Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС (статья)
статья по русскому языку по теме
В статье собраны и систематизированы материалы по данной теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы «МБОУ лицея № 185» Октябрьского района города Новосибирска, Квитка Марианны Борисовны)
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, игровая деятельность
Новосибирск
2015
В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся 5 класса входят в период адаптации после начальной школы, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбираю материал, планирую уроки, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Считаю, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Л.Н.Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». В своей работе опираюсь на то, что главная задача школы - не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», - говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаю элементы новизны на уроке; использую различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяю ИКТ; подбираю содержание дидактического материала; применяю элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, по моему мнению, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализую требования к современному уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников среднего звена считаю использование игровой технологии. Я ставлю перед собой следующие задачи:
- создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность
- формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяемые в учебном процессе определенные дидактические навыки
- научить школьников:
-целеполаганию и планированию деятельности;
-поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
-практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
-самоанализу и рефлексии.
Решению этих задач способствует применение игровой технологии на уроках русского языка. Я использую игру как вид деятельности на уроке, т.е. в качестве его фрагмента. Как нетрадиционную форму организации учебного процесса, т.е. в качестве технологии урока; а также технологии внеклассной работы.
Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:
-игра является средством повышения интереса к предмету;
-является средством обучения (решает дидактические задачи);
-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся;
Л.В.Петрановская считает, что игра – это метод, словно специально созданный для развития творческих способностей. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, способен творить и познавать в творчестве. М.Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира». Поэтому игра признается не забавой для ребенка, а эффективным средством активизации учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы и, конечно, повышению интереса ребенка к уроку. С другой стороны, эти игры решают определенную дидактическую задачу: изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного, формирования учебных умений и навыков.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята могут выступать в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей, и даже продавцов (урок-игра «Магазин слов»).
Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст можно преподнести с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Так, например, урок-путешествие «Мастерская суффиксов». В начале урока ставится дидактическая цель в игровой форме (будем путешествовать и искать ответы на вопросы), в ходе урока выполняются упражнения по определенным правилам игры (путешествуем по улицам и заселяем пустые домики суффиксами, параллельно формулируя их значения и приводя примеры). Каждое задание выполняется по группам, внося элемент соревновательности, затем подсчитываются баллы для каждой группы и подводятся итоги. В конце занятия отвечаем на вопросы, поставленные в начале игры. Таким образом, дети в процессе игры сами добывают знания, они учатся целеполаганию, поиску информации, обращаясь к учебнику, к своему опыту, и в конце урока, подводя итоги, учатся самоанализу и рефлексии.
Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении русскому языку:
- Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:
- Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
- Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.
Существует несколько классификаций игр. Я применяю игры-головоломки, или словесные игры в качестве элементов урока. Такие игровые задания широко представлены в рабочей тетради Богдановой, а также я пользуюсь дополнительными источниками, занимательным дидактическим материалом, который готовлю в распечатанном виде, либо в презентации на экране с помощью компьютера. При изучении фонетики активно использую словесные игры. Метаграммы («Кто больше?», «Превращения», «Составь слово», «Бестолковый словарь») развивают внимание, учат вчитываться в слово. Палиндромы («Слова наоборот», «Предложения наоборот», «Рачьи стихи») прививают интерес к творчеству, анаграммы обогащают словарный запас, развивают чувство юмора. Игры «Четвертое лишнее», «Кто больше?» (Приложение 4) можно применять при изучении любого раздела языка, игра «Составь слово» при повторении и изучении словообразования и фонетики. В разделе Лексика для закрепления понятий "омонимы" и "многозначные слова" использую следующие игровые задания. Надо отгадать омоним по определению значений. Учащиеся дают определения так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову глава можно дать определения: старинное название одной из частей человеческого тела, бывает в коллективе, есть в романе и в учебнике. С омонимами составляем загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например, Когда лошадь покупают, какая она бывает? Играем разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), дорогой (любимый – имеющий высокую цену) и т.п. Закреплению знаний по орфографии способствует игра «Найди пару». На доске столбиком записаны слова с разными орфограммами. Затем зачитываются другие слова, а учащиеся записывают их напротив слов на такое же правило. Эта игра помогает развивать аналитические способности, формировать орфографическую зоркость. Очень любят дети разгадывать ребусы и составлять сами. Особый эффект дает ребус, если зашифровать в него словарное слово или термин. Разгадав такой ребус, ученики лучше запомнят написание слов. Шарады немного похожи на ребусы, они помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное. Интерес вызывает не только отгадывание шарад, но и их составление. Для этого группам (командам) заранее предлагается найти в словаре пять слов, которые можно разделить на значимые части. На уроке команды коллективно сочиняют шарады и загадывают их соперникам. Более сложный вид шарад, логогриф, используется реже и, как правило, разбирается вместе с детьми подробнее. Самая популярная игра – это кроссворд. Я использую кроссворды на уроках-праздниках в завершение изучения раздела. Составляются кроссворды из словарных слов, слов на изученные орфограммы, а также из терминов и понятий изученной темы. Они помогают расширить словарный запас и приучают детей к самостоятельной работе с толковыми словарями.
