Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Афанасенкова Вера Альбертовна

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений.

 Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9.docx34.22 КБ
Файл rabochaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_po_teme.docx15.46 КБ
Office presentation icon pero41.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе по теме «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений.

Задачи:

  1. Образовательные: научить учащихся разграничивать простые и сложные предложения, показать, по каким признакам различаются между собой сложные предложения, актуализировать знания по изобразительно-выразительным средствам русского языка, продолжить работу над анализом стихотворного текста.
  2. Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, тренировать внимание, память, развивать коммуникативные, деятельностные и личностные УУД учеников, эстетический вкус.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка и литературы.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Цель: организация внимания учащихся, мотивация на обучение.

Здравствуйте, дорогие ребята и присутствующие здесь коллеги. Меня зовут Афанасенкова Вера Альбертовна. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в бескрайнее море русского языка, проплывем по известному ранее и погрузимся в неизвестные глубины синтаксических конструкций. Я надеюсь, что каждому из вас понравится наше путешествие.

А сейчас записываем в наших рабочих картах, лежащих перед вами, число и свою фамилию и имя, а тему урока вы мне назовете позже, но для этого нужно быть очень внимательными. Вы мне поможете ее сформулировать. Мы вместе наметим план.

(слайд 1)

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Цель: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта. Фронтальная беседа.

Как вы думаете, что вы видите на доске? На доске записаны схемы некоторых предложений. Опередите, к какому типу предложения относятся данные схемы? Что их объединяет? (все предложения сложные). А что их различает? На какие группы их можно развести? По какому основанию? (союзные и бессоюзные).

Молодцы! А теперь мы можем подписать тему нашего сегодняшнего урока? Да,  «Сложное предложение и его типы». (слайд 1, 1 щелчок)

  1. Этап совместной постановки целей и задач урока (диалог с учащимися). Цель: поставить цель и задачи, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учебного материала, содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выводу.

Давайте мы с вами сейчас вспомним, что мы уже знаем о сложном предложении, ведь мы уже неоднократно сталкивались с ними, а также определим, что нам необходимо будет изучить в дальнейшем. Какие же задачи мы ставим перед собой? Посмотрите в вашу рабочую карту. Там у вас приведена таблица из трех колонок: Это мы знаем, узнаем в дальнейшем, где нам это пригодится.

(слайд 2, открывать постепенно)

Сейчас мы начнем заполнять первую колонку. Что мы знаем о сложном предложении?

Сначала нам нужно посмотреть на само название – сложное предложение. Почему оно сложное? (потому что в нем 2 и более грамматических основы). Итак, первое – мы знаем определение.

Сейчас вы работали со схемами и разобрались в них. Значит, что мы умеем? (составлять схему). Второе – схема.

Так же мы с вами наши отличия между сложными предложениями, значит, мы знаем основание для определения типа предложения. Давайте назовем их еще раз.

А что же мы в таком случае должны узнать в дальнейшем?

 Умеем ли мы определять тип ССП в зависимости от союза, определять тип придаточной части в СПП, правильно расставлять  знаки препинания в БСП? (нет). Значит, это нам еще предстоит выучить, а чтобы узнать новое, надо вспомнить уже изученное, потому что в русском языке, особенно в синтаксисе, все взаимосвязано.

А где нам это пригодится? При сдаче ОГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознания, там, где требуется грамотная письменная речь.

Сегодняшний урок – подготовка к восприятию дальнейших тем. 

(слайд 3). Давайте проговорим еще раз, как определить вид предложения. 

Составление алгоритма. (1 – считаем количество грамматических основ, 2 - смотрим, есть ли союз, 3 – сочинительный или подчинительный союз).

  1. Первичная проверка понимания изученного (определения и типов СП). Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию в осмыслении материала.

Упражнение № 1 тест соответствия (на распознавание, подходит ли объект под определение сложного предложения,  определение его типа по схеме). Здесь используется приём соединения слова, образа и действия.

