«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»
презентация к уроку по биологии

Васькина Татьяна Михайловна

Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с ЗПР в общеобразовательный процесс.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому важно в учебном процессе использовать дифференцированный подход и учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Такой подход будет необходимым условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»

Васькина Т.М.

учитель биологии,

МБОУ СОШ с.Романово

Слайд 1

Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с ЗПР в общеобразовательный процесс.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому важно в учебном процессе использовать дифференцированный подход и учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Такой подход будет необходимым условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Слайд 2

Такие дети испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс во многом зависит от информированности педагогов об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Целью данной работы является систематизация знаний по данной тематике и оказание методической помощи учителям биологии, работающим с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.

Слайд 3

Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

В отличие от олигофрении, у детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.

При подборе содержания занятий для учащихся необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

Слайд 4

Словесная форма представления информации в процессе обучения не универсальна и не оптимальна, что объясняет стремление преподавателей более широко использовать на уроках разнообразные графические средства. Разнообразие форм представления информации активизирует процесс усвоения материала, учит ребят быстро разбираться в таблицах, схемах, диаграммах, самостоятельно их составлять.

Одна из педагогических новаций последнего времени состоит в использовании знаково-символических систем (ЗСС). Они выполняют ориентировочную функцию, значительно облегчая усвоение учебного материала. Применение знаково-символьных систем в процессе обучения биологии развивает логическое мышление учащихся, облегчает усвоение материала при изучении сложных биологических понятий.

Для облегчения работы учащихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом учебный материал вначале нужно разобрать с ребятами по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради.

Слайд 5,6

Для работы учащихся с ЗПР на уроках биологии можно использовать следующие задания:

 Задания с рисунками:

 Поставь подписи к рисункам,

 Определите, какой объект обозначен цифрой

Слайд 7

 Составление карты понятий по части текста из параграфа.

Карта понятий - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Задается чтение части текста параграфа, и после этого ученики составляют краткую запись частных признаков общего.

Слайд 8

Можно слова заменить рисунками. Обучающимся с ОВЗ это нравится больше, так как такая запись текста позволяет им лучше запомнить текст.

Слайд 9, 10

Заполнение сравнительных таблиц

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой.

Слайд 11

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;
  • систематизировать необходимую информацию;
  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Для учащихся с ЗПР можно предлагать частично заполненные таблицы.

Слайд 12

 Составление таблицы «ЗУХ» («Знал / Узнал / Хочу узнать») после прочтения текста.

Например, 7 класс – тема «Плоские черви»

Графу «Хочу узнать» можно задать домой в виде сообщения к следующему уроку.

Слайд 13

Прием «Сворачивание-разворачивание термина (пирамида понятий)».

Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий.

Слайд 14

Прием «Терминологическая карта». Представляет собой карту с терминами, используя которые нужно составить связный текст любого жанра – статью по истории науки, рассказ о каком-либо организме, рекламу. Или, наоборот, используя текст параграфа, составить терминологическую карту.

Материал представлен в таблице или в опорной схеме.

ПРИМЕР

К схеме можно дать дополнительные задания:

– привести примеры клеток, для которых характерны данные типы деления;

– отметить значение указанных в схеме процессов;

– назвать признаки живой клетки, возможные благодаря процессу деления.

Слайд 15,16

  • Прием «Опорный конспектэто сокращенная символическая запись изучаемого материала, построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в котором сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

Слайд 17

Проблемы, с которыми я столкнулась, заключаются в прочтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом. Одной из особенностей, что отличает научный текст от художественного то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Несомненно, требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа всех педагогов образовательного учреждения по обучению и воспитанию таких детей. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему их учить, как относиться к их поведению и трудностям во время занятий, как учитывать их возможности, сглаживать особенности их состояния, вызванные болезнью и т.д.

Учитель должен организовать обучение так, чтобы обучающиеся с ЗПР почувствовали свою активную роль в учебном процессе и им захотелось работать, при этом работать активно.

Только в этом случае дети с ЗПР получат возможность полноценно интегрироваться в общество и смогут не только осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.

РЕФЛЕКСИи.

При формировании читательской грамотности роль ЛЕЙКИ выполняет- УЧИТЕЛЬ

ВОДА- это педагогические технологии

ЯБЛОЧКИ-ключевые компетенции

ДЕРЕВО – читательская грамотность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ Васькина Т атьяна Михайловна, у читель биологии МБОУ СОШ с. Романово (практико-ориентированный семинар 27.03.2024)

Слайд 2

« Выживает не самый сильный или самый умный, а тот, кто быстрее откликнется на изменения» Ч. Дарвин (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР)

Слайд 4

«Человеку даются знаки. Надо только уметь видеть и правильно их читать» Д.А.Глуховский К Знаково - символьным ( несплошным ) текстам относятся: графики; диаграммы; схемы; т аблицы. К сплошным текстам относятся: описание; повествование; рассуждение.

Слайд 5

Приём « Контур – символ» Тема «Сердце»

Слайд 6

Впишите в пустые поля под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении. В чем связь и отличие всех рисунков?

Слайд 7

Приём «Карта понятий « Сердце»

Слайд 8

Сердце Камеры Клапаны Сосуды артерии вены Левый желудочек Левое предсердие полулунные клапаны Створчатые клапаны Правое предсердие Правый желудочек капилляры Стенки сердца перикард миокард эндокард

Слайд 9

Приём «Концептуальная таблица» левая половина сердца Линии сравнения Правая половина сердца 1.Из каких камер состоит? 2. Из каких слоев состоят стенки сердца? 3.Толщина стенок сердца? 4.Какие клапаны располагаются в данном отделе? 5.Какой круг кровообращения начинается в желудочке? 6. Какой круг кровообращения приносит кровь в предсердие? Тема « Строение сердца» Сравните строение левой и правой половин сердца.

Слайд 10

Приём «Концептуальная таблица» Информационный лист «Лейкоциты» Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма. Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он ровняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов. Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов. Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов. Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц. Форменные элементы Строение Место образования Продолжи-тельность жизни Содержание в 1 мм3 Функции Эритроциты Красные безъядерные клетки двояковогнутой формы, содержат белок гемоглобин Красный костный мозг 3 – 4 месяца 4.5 – 5 млн. Перенос кислорода и углекислого газа Лейкоциты Тромбоциты Кровяные безъядерные пластинки (фрагменты клеток) Красный костный мозг 5 – 8 дней 300 – 400 тыс. Участвуют в свертывании крови, способствуют превращению фибриногена в фибрин

Слайд 11

Приём «Сюжетные таблицы»

Слайд 12

Приём «Знаю, хочу узнать, что уз нал» Знал Узнал Хочу узнать Что есть паразитические черви, живут внутри организма, питаются готовыми питательными веществами хозяина Могут жить в кишечнике у человека, на головке есть присоски и крючочки. Нет кишечного тракта, впитывают питательные вещества всем телом. Как уберечься от этих паразитов?

Слайд 13

Приём «Пирамида понятий»

Слайд 14

Приём «Терминологическая карта». Понятие Сущность Подробно Ткань Группа клеток с окружающим их межклеточным веществом, объединенные общим происхождением, схожим строением и одинаковой функцией В организме человека 4 вида: нервная, эпителиальные, мышечные, ткани внутренней среды организма

Слайд 15

Приём «Опорный конспект»

Слайд 17

Модель формирования и развития читательской грамотности Дерево – читательская грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...