Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ковригина Татьяна Николаевна

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час)

 

Целесообразность применения ИКТ:

 

- применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным для учащихся: технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал;

- с использованием электронных технологий расширяются информационные и технические возможности игры, экономится время на уроке, концентрируется внимание детей;

- электронная версия урока позволяет ориентироваться на учащихся с разными ведущими каналами восприятия (визуалы, аудиты), повышает результативность познавательной деятельности ребёнка.

 

Тип урока: урок повторения знаний  (урок-практикум).

 

Цель урока:

- повторить и закрепить знания об имени прилагательном, полученные в пятом классе.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м классе

Тема:

«Имя прилагательное.

Повторение изученного в 5 классе»

(1час)

Урок русского языка в 6-м классе

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час)

Целесообразность применения ИКТ:

- применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным для учащихся: технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал;

- с использованием электронных технологий расширяются информационные и технические возможности игры, экономится время на уроке, концентрируется внимание детей;

- электронная версия урока позволяет ориентироваться на учащихся с разными ведущими каналами восприятия (визуалы, аудиты), повышает результативность познавательной деятельности ребёнка.

Тип урока: урок повторения знаний  (урок-практикум).

Цель урока:

- повторить и закрепить знания об имени прилагательном, полученные в пятом классе.

Задачи урока:

  • Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
  • повторение правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;
  • закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;
  • нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами;
  •  формирование коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование:  презентация к уроку, мультимедийная установка, карточки, инсценировка.

         Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание прилагательных в тексте;
  • построение речевых  высказываний с употреблением имён прилагательных.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль прилагательных в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

План урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели –

2. Лингвистическая разминка

3. Повторение материала по теме «Имя прилагательное»

4. Рефлексия

5. Задание на дом

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1, 2

3.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели. 

1.- Ребята, посмотрите какой сегодня день?

-  Здравствуйте. Я снова рада видеть вас на уроке здоровыми и с хорошим настроением. Говорить друг другу «Здравствуйте» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь кивком головы.

2. Инсценировка  отрывка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

– Прослушайте отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 

 

3. Беседа с элементами рассуждения

– На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите.

– Почему Митрофанушка кажется нам смешным?

– Докажите, что вы не Митрофанушки и поднимите руки те, кто знает, что такое имя прилагательное.

1 группа. Работа в парах. Итак, вспомним определение имени прилагательного

– Назовите общие признаки имен существительных и имен прилагательных. В чем различие этих частей речи? А для этого вы должны ответить на ряд вопросов:

- Что такое имя прилагательное

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

-Как изменяются имена прилагательные?

-Какую форму могут иметь имена прилагательные?

-Как имена прилагательные согласуются с именами существительными?  Приведите примеры

-Чем могут являться в предложении имена прилагательные?

2 группа. Пословицы

Прочитайте пословицу

Назовите прилагательные,

Ответьте на вопрос:

– Какова роль прилагательных в пословицах?

3 группа. Рисунки

Ответьте на вопросы:

-  Раскрашивая предметы на рисунке, какие прилагательные вы использовали?

- Для чего нам нужны прилагательные?

4. Сообщение темы и цели урока.

 Сегодня на уроке мы начинаем разговор о прилагательных. Запишите тему урока.

 Наша задача: вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об этой части речи.

  1. Ответы детей

  1. Предварительная подготовка. Распределены роли с «обязательным содержанием», продумана тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица

Имя прилагательное

Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета

Имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «чей?»

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам

Имена прилагательные могут иметь полную и краткую формы

Имена прилагательные  согласуются  с именами существительными в роде, числе и падеже . Например: сильный дождь

Имена прилагательные могут являться определением или сказуемым

Знание морфологических признаков и синтаксической роли имён прилагательных.

Коммуникативные

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

4

2. Лингвистическая разминка. Работа с текстом

Определите, прочитав текст, о ком идет речь.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

Какова роль прилагательных в тексте?

Ученики читают текст на доске, отвечают на вопрос

Повторение на практике роли имён прилагательных  в тексте

Коммуникативные, личностные

5

3. Повторение материала по теме «Имя прилагательное».

- Раскрой скобки, выделите окончания прилагательных.

Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро.

                                                  (И.Бунин)  

- Определите синтаксическую роль прилагательных

- Сделайте вывод. Как определить окончание прилагательного?

