Конспект урока "Типы текстов: текст – описание"(формирование читательской грамотности)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Расширение и обогащение знаний обучающихся о тексте;
Закрепление умения распознавать стиль текста;
Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_kl_funkts.gr_.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Типы текстов: текст – описание (формирование читательской грамотности)
Тип:ОНЗ
Форма: традиционная
Ведущие виды деятельности:наглядно-действенный, продуктивный, творческий.
Методы:
-применялась технология системно-деятельностного метода;
-словесные методы: объяснения, вопросы, диалог, работа по плану, самостоятельное чтение;
-наглядные методы:видеоролик, работа с презентацией и эталонами;
-практические методы:работа с карточками, работа по плану;
-методы стимулированияинтереса к познанию с опорой на активность ребят: рефлексия в конце урока, мотивация на познавательную деятельность в начале урока.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Материал и оборудование ИКТ: проектор, экран, ПК
Конспект урока
Цели урока:
Расширение и обогащение знаний обучающихся о тексте;
Закрепление умения распознавать стиль текста;
Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Задачи:
Создание условия для необходимости управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение.
Планируемые результаты:
Предметные: находить и извлекать информацию из текста.
Метапредметные: уметь анализировать структуру текста, уметь высказывать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: уметь формировать собственную позицию по отношению к прочитанному.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами особенный урок. Во-первых, это потому, что к нам пришли гости, которым мы очень рады. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш путь по стране знаний. А во-вторых, урок сегодня необычный потому, что мы с вами отправимся в царство текстов.
- Скажите, пожалуйста, а зачем мы каждый день отправляемся в путь по стране знаний? (Мы узнаем что-то новое, становимся более грамотными)
- А какая бывает грамотность? (Финансовая, функциональная, читательская, математическая и другие)
- Как вы думаете, о какой грамотности идет речь на наших уроках? (Читательской)
- Я предлагаю вам дать определение читательской грамотности, выбрав из предложенных утверждений один ответ (Слайд 1)
1. Способность выразительно читать текст, не допуская искажения слов и фактических ошибок.
2. Способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.
3. Способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл.
4. Способность самостоятельно составлять тексты разных жанров, соблюдая нормы русского литературного языка.
- Совершенно верно, правильным является второе определение. Я хотела бы добавить, что читательская грамотность – это и участие в социальной жизни, так как она является частью функциональной грамотности.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-А можно утверждать, что мы на каждом уроке отрабатываем навыки по использованию читательской грамотности? (Да)
-И сегодняшний урок не будет исключением.
2.Актуализация знаний.
- Попробуйте расположить читательские умения по мере их углубления. (Слайд 3)
Использовать информацию из текста.
Находить информацию в тексте, извлекать требуемую информацию.
Осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
Интерпретировать информацию (понять, осмыслить, соединить разрозненную информацию).
Ответ: 2, 4, 3, 1. (Слайд 4)
- Какую часть речи мы с вами изучаем сейчас на уроках русского языка? Мы забежим немного вперёд и вспомним имя прилагательное, так с этой частью речи вы знакомы.
- Я предлагаю создать текст об этой части речи. Надо заполнить пропуски словами, чтобы получилась полная информация об прилагательном.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – это … часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы: … .
Имена прилагательные зависят от … , согласуются с ними, то есть ставятся в том же … , … , … .
Начальная форма имен прилагательных - … падеж, … число, … род.
Имена прилагательные бывают в … и … форме.
В предложении имена прилагательные обычно выполняют роль … и ….
- Как вы думаете, мы все знаем об этой части речи? (Нет)
- Хотите узнать что-то новое? (Да)
- Я предлагаю вам сравнить два текста.
Текст №1.
Кошка – любимое домашнее животное, пушистое, ласковое, мягкое и мурлычущее. Кошек люди приручили в глубокой древности, а в некоторых странах она была священным животным. Люди любят кошек за красоту и ласковость. Кошки бывают черными, белыми, серыми и рыжими. Часто встречаются кошки смешанного окраса из названных цветов.
Текст №2.
Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитер; лапки бархатные, коготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, печенку поет, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
- Ребята, чем отличаются тексты друг от друга и что у них общего? (Оба текста дают описание кошки. Значит, у них одна тема. Но про домашнее животное написано по-разному. Значит, отличаются тексты стилем)
- Определите стили, к которым относятся тексты и назовите их отличительные признаки. У кого нет ответа?
- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы.
3.Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, почему вы не смогли назвать отличия текстов-описаний? (Мы не знаем отличия текстов-описаний разных стилей)
4.Построение проекта выхода из затруднений.
- Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать отличия текстов-описаний разных стилей и научиться это применять)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Тип речи – описание) (Слайд5)
- Ребята, слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? (Прилагательные)
5.Реализация построенного проекта.