Теперь давайте вернемся еще к нашим схемам предложений. Их у нас на доске 3. Работаем  в паре сейчас по любой из схем. У вас есть выбор способа выполнения работы. 1 – придумать предложение, соответствующее схеме (за правильно выполненную работу вы получаете 2 балла) или, если кому-то сложно, можете воспользоваться моей помощью – соотнести каждую с предложенными мною предложениями (за эту работу вы получаете 1 балл).

(слайд 4 без ответов)

Право выбора представлено по способу выполнения задания. Вывести на экран задание, и потом ответ (на работу дается 1 минута). Проверка теста осуществляется фронтально, а три примера от каждого ряда зачитываю т ученики по желанию. Анализ примеров, выяснение причин допущения ошибок (если они есть).

(слайд 4 со стрелками.)

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Упражнение № 2. 1 балл

1). Мы учились определять тип сложного предложения в соответствии со схемой. А теперь у нас задание №2. Мы продолжаем шагать  по вашей таблице.

Ребята, перед вами на слайде и на ваших листах сейчас 2 предложения (задание №2). Сейчас я их прочитаю, а вы пока осмыслите. (слайд 5).

Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли пределы имеет.

Ломоносов сравнивал русский с морем, едва ли имеющим свои пределы.

- Какие вопросы вы могли бы задать автору строк?

- Отличаются ли данные предложения по смыслу? (нет) А какова же тогда основная мысль этого высказывания? (что русский язык беспределен, его можно изучать бесконечно и бесконечно же им восхищаться)

- Тогда в чем отличие этих двух предложений, если не по смыслу? Чтобы точно это определить, нам необходимо найти грамматические основы. (работа по вариантам – 1 вариант разбирает первое предложение, второй второе).

Проверяем (слушаем представителей каждой группы, остальные дополняют по мере необходимости). Взаимопроверка. 1 вариант проверяет у второго, второй – первого (1минута)

Да, ребята, вы абсолютно правы – в синтаксическом строении предложения совершенно разные. Первое – простое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, второе – сложное, а точнее сложноподчиненное. А почему же тогда в этих разных предложениях стоит по одной запятой? По одному ли правилу? (нет, в первом выделается причастный оборот, перед которым стоит определяемое слово, а во втором запятой разделяются части сложного предложения).

Согласны ли вы с мнением Михаила Васильевича Ломоносова?

Какой вывод мы сделаем из этого задания и запомним его?...

За правильно найденные грамматические основы ставим себе 1 балл.

Упражнение №3

2). Сложные предложения обладают очень богатыми возможностями в русской речи.

Давайте выявим на примере отрывка из стихотворения И.Тургенева. (Задание №3). (слайд 6). К этим словам есть музыка композитора Абазы, это один самых популярных романсов на стихи Тургенева. (Слушаем отрывок из романса, на слайде четверостишие).

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Посмотрите, все четверостишие – это одно сложное предложение, но как мастерски Тургенев показал им, как сливается в единое целое состояние природы и души человека!

Каким мотивом пронизано все четверостишие? (мотив грусти)

Какие средства выразительности используются для этого? (подбор лексических средств, которые помогают передать грустные думы о былом (печальные, вспомнишь былое, позабытые), состояние героя передается через цветовой эпитет – утро седое, нам помогает и эпитет печальные нивы) Из синтаксических средств мы видим использование однотипных по структуре предложений, содержащих перечисление, повтор, инверсия).

Напомним определения упомянутых понятий, на экране появились определения без названия некоторых понятий, что такое эпитет, инверсия и другие средства, какое из них соответствует?  Работа в паре. (Слайд №7).

А в чем особенность каждой части предложения?

Какие грамматические основы мы находим в этом предложении? Как называются такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое? Определите тип односоставных предложений. А в целом, какое предложения у нас получилось? (сложное бессоюзное). (1 балл за определение типа)

Какой вывод можно сделать?

  1. Применение знаний и способов действий (работа с текстом). Цель: обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Ребята, вы молодцы, так хорошо сейчас работали. Все помните, все знаете.  Только пока мы  с вами обсуждали стихотворение Тургенева, из текста нашего следующего задания, тоже И.С.Тургенева,  сбежала часть слов. Поэтому я прошу вас мне помочь: дописать предложения, чтобы получился законченный, выразительный текст, найти сложные предложения и определить их вид. Задание №4. Сделать 1 абзац, второй – на дом.

