который придумал всю эту мистификацию (утверждение тождества). Перечисленные типы отношение в логико-синтаксической структуре предложения оформляют объективное ( пропозитивное ) содержание предложения.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Типы односоставных предложений"

Презентация содержит учебный материал по теме "Односоставные предложения"...

Типы односоставных предложений

Тема представлена в виде презентации, которая содержит теоретический и практический материал по теме, что позволяет сэкономить учебное время при повторении в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ, а такж...

Типы односоставных предложений.

Типы односоставных предложений.Урок русского языка в 8 классе....

логико-синтаксические схемы

тема "Friends and friendship"...

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...