Урок-путешествие по теме "Имя прилагательное.Повторение изученного в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Занимательное путешествие на воображаемом пароходе позволяет вспомнить и закрепить изученное об имени прилагательном
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- путешествие по теме «Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе»
Цель урока: вспомнить изученное о прилагательном ,
повторить морфологические признаки,
уметь находить прилагательные в тексте ,
определять их роль, употреблять в речи,
воспитывать любовь к матери.
Ход урока.
1.Вступительное слово. Объявление целей и задач.
Обратить внимание на орфограмму в корне.
2.Работа с текстом. Сказка.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну , который жил далеко.
Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить матери , как они по ней скучали.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, -(сказала) первая дочь.
- Я ждала тебя , как сухая земля ждёт каплю воды, -(сказала) вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -
(сказала) третья.
-Мне тяжело было без тебя , как пчёлке без цветка, -(сказала) четвёртая.
-Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- (сказала) пятая.
-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,-
(сказала) шестая.
А седьмая дочь ничего не (сказала). Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу помыть ноги.
Чтение про себя и по лицам. Обратить внимание на слова в скобках. Произвести замену.
-Сказка или быль?
-Чья речь или чьи дела вам понравились больше всего и почему?
Давайте запишем имена прилагательные, которые говорят о характере
дочерей. Образуем от них краткие формы
- А вам приходилось говорить такие ласковые слова своим мамам?
(Мы потом это проверим)
-Что лучше: красиво говорить или красиво поступать.
3.Слово учителя на фоне слайда. Мы отправляемся в путешествие на паруснике.У пристани нас ждёт судно. Представьте, что мы поднимаемся на палубу. Звучит приятная музыка. Мы рассаживаемся по местам , и
встречает нас сказительница( в русском народном костюме).
4.Слово ученика: Дорогие друзья, я расскажу вам сегодня сказку «Имя прилагательное» Внимательно послушайте меня, а потом
ответьте на вопросы.
Негогда в каком-то царстве,
Тридевятом государстве,
То ли здесь, а то ли там
Жил-был царь Абдурахман.
Миновало много лет,
Собирает царь совет.
Дочерей к себе зовёт
И такую речь ведёт:
«Мне вопрос который год
Всё покоя не даёт:
Для чего живёт на свете
Прилагательное, дети?
В дальний путь скорей спешите
И вопрос сей разрешите».
Три девицы собирались,
С царем-папой распрощались,
Стали думать-размышлять,
Как им тайну разгадать.
Вот выходят в сад сестрицы,
Слышат пенье райской птицы.
Говорит одна сестрица:
- Как поёт красиво птица!
Голос звонкий , золотой,
Нежный, чистый и родной.
-А уж птица-то какая,
Маленькая, озорная,-
Ей вторая говорит
И на птицу всё глядит.
-Знать та птица не простая,-
Молвит тут сестра другая.
К ней решили обратиться ,
Чтоб ответа лишь добиться.
-Ты по свету ведь летала,
Может, где его встречала?
Нашу душу успокой
И секрет скорей открой:
Что есть прилагательное?
-Оно замечательное.
Частью речи называют
И по падежам склоняют.
Мир без этой части речи
Был бы тускл и не расцвечен.
Недалече здесь живёт,
Песни добрые поёт.
Вы теперь к нему спешите
И вопрос сей разрешите.
В путь отправились сестрицы
По свету мудрой птицы.
Долго ль, коротко ли шли,
Но дворец его нашли.
У порога их встречало,
О себе всё рассказало.
-Признаки обозначаю,
Все предметы украшаю,
Разукрашу, опишу,
Какой есть предмет, скажу.
Так отцу и доложите,
Ко мне в гости пригласите.
Пусть подружится со мной,
Станет добрым, коль был злой.
К отцу сёстры поспешили
И секрет ему открыли.
Вопросы:
-Что такое прилагательное?
-Какова его роль в нашей речи?
5.Путешествие началось. Под звуки музыки ребята записывают прилагательные, характеризующие музыку
море
солнце
ветер
погоду
настроение
( Задание даётся по рядам. Слабым учащимся раздаются картинки, которые помогут в работе.)
Чтение словосочетаний и разбор одного из них.
6.Что у вас получилось? ( Рабочие материалы) Используя их , напишем мини- сочинение, рассказывающее о нашем путешествии на паруснике
Можно вспомнить стихотворение о море, о путешествии или сочинить своё.
7.Чтение творческих работ.
8.Подплываем. И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Кто к себе зовёт их в гости? (Прилагательное)
Мы пройдем по знакомым улицам. Встретимся со старыми друзьями имени прилагательного. Что это за друзья?
Работа по учебнику. Упражнение 269. Читаем текст. Выписываем словосочетания «прилагательное + существительное», указываем падеж, число, род.
9.Предложениедля разбора.
Багряное небо удивительно.
10.Словарная работа.
Багряный, багровый, бордовый.
Слово сказительнице. В русском языке существуют неизменяемые прилагательные. Чаще всего они обозначают различные степени и оттенки цвета: бордо (темно-красный), хаски (серо-зеленый, защитный), беж (светло-коричневый с розовато-желтым оттенком), электрик (голубой или синий с серым отливом).
11.Путешествие сегодняшнего дня подходит к концу. Все ли вспомнили? Подведем итоги.
- Что такое прилагательное?
- Какие у него есть друзья? Назовите морфологические признаки.
-Какова синтаксическая функция?
Сверим наше определение с учебником.
Чтение правила на странице 106.
12.Нам предстоит двухнедельное путешествие по стране Имени прилагательного. За это время вы соскучитесь по своим мамам.
- А, когда вернетесь, с каким словами обратитесь к ним?
- Каковы впечатления сегодняшнего дня?
13.Домашнее задание.
Составить лингвистическую сказку об имени прилагательном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе
Данный урок позволяет :· Систематизировать и обобщить знания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...
Урок-путешествие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"....
Урок-путешествие "London\'s sights" "Лондонские достопримечательности". 7-й класс
Урок-путешествие ...
Урок-путешествие по теме "Рельеф суши.Равнины" в 6 классе
Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Рельеф суши.Равнины" с сценарием урока, маршрутным листом для работы учащихся на уроке и с презентацией к уроку в двух частях....
Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс
В общей системе уроков по разделу данный урок представляет урок-повторение и обобщение. В структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...
Урок "Путешествие в Гамбург" по УМК "Вундеркинды" для 6 класса
Активизация и расширение лексического запаса, ознаомительное чтение, расширение и закрепление страноведческих знаний в игре - интересное путешествие в Гамбург с "Вундеркиндами"!...