(Во время работы звучит музыка, картинка розы (слайд №8)). И подумайте, как можно назвать этот текст.

____________________

1).Она сидела за _____________ в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад, сквозь ______________________________ дверь он казался призрачным, ____________________ и _______________________. 2). Вдруг она поднялась,  вышла в сад и скрылась. 3).Пробил час, другой – она не возвращалась. 4). Тогда я встал и _______________________ по аллее, по которой ______________ и она. 5). На сыром песке дорожки, ярко  алея даже сквозь разлитую мглу виднелся кругловатый предмет. 6). Я наклонился  - то была молодая, чуть ______________________ роза. 7). Два часа назад я видел эту самую розу на ___________ груди. 8). Я _______________ поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол перед ее креслом.

9).Вот и она вернулась наконец. 10). Ее лицо _____________ и ожило, быстро, с веселым смущением _______________ по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза ее. 11). Она увидела _____________, схватила ее, взглянула на ____________________ лепестки, взглянула на меня, и глаза ее внезапно засияли слезами.

                                                        (По И.С.Тургеневу).

Заслушиваем варианты ответов учеников, потом авторский текст высвечивается на экране. Выслушиваются ответы на поставленные ранее вопросы. (слайд №9).

Самопроверка – слова 1 балла + по баллу за каждое найденное предложение (1)

  1. Самоконтроль учащихся. Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действия.

Теперь суммируем наши баллы. (слайд №10)

Ребята, кто набрал 5 и более баллов, поднимают обе руки. (это оценка 5)

У кого 4 балла, поднимают правую руку (оценка 4),

З балла – левую руку (оценка 3).

Остальным необходимо дома еще поработать с данной темой.

  1. Информация о домашнем задании. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. (слайд №11)

Домашнее задание я предлагаю вам трех типов: для тех, кто не совсем разобрался с темой, выполнить упражнение 51, для тех, кто разобрался, но хочет проверить свои знания – выписать из художественных текстов по 5 сложных предложений каждого вида, и для самых уверенных в себе – самому составить текст, в котором будут присутствовать все виды сложных предложений. И задание общее: заполнить пропуски в последнем абзаце текста про розу.

 

  1. Подведения итогов урока. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

 Ребята, я думаю, что на нашем уроке мы с вами все плодотворно поработали. Что нового вы узнали для себя на уроке и что вспомнили? вернемся к таблице.

Ребята, я думаю, что на нашем уроке мы с вами все плодотворно поработали.

Мы учились…

Для чего нам это нужно…

Чем мы еще занимались на уроке…

  1. Рефлексия.  Если вы считаете, что обогатили свой опыт за время нашего общения, подойдите и приклейте к доске красный стикер, если считаете, что ничего не приобрели – синий. Я буду очень вам признательна. Спасибо вам за внимание. (слайд №12)


Предварительный просмотр:

Рабочая карта урока по русскому языку по теме:

_________________________________________________________________________

ФИ ______________________________________________________________________

Это мы знаем

Узнаем в дальнейшем

Где нам это пригодится

Задание №1. Соотнесите предложенные ниже предложения со схемами (1балл) или придумайте свои предложения к данным схемам (2 балла).

  1. […], но […].

  1. […], (чтобы …).

  1. […], […], […].

А. счастье мыслящего человека состоит в том, чтобы вносить как можно больше света в существование окружающих.

Б. Поездка на север ошеломила меня своей красотой, но самым плодотворным и счастливым оказалось для меня знакомство со средней полосой России.

В. Средняя Россия завладела мною сразу и навсегда.

Г. Пришла весна, запели птицы в лесу, на лугах распустились первые цветы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Прочитайте высказывание о русском языке и ответьте на вопросы. (1 балл)

Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли пределы имеет.

Ломоносов сравнивал русский язык с морем, едва ли имеющим свои пределы.

 Отличаются ли данные предложения по смыслу? Какова основная мысль этого высказывания? В чем отличие этих двух предложений?