Ролевые, сюжетные игры использую в качестве целого занятия. Для учащихся среднего звена чаще использую сюжетные игры. В подготовке таких уроков активное участие принимают дети: помогают изготовить реквизит для занятия (карты, портреты, гербы…), составляют кроссворды, сочиняют грамматические сказки, готовятся выполнять определенные роли. Например, урок-путешествие «Мастерская суффиксов», урок «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания», урок-соревнование при повторении темы «Морфемика», уроки «Праздник Имени Существительного», «Праздник Имени Прилагательного» и т.п. Урок - ролевая игра «Магазин слов» интересен тем, что в нем используется коммуникативная ситуация. И в процессе подготовки активно участвуют дети. Учитель играет роль организатора учебной деятельности. Ученики как бы сами добывают знания. Использую игры Л.Петрановской: «Классификация», «Сравнения», «Автопортрет», «Сериал».
Игровая деятельность предполагает различные формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Эти формы организации учебной деятельности способствуют формированию коммуникативных навыков, дискуссионной культуры учащихся, диалогизации учебного процесса. Групповая работа, или обучение в сотрудничестве — это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.
Компьютерная поддержка уроков русского языка органически включается в систему традиционных средств обучения, создает комфортные эмоционально-психологические условия для обучения, повышает уровень наглядности, вызывает интерес учащихся на уроке, а также позволяет экономить время. Так, в 5 классе при изучении темы «Спряжение глагола», я использовала как фрагмент урока слайд-программу «Сказку о спряжении», которую составляла в занимательной форме, с использованием таблиц и заданий для учащихся. Такая форма объяснения нового материала вызывает оживление учащихся, а значит и более качественное его усвоение.
Для осуществления обратной связи и объективного контроля в структуре урока учитываю возможность использования разных видов текущих проверочных и контрольных работ, которые дают возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и в соответствии с полученными результатами корректировать свою работу. В процессе игры контроль и оценка знаний происходит при выполнении конкурсных заданий, письменных работ как индивидуальных, так и групповых. Каждой группе выдается задание, но каждый участник выполняет свою работу, которая впоследствии и оценивается. Конкурсные задания проводятся в виде тестов, творческих работ (написание мини-сочинения на заданную тему), изложений, работ по языковому анализу текста, проведения «удивительных диктантов». Сборник Удивительных Диктантов составляют сами учащиеся. Диктанты могут состоять из словарных слов, из слов-исключений, из слов на определенный вид орфограммы в форме занимательного текста.
Классификации игр.
По времени и условиям проведения (объёму) игры делятся на урок-игру, игру – элемент урока, игру – внеклассное мероприятие.
По особенностям содержания и форм проведения выделяют:
- ролевые (игры-импровизации, деловые игры)
- сюжетные (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-праздник)
- имитационные
- игры-драматизации
- настольные игры (лото, домино)
- игры-головоломки, или словесные игры (ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы, метаграммы, палиндромы, шарады, логогрифы)
- предметные
По количеству участников игры – парные, групповые, общеклассные.
