Этапность современного комбинированного урока, отвечающего требованиям ФГОС
статья по русскому языку

Яук Наталья Васильевна

Как организовать учебную деятельность на уроке, чтобы заинтересовать ребят, сделать урок творческим и увлекательным? Использование интерактивной технологии на уроке поможет вовлечь каждого учащегося в учебный процесс. Я предлагаю один из вариантов проведения современного урока, который состоит из пяти этапов. На каждый этап ставится определённая задача и отводится определённое  время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Яук Наталья Васильевна,

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                           

Этапность современного  комбинированного урока, отвечающего   требованиям  ФГОС

Как организовать учебную деятельность на уроке, чтобы заинтересовать ребят, сделать урок творческим и увлекательным? Использование интерактивной технологии на уроке поможет вовлечь каждого учащегося в учебный процесс. Я предлагаю один из вариантов проведения современного урока, который состоит из пяти этапов. На каждый этап ставится определённая задача и отводится определённое  время.

1этап. Экспозиция (5минут) - организационная и мотивационно - целевая часть урока. На данном этапе учитель сообщает или вместе с учащимися формулирует цель, тему/проблему урока, план, знакомит с критериями, по которым будет оцениваться работа на уроке, или вместе с учащимися разрабатывает критерии. На этапе экспозиция ставится задача: формирование мотивационно - целевой базы урока.

Учащихся можно спросить : «Что вы ожидаете от урока?»

На данном этапе возможно использовать активный  метод обучения «Дерево ожиданий». Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока детям раздаются заготовленные яблоки. На них учащиеся пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. По мере того как ожидания будут исполняться, то есть яблоки будут созревать, можно их снимать и «собирать» в корзину. Хочу предложить ещё один метод «Ладошка». Ребятам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальчике нужно написать ответ на вопрос: «Что я ожидаю от урока?» В конце урока учащиеся выясняют, какие ожидания сбылись, а какие - нет. Почему? Остановлюсь ещё на таком методе, как метод «Осенний сад» Ребятам раздаются листочки зелёного и оранжевого цветов. На зелёных ребята пишут ожидания от урока, на оранжевых - опасения. Затем приклеивают свои листочки на соответствующее дерево. В течение урока ребята снимают листья (если сбылись их ожидания или не оправдались опасения). В конце урока видно, какое дерево «облетело», а какие листья остались. Выясняется: Почему?

  1. этап. Презентация нового (12 минут)

На данном этапе учитель объясняет новый материал (возможна лекция) или создаёт условия для самостоятельного поиска информации. Задача на данном этапе – знакомство с новым материалом. Возможна индивидуальная, парная, групповая работа. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки:

  • объединить рядом сидящих учеников;
  •  попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек);
  • попросить обучающихся еще до урока, например, через Интернет сформировать мини-команды по определенному признаку.

Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, конкретных задач урока.        

3 этап. Проработка нового (20 минут)

Цель работы на данном этапе – закрепить материал, с которым познакомились в начале урока. Проработку нового материала можно организовать в группах. Предлагаю учащимся карточки с вопросами, ребята распределяют задания в группе самостоятельно, готовят ответы и представляют свою работу одноклассникам, которые их внимательно выслушивают, добавляют их ответы или исправляют недочёты.

Ещё один из вариантов проработки нового материала. Формируются группы первичного  состава. После определённой проделанной работы  учитель предлагает организовать группы вторичного состава. Учащимся предлагаются карточки различных цветов. Дети берут карточку, цвет которой им нравится. Предлагается столько карточек различных цветов, сколько планируется групп. Каждая группа получает задание и готовит свой вопрос. Важно, чтобы каждый ребёнок был задействован в работе. В группе учащиеся распределяют задания самостоятельно. Ребята готовят свой вопрос, затем в группе прослушивают друг друга, дополняют ответы. После проделанной работы учащиеся возвращаются в первичные группы, и каждый из учащихся рассказывает материал, который обсуждался в группе вторичного состава. В результате все принимают участие в работе урока  и происходит целостное осмысление материала.

Проработку нового материала можно организовать в виде экскурсии. Группам даётся общее задание, далее группы распределяются по станциям. На каждой станции  расположен лист большого формата с записанными на нем заданиями по теме. Учитель ставит задачу группам: записать на листе результаты своих исследований. В течение 10 минут учащиеся работают в группах, затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей станции. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 5 минут. Затем следующий переход к новой станции,  и в течение пяти минут ребята знакомятся с имеющимися записями и добавляют собственные результаты своей работы.

После анализа записанного материала ребята делают друг другу замечания, добавляют ответы и оценивают работу. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта. Учащиеся осуществляют  самостоятельный поиск информации. Они могут воспользоваться ресурсами Интернет , обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться другими источниками.

4 этап. Контроль, оценка, рефлексия (5 минут)

Учитель контролирует усвоение и применение нового материала, оценивает уровень овладения новым материалом, выясняет, оправдались ли ожидания учащихся (возвращаемся к методам, предложенным в начале урока).

Ребята оценивают свою деятельность по критериям, которые были предложены в начале урока.

 Можно предложить следующий вид рефлексии: продолжите предложения.

  1. На занятии для меня было важно... 2. Занятие помогло задуматься о...  3. Я научился... 4. К моим достижениям можно отнести...

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  Я научился... . 2. У меня получилось ... . 3. Я смог... .

5 этап. Организационно - связующий момент (3 минуты)

Учитель предлагает домашнее задание и объясняет его. Желательно, чтобы задания были разноуровневые и учащихся был выбор. Домашняя работа может быть направлена на закрепление и применение изученного на уроке или предварять новый урок. Дома учащиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом и выполняют домашнюю работу.  

                                      Использованные источники

  1. Структурные элементы учебного занятия (Т.М. Шамова и др.),  - Интернет – источники
  2. Копилочка активных методов обучения, - И.А. Арефьева, Т.В, Лазарев, Международный Институт Развития «ЭкоПро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?"

Цель:1.Продолжать знакомить учащихся со словами – действиями, отвечающими на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Учить выделять слова – действия из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с тер...

Приёмы педагогической техники при конструировании урока, отвечающего требованиям ФГОС ООО

Материал будет полезен педагогам, работающим по ФГОС. Подобраны приёмы для использования на разных этапах урока....

Предмет "Основы грамоты и письмо". Тема урока: «Слова - предметы, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это?»

Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих названия предметов....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса на тему "Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что?"

Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса с умственной отсталостью легкой степени...