Задание №3. Прочитайте и проанализируйте отрывок из стихотворения И.С.Тургенева.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Определите мотив стихотворения, при помощи каких средств русского языка он раскрывается. Определите тип предложения. Укажите особенности синтаксического строения предложения.

Задание №4. Дополните текст словами, подходящими по смыслу. Найдите в нем сложные предложения, укажите их номера и определите тип.(1 балл за вставленные слова + 1 балл за сложные предложения). Озаглавьте текст.

_________________________.

1).Она сидела за _____________ в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад, сквозь ______________________________ дверь он казался призрачным, ____________________ и _______________________. 2). Вдруг она поднялась,  вышла в сад и скрылась. 3).Пробил час, другой – она не возвращалась. 4). Тогда я встал и _______________________ по аллее, по которой ______________ и она. 5). На сыром песке дорожки, ярко  алея даже сквозь разлитую мглу,  виднелся кругловатый предмет. 6). Я наклонился  - то была молодая, чуть ______________________ роза. 7). Два часа назад я видел эту самую розу на ___________ груди. 8). Я _______________ поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол перед ее креслом.

9).Вот и она вернулась наконец. 10). Ее лицо _____________ и ожило, быстро, с веселым смущением _______________ по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза ее. 11). Она увидела _____________, схватила ее, взглянула на ____________________ лепестки, взглянула на меня, и глаза ее внезапно засияли слезами.

                                                        (По И.С.Тургеневу).

Итого:______________________

Моя оценка:_________________

Домашнее задание: для тех, кто не совсем разобрался с темой, выполнить упражнение 51, для тех, кто разобрался, но хочет проверить свои знания – выписать из художественных текстов по 5 сложных предложений каждого вида, и для самых уверенных в себе – самому составить текст, в котором будут присутствовать все виды сложных предложений. И задание общее: заполнить пропуски в последнем абзаце текста про розу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Сложное предложение и его типы».

Слайд 2

Это мы знаем Узнаем в дальнейшем Где нам это пригодится Определение СП Схемы СП Виды ССП по разрядам союзов На ОГЭ по русскому языку, литературе, истории и обществознанию. Основания типов СП Виды придаточных частей СПП Знаки препинания в БСП

Слайд 3

Алгоритм определения типа предложения. Определяем количество грамматических основ. Смотрим, есть ли союз между частями предложения. Сочинительный или подчинительный союз.

Слайд 4

Тест соответствия […], но […]. […], (чтобы …). […], […], […]. А Б В Г

Слайд 5

Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли пределы имеет. Ломоносов сравнивал русский с морем, едва ли имеющим свои пределы.

Слайд 6

Иван Сергеевич Тургенев Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Слайд 7

Твой словарик: – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета – стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова – нарушение обычного порядка слов в предложении - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Слайд 9

Роза 1 ). Она сидела за столом в гостиной и с упорной задумчивостью глядела в сад, сквозь полураскрытую дверь он казался призрачным, таинственным и пустынным . 2). Вдруг она поднялась, вышла в сад и скрылась. 3). Пробил час, другой – она не возвращалась. 4). Тогда я встал и отправился по аллее, по которой пошла и она. 5). На сыром песке дорожки, ярко алея даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый предмет. 6). Я наклонился - то была молодая, чуть распустившаяся роза. 7). Два часа назад я видел эту самую розу на ее груди. 8). Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол перед ее креслом. (По И.С.Тургеневу).

Слайд 10

Критерии оценивания: 5 и более баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4» 3 балла – оценка «3» Менее трех баллов – «мне нужно доработать данную тему»

Слайд 11

Домашнее задание: для тех, кто не совсем разобрался с темой, выполнить упражнение 51 , для тех, кто разобрался, но хочет проверить свои знания – выписать из художественных текстов по 5 сложных предложений каждого вида , для самых уверенных в себе – самому составить текст , в котором будут присутствовать все виды сложных предложений. И задание о бщее : заполнить пропуски в последнем абзаце текста про розу.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал

На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу,  используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...