Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Урок повторения и обобщения имеющихся знаний по теме: "Имя прилагательное " в 6 классе с презентацией к уроку. Задания подобраны с учетом поэтапного повторения о прилагательном как части речи, синтаксической роли, значимости в языке, грамматических признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya1.pptx | 1.56 МБ |
urok1.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы узнать предмет, точно его охарактеризовать , слова какой части речи потребуются?
Имена прилагательные
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе.
Опорные фразы: 1. Повторить изученное о … 2 . Учиться … … в речи 3 . Определить … роль … в …
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь ? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.
О лосе
В ечер. Синь становится все незаметнее в зареве заката . Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.
Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
? - конура - холод ? - кольцо - характер ? - нервы - прутья
Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. Они собирали грибы и перекликались большими голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл голубой дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под веселым деревом.
Три друга пошли в большой лес за первыми грибами. Они собирали грибы и перекликались весёлыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл сильный дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под развесистым деревом.
Ответы к тесту 1 б; 2 б; 3 в; 4 в; 5 б; 6 в; 7 г; 8 а; 9 б; 10 А
Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю Вашу речь, Меня Вам нужно знать, беречь!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имя прилагательное как часть речи». Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
- образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
- развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
- воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Методы и приемы, используемые в ходе урока:
- наглядно – иллюстративный
- проблемный
- частично – поисковый
Оборудование:
- доска
- мультимедийный проектор
- ноутбук
- презентация
Литература:
- учебник «Русский язык» для 6 класса татарской школы,
- поурочные разработки по русскому языку для 6 класса (Г.А.Богданова),
- тексты из художественной литературы.
Ход урока:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
I. Организационный момент
- приветствие
- чтение эпиграфа. (1 слайд)
- Мобилизующий этап.
Начнём урок со сценки в магазине.
Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»
- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)
- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»
-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница.
Вы оказывались в подобной ситуации?
- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные) (2 слайд) (3 слайд)
III. Формулирование темы, цели и задачи урока:
Значит, тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе. (4 слайд)
По опорным фразам сформулируйте цель, задачи урока.
Опорные фразы:
- Повторить изученное о…
2. Учиться .…… ..….. в речи.
3. Определить ….. роль …. в … . (5 слайд)
IV. Актуализация знаний учащихся
Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.
Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается) (6 слайд)
- К словам какой части речи прилагается прилагательное?
- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета)
Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока.
V. Повторение изученного, выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение 1
Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе) (7 слайд) (8 слайд)
- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).
- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?
Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.
Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.
Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать отличительные признаки лося)
- задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)
- По цвету: тёмно-бурый, белые
- Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные
- Размеру, росту: длинная, огромная, высокие
- Весу: тяжёлый, грузный
- Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.
- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
Неслучайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Одни и те же прилагательные могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения.
Упражнение 2
Вначале текст читается без имен прилагательных, затем – авторский текст. (9 слайд)
Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах. («Юный натуралист».)
(10 слайд)
-Какой текст понравился больше?
Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Упражнение 3
Выпишите 3- 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их.
Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).
- Как их определить? (по существительному)
Упражнение 4 Синтаксическая 5 – ка:
Ослепительной змейкой блеснула молния, и над головой оглушительными раскатами прокатился гром.
- Запись предложения на доске
- Проверка
- Разбор предложения
- Выявление синтаксической роли прилагательных.
Упражнение 5
- Сформулируйте задание к упражнению. (нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными)
- конура
? - холод
- кольцо
? - характер
? - нервы
- прутья (11 слайд)
- Собачья конура, собачий холод;
- Золотое кольцо, золотой характер;
- Стальные нервы, стальные прутья.
- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую?
- Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)
- Назовите фразеологизмы. (собачий холод)
- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)
- Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними.
Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)
VI. Самостоятельная работа.
Начался урок со сценки в магазине, а теперь предложу сценку из школьной жизни.
Вова Синичкин не слушал учительницу, которая объясняла тему имя прилагательное. И когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные Вова с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Синичкину. Вот что у него получилось:
Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. Они собирали грибы и перекликались большими голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл голубой дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под веселым деревом. (12 слайд)
Почему вы заулыбались?
Вставьте в текст нужные имена прилагательные.
Три друга пошли в большой лес за первыми грибами. Они собирали грибы и перекликались весёлыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл сильный дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под развесистым деревом. (13 слайд)
- Сравните 2 текста. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст)
VI. Тест по прилагательным
- Проверка (14 слайд)
- Оценивание
VII. Итог урока.
- В соответствии с кластером составьте высказывание на тему: «Имя прилагательное».
- Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.
- Оценки.
- Д.з.: упр.485 стр.187
И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного: (15 слайд)
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам нужно знать, беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имя прилагательное. Повторение"
Урок для 5 кл...
Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).
Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».
Цели урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения правильно применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...