Ученики записывают предложения в тетради, один ученик работает у доски.

Вспоминается мне

ранняя, погожая осень.

Помню раннее, свежее,

тихое утро.

                           (И.Бунин) 

имена прилагательные с существительным согласуются в роде, числе, падеже.

Вспоминают синтаксическую роль прилагательных

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

6

Задашь вопрос -  найдешь ответ!

Задание:  Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. От существительного к прилагательному задайте вопрос, вставьте пропущенные буквы:

В морозн... воздухе

январск ... днем

зимн ... вечером

погож ... утром

рыж... белку

соснов... бором          

чист... полем

в темн... лесу

кудряв ... березой

на мохнат ... ели

душист... черемухой

жгуч… морозом

Работа по вариантам. Учащиеся записывают словосочетания в тетрадях, проверяют, делают вывод.

Знание правописания имён прилагательных

Регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

7

Определи, где О, а где Е?

Работа с сигнальными карточками

Больш…го озера;

 в чуж…м краю;

 накрыться плащ…м;

у колюч…го кустарника;

дремуч…й  чащ…й;

 о старш…й сестре;

 идти со свеч…й;

 обшить ситц…м;

 о младш…м товарище.

Учащиеся поднимают сигнальные карточки, проверяют, делают вывод.

Умение применять полученные знания на практике (при выполнении упражнений)

Личностные,

познавательные,

коммуникативные

Релаксация. Звучит музыка.

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Полюбуемся красками снежной зимы, поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте, как шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в зимнем лесу! Вдохните ГЛУБОКО этот морозный воздух! Медленно выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей, чистоту прозрачного льда на  реке. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения. И… открываем глаза.

8

Задание: Укажите порядковый номер слов или словосочетаний, в которых у существительных или прилагательных не пишется Ь знак.

1.Кустарник колюч(?). 2.Много дач(?). 3.Пустош(?). 4.Напиток шипуч(?). 5.Лес дремуч(?). 6.Возле рощ(?). 7.Брош(?). 8.Из-за туч(?). 9.Мальчик пригож(?). 10.Голос певуч(?).

Цифровой диктант.

Учащиеся работают в тетрадях.

Умение применять полученные знания на практике (при выполнении упражнений)

Личностные,

познавательные,

коммуникативные

9

Задание:

1.Прочитай 1-ый текст, затем 2-ой.         (вместе) Все ли слова вам понятны? Как вы понимаете выражение «Афанасьевские морозы»?

2.Сравни тексты по выразительности. (задания 2-8 в группе)

3.Ответь на вопросы:

               -Какой текст больше понравился? Почему?

-За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе   представить?

               -Какую роль играют прилагательные в тексте?

              -Как понимаешь выражения: «свежими снегами» и «радостные краски»?

4.Выпиши 3 словосочетания и разбери их.

5.Подбери синоним к слову «огромный» (запишите)

6.Разбери по составу слова: «золотистый, солнечный» (запишите).

7. Выписать из текста имена прилагательные.

   8. Найти среди прилагательных эпитеты и подчеркнуть их.

Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они используются?

I. Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет.

  II. Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами,   завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Чем отличается первое чтение от второго?

Дети получают карточки с текстом и работают в них. (работа в группе)

Сообщение об «афанасьевских морозах»

делают речь    более эмоциональной, живописной, без них речь была бы бледна, невыразительна.

Ученик читает стихотворение о прилагательном

Осознание  роли прилагательных в устной и письменной  речи;

эмоционально «проживание» текста, выражение своих эмоций

Личностные,

познавательные,

коммуникативные

10

Подведение итогов. Рефлексия. Объявление оценок

Когда научимся пользоваться богатством прилагательных, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, т.е. прилагательных (что, впрочем, одно и то же, как утверждают древние греки), тогда наша речь станет ярче и красивее.

Дети должны продолжить фразы:

Я знаю…. Я умею…. Я могу….

11

 Домашнее задание:

«3» учебник стр. 5 упр.318

«4» подобрать к слову КРАСНЫЙ 15 прилагательных.

 «5» творческое задание: составить четверостишие, используя прилагательные

или

 небольшой рассказ-описание дерева, уголка природы, зимнего дня, используя имена прилагательные-эпитеты.

Запись задания в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"

данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...