- Перед вами карточка с таблицей. Сейчас будем работать в группах. (Слайд 6)
Текст-описание | Выпишите все прилагательные | Выберите одну из функций прилагательных в данном тексте | Определите стиль речи текста: художественный или научный? |
1. Лес – часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Наиболее характерный признак леса – присутствие деревьев и кустарников. Леса занимают около трети площади суши. Существуют хвойные, лиственные и смешанные леса. | 1. Дают научные описания, входят в состав терминов, не допускают эмоциональности 2. Делают речь более красочной и образной. Придают предмету индивидуальность. | ||
2. Зимний лес прекрасен. Он дремлет до весны, создавая внутри себя удивительную атмосферу. В солнечные дни в лесу все сверкает, будто в россыпи драгоценных камней. | 1. Дают научные описания, входят в состав терминов, не допускают эмоциональности 2. Делают речь более красочной и образной. Придают предмету индивидуальность. |
Вместе с ребятами проверить, что получилось и сделать вывод. (Слайд 7)
Текст-описание | Выпишите все прилагательные | Выберите одну из функций прилагательных в данном тексте | Определите стиль речи текста: художественный или научный? |
1. Лес – часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Наиболее характерный признак леса – присутствие деревьев и кустарников. Леса занимают около трети площади суши. Существуют хвойные, лиственные и смешанные леса. | Земного, древесными, характерный, хвойные, лиственные, смешанные | 1. Дают научные описания, входят в состав терминов, не допускают эмоциональности. | Научный |
2. Зимний лес прекрасен. Он дремлет до весны, создавая внутри себя удивительную атмосферу. В солнечные дни в лесу все сверкает, будто в россыпи драгоценных камней. | Зимний, прекрасен, удивительную, солнечные, драгоценных | 2. Делают речь более красочной и образной. Придают предмету индивидуальность. | Художественный |
-Какой вывод мы можем сделать, работая с таблицей?
Вывод: для текста-описания научного и художественного стиля речи требуются разные прилагательные, так как им свойственны разные цели.
-Какой эталон у нас получился?
Эталон (Слайд 8)
В научном тексте прилагательные дают научные описания, входят в состав терминов, не допускают эмоциональности. В художественном тексте прилагательные делают речь красочной и образной. Придают предмету индивидуальность.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Перед вами текст, в котором пропущены прилагательные. Ваша задача – подобрать подходящие по смыслу слова и вставить их на место пропуска. Работу выполняем в парах. (Слайд 9)
Стоял один из.. .. дней, с .. солнцем и .. небом. Подморозило. Лужи покрылись.. корочкой льда. .. ковер из .., .. инеем опавших листьев покрывал землю. Шум, доносившийся с улиц, был..и ...
Только.. весной и в такие дни осенью можно так слышать звуки. Пахло прелью и неуловимым..запахом .. травы.
Проверка. (Ребята зачитывают полученные тексты)
- Молодцы, ребята, у вас получились интересные тексты. Давайте сравним их с оригиналом. (Слайд 10)
Стоял один из редких осенних дней, с ярким солнцем и бледно-голубым небом. Подморозило. Лужи покрылись тонкой корочкой льда. Пухлый ковер из бурых, посеребренных инеем опавших листьев покрывал землю. Шум, доносившийся с улиц, был отчетливым и звонким.
Только ранней весной и в такие дни осенью можно так слышать звуки. Пахло прелью и неуловимым душистым запахом сухой травы.
- Поднимите руки те, у кого получился текст, похожий на тот, какой вы видите на слайде. Молодцы, ребята!
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Слайд 11) (карточка)
Самостоятельная работа.
- Каждый текст является носителем информации. Я предлагаю вам прочитать текст еще раз и ответить вопросы:
1. Какой период осени описан в тексте?
2. Как можно текст озаглавить?
3. К какому стилю речь относится данный отрывок?
Проверка: (Слайд 12)
1. Поздняя осень.
2. «Осенний день».
3. Художественный стиль речи.
Включение в систему знаний и повторений.
-Где нам в жизни могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке? (Для работы с разными текстами, для выполнения ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, для жизни)
-Да, ребята, всё верно. Знания, которые вы получаете в школе, пригодятся вам в жизни. Мы постоянно пользуемся читательской грамотностью: что-то читаем, находим нужную информацию, сравниваем ее с другой, отвечаем на вопросы. В 7 классе вам предстоит выполнить задания, проверяющие вашу читательскую грамотность. И сейчас я предлагаю вам одно из них. (Слайд 13)
В городе Zв ходе социологического опроса жителям города задавали вопрос: «Какое качество Вы больше всего цените в друзьях?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Какой вариант ответа оказался самым популярным по мнению опрошенных?
Дайте свое объяснения возможной популярности этого ответа.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Ответы ребят)
- Правильно, ребята, самый популярный ответ- бескорыстность. Дружба основана на взаимной симпатии и духовной близости, люди в дружбе не должны искать выгоду для себя. А что помогло вам дать правильный ответ? (Знание значений всех предложенных слов)
- Все правильно, очень важно знать значение каждого слова, которое встречается вам в речи. А что мы должны делать, если мы не знаем значения какого-то слова или сомневаемся в нем? (Посмотреть в словаре)
- Я полностью согласна с вами. Толковые словари – наши верные помощники в формировании читательской грамотности.
Рефлексия.
- Наше путешествие подходи к завершению. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас на столе есть карточки с незаконченными предложениями, допишите их и сдайте мне. (Слайд 14)
Сегодня я узнал(а) ... .
Было интересно (не интересно) ... .
Я понял(а), что могу ... .
Я попробую ... .
А теперь домашнее задание: составьте текст-описание художественного стиля речи на тему «Мой самый счастливый день».(Слайд15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Формирование читательской грамотности: умение глубоко и детально понимать содержание текста.
Формирование читательской грамотности: умение глубоко и детально понимать содержание текста....
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...
«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»
Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с...
Конспект урока "Типы текстов: текст – описание"(формирование читательской грамотности)
Учиться находить и извлекать информацию из текста, уметь анализировать структуру текста, уметь высказывать свою точку зрения, делать вывод,уметь формировать собственную позицию по отношению к про...