По доминирующему признаку – развивающие: восприятие, мышление, познавательные интересы, внимание.
Классификация игр Л. Петрановской, в которой игры объединены в группы в соответствии с общей методической целью – развитием определенной грани способностей.
- учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
- комбинаторные – играющий работает с материальной стороной языкового знака (слова). Требуются умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, эти игры существенно активизируют словарный запас. (гибриды);
- аналитические – игры, развивающие аналитическое мышление, помогают приобрести навык логического анализа, научающие видеть закономерности, общность и развитие, причину и следствие (классификация);
- ассоциативные – обращаются к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намёка (сравнения);
- контекстные – привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивают способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот, передавать информацию разными способами (автопортрет);
- языковые – эксперименты с языковыми единицами и закономерностями (шифр);
- творческие задания – задания на сочинительство с соблюдением некоторых условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности в использовании средств языка, а также способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу (сериал).
Урок-путешествие «Мастерская суффиксов»
План урока и задания выдаются учащимся.
План урока
Цель нашего урока – совершить путешествие по городу суффиксов и найти ответы на следующие вопросы:
На какие группы можно разделить суффиксы по значению?
Какова роль суффиксов в слове? Для чего необходимо знать значения суффиксов?
Какова роль суффиксов в речи?
I Путешествие по городу Суффиксов
- Решение загадки, чтобы попасть в город Суффиксов
- Улица суффиксов-тружеников
- Улица уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов
- Улица суффиксов, обозначающих людей по месту жительства
- Улица суффиксов со значением «детеныш животного»
- Улица многозначных суффиксов
- Главная площадь суффиксов
II Поработаем вместе с суффиксами
Упражнения, игры
III Подводим итоги
Ход урока
Учащиеся заранее делятся на группы. Одна из групп готовит карту путешествия. Каждое задание обсуждается в группе, а затем предлагается вариант ответа классу. Все вместе заполняем пустые домики суффиксами.
I Путешествие по городу Суффиксов. (маршрутный лист)
- Решение загадки, чтобы попасть в город Суффиксов
На пути к городу разрушился мостик через овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, по другую слова. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться
-к-, -ик-, -онк-, -ник-, -чик-, -еньк-, -ищ-
река, путь, рука, диван, огурец, заяц, летать, лесной, паркет
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Суффиксы потерялись, заблудились. Давайте поможем им найти свои домики.
- Улица суффиксов-тружеников. Пятиклассники записывают суффиксы и приводят примеры слов с ними.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Улица уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Улица суффиксов, обозначающих людей по месту жительства
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Улица суффиксов со значением «детеныш животного»
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Улица многозначных суффиксов
→ человек: аптекарь, _________________________________________
-арь(□)
→ предмет: букварь. _________________________________________
→ человек: ________________________________________________
-ист(□)
→ признак: _______________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
(трубочист, душистый, солист, землистый, гористый, лучистый, тракторист, гитарист, виолончелист, горнист, журналист, породистый)
-к(□) | → уменьшит.-ласкат.: ручка (ребенка)________________________ → человек: внучка, ________________________________________
→ предмет: чашка, _______________________________________ |
Учебник упр. 181,179
-чик(□) | → уменьшит.-ласкат.: колокольчик, ______________________ → человек: грузчик, ____________________________________
→ предмет: счетчик, ___________________________________ |
- Главная площадь суффиксов
На площади обычно устраивают праздники. Мы сегодня очень порадовали суффиксы своей работой, ведь они тоже очень любят трудиться. Как работают суффиксы? Что они делают?
Закончите предложения:
С помощью суффиксов образуются ___________________________________________ , а также ________________________________________________________________
Нам нужно знать значения суффиксов, чтобы наша речь стала ___________________________________________________________
Познакомьтесь с приведенной ниже таблицей.
Какие суффиксы мы еще не встретили?
