Урок по теме "Морфологический разбор частицы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 876.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 имени Николая Косникова»
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
по теме
«Морфологический разбор частицы»
Учитель:
Петренко Ирина Валерьевна
г.Биробиджан, 2024 г.
Тема урока: Морфологический разбор частиц
Класс: 7 класс
УМК: линия УМК по русскому языку Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Продолжительность урока: 45 минут
Номер урока в данной теме: 1
Тип урока: освоение нового материала
Цели урока:
1) знакомство учащихся с порядком морфологического разбора частиц, обобщить знания об изученных признаках частицы как части речи;
2) формирование умения выполнять морфологический разбор частицы;
3) воспитание любви, бережного отношения к родной природе.
Ход урока.
1. Приветствие.
#1047;агадка.
Я не самостоятельна, |
Этап повторения.
Беседа.
- Что такое частица?
- Какие разряды частиц существуют?
- Расскажите о классификации частиц
а) по составу (простые и составные)
б) по происхождению (производные и непроизводные)
- Какова синтаксическая роль частиц?
Слово учителя.
- Мы обладаем достаточными знаниями, чтобы полностью охарактеризовать частицу как часть речи. А как называется полная грамматическая характеристика слова как части речи? (Морфологический разбор) Итак, тема нашего урока - …..«Морфологический разбор частиц» (Запись темы)
-Цель урока?
1. Знакомство с планом морфологического разбора.
2. Отработка навыков выполнения морфологического разбора.
3. Повторение и закрепление темы «Частицы»
4. Отработка навыков синт, морфол. разборов, орфографического анализа. (дети идут к доске.- синт, морф, орфогр. анализ)
1. Какие еще служебные части речи нам известны? Что вы о них знаете?
1. Синтаксический и морфологический разбор.
Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив3 прозрачные ушки4.
#1054;рфографический и пунктуационный анализ.
Почему мы все реже и реже восхищаемся полевым цветком, р_стущим у дорог_ , апрельским тума_ным и бе_звучным дождем, кленов_ми листьями, вмер_шими в речной лед - теми чудесами, которые не/перестали быть чудесами?
Найдите в предложениях служебные части речи, определите их роль:
Задание: выписать предлоги, союзы, частицы. Определить роль частиц
#1055;оследний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.2. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то плывёт, не то тает. .3. Безветрие, теплынь... воздух — молоко парное! 4. Глубокий, но пологий овраг. 5. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. 6. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. 7. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.
Образец: 1. На — предлог.
(1. На — предлог. 2. Лишь — частица (ограничение); на — предлог; не то...не то — союз. 3 --. 4. Но — союз. 5. По — предлог; в — предлог. 6. По — предлог; на — предлог, словно — частица (сравн.), сквозь - предлог.7. На — предлог; и — союз.)
Этап изучения нового материала.
Морфологический разбор частиц — работа с учебником стр.172-173.
Задание: заполнить пропуски в морфологическом разборе частиц (ИГРА - ПАЗЛЫ)
Вам БЫ в лесники пойти. Бы — _____________. 1 Служит для образования условного наклонения глагола "пойти". 2. Формообразующая, производная, простая. 3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - пойти бы. | Дождь к утру НЕ перестал. Не — частица. 1. Служит для выражения отрицания при глаголе "перестал". 2. Смыслоразличительная - отрицательная, непроизводная, __________________. 3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - не перестал. | ДАВАЙТЕ посадим у крыльца сирень. Давайте — частица 1. Служит для образования повелительного наклонения глагола "говорить". 2. __________________, производная, _______. 3. Не является членом предложения, но входит в состав _____________ - давайте посадим. |
ВОТ И кончилось наше лето. Вот и - частица #1057;лужит для выражения указания на явление. 2. ______________ - указательная, непроизводная ВОТ и производная И, составная. 3. Не является членом предложения. | Сегодня солнце светило БОЛЕЕ ярко... Более — частица. 1. Служит для образования составной формы сравнительной степени наречия. 2. __________________, производная, простая. 3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства — более ярко. | КАК снега нет!? КАК — частица. 1. Служит для выражения эмоций. 2. Смысловая - восклицательная, производная, _________________. 3. Не является членом предложения. |
Физминутка: прослушать песни, найти в них частицы
Песни
1. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам
А вода по асфальту рекой
И неясно прохожим в этот день непогожий
Почему я веселый такой. (Пусть)
2. Счастье вдруг в тишине постучалось в двери
Неужель ты ко мне
Верю и не верю…(неужель, не)
3. Этот закон давно известен:
Неинтересен мир без песен,
Но, если даже дождь идет с утра
Надо, чтоб люди точно знали:
Нет оснований для печали,
Завтра все будет лучше, чем вчера….(даже)
4. Призрачно все в это мире бушующем,
Есть только миг — за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь… (только, именно)
Выполнить задание под цифрой.
Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть3 ещё немного посохнет на припёке, а там и в сарай!
Пусть — частица.
1. Служит для образования повелительного наклонения глагола "посохнет".
2. Формообраз., производная, простая.
3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого — пусть посохнет.
Работа с текстом.
1. Определить тип и стиль текста. (Описание, художественный)
2. Определите основную мысль текста. (Как прекрасен лес после дождя)
3. Найти в тексте частицы, выполнить их морфологический разбор. (Только, не,)
Лес весь сверкал, переливался разноцветными весёлыми звёздочками, каждый листок, каждая травинка и мшинка блестела, улыбалась капельными глазками — солнце ещё только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами.
Работа с иллюстрацией. Составить предложения по картине, используя в них частицы.
Определить разряд выделенной частицы, ее функцию, синтаксическую роль:
1. Байкал — самое глубокое озеро. (Формообразующая, образование превосходной составной степени прилагательного, входит в состав определения)
2. Левый берег менее крутой. (Формообразующая, образование сравнительной составной степени прилагательного, входит в состав сказуемого )
3. Река потекла более уверенно. (Формообразующая, образование сравнительной составной степени наречия, входит в состав обстоятельства.)
4. Гепард - самое быстрое животное в мире. (Формообразующая, образование превосходной составной степени прилагательного, входит в состав определения)
Рефлексия:
Сегодня я узнал….
Было интересно….
Было сложно…
Я научился…
Домашнее задание:
Придумать задания по теме «Морфологический разбор частицы» или
выполнить упражнение 427.
Приложение
Вам БЫ в лесники пойти. Бы — _____________. 1 Служит для образования условного наклонения глагола "пойти". 2. Формообразующая, производная, простая. 3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - пойти бы. | Дождь к утру НЕ перестал. Не — частица. 1. Служит для выражения отрицания при глаголе "перестал". 2. Смыслоразличительная - отрицательная, непроизводная, __________________. 3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - не перестал. | ДАВАЙТЕ посадим у крыльца сирень. Давайте — частица 1. Служит для образования повелительного наклонения глагола "говорить". 2. __________________, производная, _______. 3. Не является членом предложения, но входит в состав _____________ - давайте посадим. |
ВОТ И кончилось наше лето. Вот и - частица #1057;лужит для выражения указания на явление. 2. ______________ - указательная, непроизводная ВОТ и производная И, составная. 3. Не является членом предложения. | Сегодня солнце светило БОЛЕЕ ярко... Более — частица. 1. Служит для образования составной формы сравнительной степени наречия. 2. __________________, производная, простая. 3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства — более ярко. | КАК снега нет!? КАК — частица. 1. Служит для выражения эмоций. 2. Смысловая - восклицательная, производная, _________________. 3. Не является членом предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование урока в 7 классе по теме «Морфологический разбор частицы».
Урок проводится после изучения темы "Частицы". Цель урока: познакомить с порядком разбора частицы, формировать умение определять грамматические признаки частицы как служебной части речи, способствоват...
Урок - исследование по теме "Частица"
Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.Обогащение...
презентация к уроку Экспериментальные методы исследования частиц
презентация к уроку Экспериментальные методы исследования частиц...
Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....
конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.
Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...
Морфологический разбор частиц
7 класс...