Работа с текстом как основа формирования читательской грамотности на уроках литературы и русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
доклад "Работа с текстом как основа формирования читательской грамотности на уроках литературы и русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_skrylevoy_e.v.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад Скрылевой Е.В. на семинар учителей русского языка и литературы от #1075;.
В результате проведенного в ноябре диагностического тестирования по русскому языку были выявлены проблемные разделы русского языка. К которым относится синтаксис и пунктуация. По району средний процент выполнения этого задания составляет 36,6%. Такие данные не могут не тревожить, так как изучение «Синтаксиса и пунктуации» способствует развитию коммуникативных навыков учащихся (формирует умение логично выстраивать речь, связно говорить и давать развернутый, правильно выстроенный ответ). А в 9 классе детям предстоит сдавать итоговое устное собеседование.
В ХХI в. проблема связной и логичной речи стоит особенно остро, так как это век «краткого и быстрого» общения. Оно сложилось под влиянием быстро развивающихся электронных технологий (телефонные разговоры, sms и электронная почта), поэтому изучение синтаксиса и пунктуации актуально в наше непростое, с точки зрения общения, время.
Особое внимание названным темам следует уделить именно на начальном этапе, то есть в 5 классе, когда закладывается база знаний по русскому языку.
Изучение раздела «Синтаксис и пунктуация» позволяет сформировать у учащихся следующие знания, умения и навыки:
- выделять словосочетания из предложения и конструировать
собственные;
- уметь использовать словосочетания в тексте;
- находить грамматическую основу предложения;
- знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения
и уметь находить их в предложении;
- распространять предложение второстепенными членами;
- определять количество грамматических основ в составе сложного
предложения и уметь составлять схемы предложений;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, количеству грамматических основ.
- уметь ставить следующие знаки препинания завершения:
точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
знаки разделения и выделения: запятую при однородных членах, при одиночном обращении, между частями сложного предложения; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; перед репликой диалога; двоеточие после обобщающего слова при однородных членах; знаки препинания при прямой речи (после слов автора и перед ними).
В 5 классе учащиеся знакомятся с разными видами словосочетаний (именное и глагольное), получают новые знания, касающиеся возможности выступать в качестве главных членов предложения других частей речи, например, прилагательных (Воздух чист), а также сочетаний слов (Три девицы под окном пряли поздно вечерком; Миша с дедушкой вышли из дома к вечеру и т.д.). Учатся определять количество предложений в составе сложного и определять вид сложного предложения (сложносочиненное и сложноподчиненное). Обучаются отличать простое предложение от сложного, определять виды предложений по цели высказывания и интонации, получают представление о понятиях обобщающее слово, обращение, прямая речь, диалог, формируется умение выполнять полный синтаксический разбор простого предложения и т.д. По окончании изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» учащиеся должны владеть всем комплексом знаний по названному разделу, заданных тематическим планированием.
В связи с тем, что такая проблема есть, следует вспомнить некоторые методы и приемы актуализации знаний по синтаксису.
Следует также помнить, что актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока; подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось.
Наиболее распространенный метод изучения синтаксиса- это объяснительно-иллюстративный; лекция; слово учителя; беседа; лингвистический эксперимент; метод проблемного изложения.
Приёмы: наблюдения над языковым материалом (живая разговорная речь, язык художественной литературы, анализ учебной и научной литературы); ) грамматический разбор конструкций; синтаксический разбор (полный, частичный, устный, письменный); работа над усвоением определений, терминов, правил, классификациями изучаемых явлений.
Можно использовать также приемы:
- «Корзина идей». На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу.
- «Да – нет». Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают.
Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.
В разделе «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе изучению новых тем и новых понятий, а также закреплению знаний, умений и навыков, полученных в начальной школе, необходимо уделять особое внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»
В данной работе представлено описание приемов и методов работы на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...
Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы
Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...
Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста.
Методические рекомендации к уроку литературы....
Статья "Формирование читательской грамотности на уроках литературы" в сборнике материалов V научно-практической конференции с международным участием, 24.03.2021 г.
Титульный лист и содержание...
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".
Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...
«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»
Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с...