Суффикс | значение | часть речи | примеры |
-ец- | 1. человек; тот, кто… 2. уменьшительно-ласкательное | сущ. Сущ. | Кавказец морозец |
-изн- | отвлеченное | сущ. | Желтизна |
-ик- | 1. уменьшительно-ласкательное 2. человек; тот, кто… 3. ягода | сущ. Сущ. Сущ. | Столик старик земляника |
-ин- | 1. принадлежность кому-то 2. национальность 3. вид мяса, рыбы | прил. Сущ. Сущ. | Мамин грузин осетрина |
-ист- | 1. человек, его профессия 2.наличие чего-либо в большом количестве | сущ. Прил. | Горнист ветвистый |
-ник- | 1. человек, его профессия 2. помещение | сущ. Сущ. | Дворник цветник |
-оват- | чуть-чуть, немного, слегка | прил. | Кисловатый |
-онок- (-енок-) | детеныш животного, ребенок | сущ. | Львенок, поваренок |
II Поработаем вместе с суффиксами
Задания выполняются командами-группами, после каждого задания подводятся итоги, записывается количество баллов.
- Игра в превращения
Выберите слово и с помощью суффиксов превращайте его в новые слова
______________________________________________________________
- Малыши часто придумывают слова. Много таких примеров можно найти в знаменитой книге К.И.Чуковского «От двух до пяти». Прочитайте отрывки из этой книги, определите, какой морфемной модели соответствует каждое детское слово
Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие.
Я уже намакаронился.
Где лежит соль – это сольница.
Поставьте мне теплометр.
Колоток – это чем колотят.
- Перед вами придуманные детьми слова со уменьшительно-ласкательными значениями. Какие суффиксы принимали участие в образовании новых слов? Какие из этих слов не употребляются в речи?
Нос – носёнок, носик, носок, носичек, носунчик, носушечка.
Лиса – лисичка, лисонька, лиска, лисунечка, лисунюшечка, лисунёчек.
Жираф – жиравёнок, жирёнок, жирафик, жирафлёнок, жирафчик.
Лев – львёнок, левёнок, левчонок, левчик, левик, левичек, львушка, львушечка.
III Подводим итоги
Это занятие рассчитано на 2 урока. В конце занятия обращаемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока, отвечаем на них. Подводим итоги, подсчитывая баллы для команд. Выбираем победителей.
Литература:
Работаю в пятых классах по комплекту учебников:
Русский язык: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений/ (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) - М.: Просвещение, 2012.
Литература: учебник для 5-го класса общеобразоват. учреждений/ (авт.-сост. В.Я. Коровина и др.). - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительно использую:
Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2012.
Дополнительная литература:
В 5 классах при объяснении нового материала использую литературу, в которой занимательность становится ведущим принципом изложения: Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Русский язык. Учебник для 5-го класса. М.: ВЛАДОС, 2001;
На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред. Л.Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996;
Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. М.: ВЛАДОС, 1996.;
Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Здравствуй, Имя Существительное»…;
В.Волина «Игры в рифмы».
Л. Петрановская. Игры на уроках русского языка. Издательство МИРОС МАИК, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-785146-1461470557.jpg)
Приёмы педагогической техники при конструировании урока, отвечающего требованиям ФГОС ООО
Материал будет полезен педагогам, работающим по ФГОС. Подобраны приёмы для использования на разных этапах урока....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-567951-1471883427.jpg)
Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения
статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-693550-1674393356.jpg)
Современный урок и требования ФГОС
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой рас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-598332-1425239310.jpg)
в чем новизна современного урока по требовании ФГОС
конкретно табличным способом приведен пример отличия современного урока от традиционного...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-598332-1425239310.jpg)
в чем новизна современного урока по требовании ФГОС
конкретно табличным способом приведен пример отличия современного урока от традиционного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-504822-1414000969.jpg)
статья "Современный урок математики: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе"
в статье описан современный урок математики по требованиям ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393344-1390974753.jpg)
Этапность современного комбинированного урока, отвечающего требованиям ФГОС
Как организовать учебную деятельность на уроке, чтобы заинтересовать ребят, сделать урок творческим и увлекательным? Использование интерактивной технологии на уроке поможет вовлечь каждого учащегося в...