Урок по теме "Морфологический разбор частицы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Петренко Ирина Валерьевна
Урок изучения нового материала для 7 класса по теме "Морфологический разбор частицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока876.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени Николая Косникова»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

по теме

«Морфологический разбор частицы»

Учитель:

Петренко Ирина Валерьевна

г.Биробиджан, 2024 г.

Тема урока: Морфологический разбор частиц

Класс: 7 класс

УМК: линия УМК по русскому языку Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Продолжительность урока: 45 минут

Номер урока в данной теме: 1

Тип урока: освоение нового материала

Цели урока:

1) знакомство учащихся с порядком морфологического разбора частиц, обобщить знания об изученных признаках частицы как части речи;

2) формирование умения выполнять морфологический разбор частицы;

3) воспитание любви, бережного отношения к родной природе.

Ход урока.

1. Приветствие.

#1047;агадка.

Я не самостоятельна,
Но очень обаятельна.
Не болтай и не вертись,
Не мешай и не крутись.
Разве можно так кричать?
Уж не лучше ль помолчать?
И откуда ж этот шум?
Лучше б взялись вы за ум!
Предлога младшая сестрица,
Называюсь я ...(частица).

Этап повторения.

Беседа.

- Что такое частица?

- Какие разряды частиц существуют?

- Расскажите о классификации частиц

а) по составу (простые и составные)

б) по происхождению (производные и непроизводные)

- Какова синтаксическая роль частиц?

Слово учителя.

- Мы обладаем достаточными знаниями, чтобы полностью охарактеризовать частицу как часть речи. А как называется полная грамматическая характеристика слова как части речи? (Морфологический разбор) Итак, тема нашего урока - …..«Морфологический разбор частиц» (Запись темы)

-Цель урока?

1. Знакомство с планом морфологического разбора.

2. Отработка навыков выполнения морфологического разбора.

3. Повторение и закрепление темы «Частицы»

4. Отработка навыков синт, морфол. разборов, орфографического анализа. (дети идут к доске.- синт, морф, орфогр. анализ)

1. Какие еще служебные части речи нам известны? Что вы о них знаете?

1. Синтаксический и морфологический разбор.

Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив3 прозрачные ушки4.

#1054;рфографический и пунктуационный анализ.

Почему мы все реже и реже восхищаемся полевым цветком, р_стущим у дорог_ , апрельским тума_ным и бе_звучным дождем, кленов_ми листьями, вмер_шими в речной лед - теми чудесами, которые не/перестали быть чудесами?

Найдите в предложениях служебные части речи, определите их роль:

Задание: выписать предлоги, союзы, частицы. Определить роль частиц

#1055;оследний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.2. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то плывёт, не то тает. .3. Безветрие, теплынь... воздух — молоко парное! 4. Глубокий, но пологий овраг. 5. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. 6. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. 7. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.

Образец: 1. На — предлог.

(1. На — предлог. 2. Лишь — частица (ограничение); на — предлог; не то...не то — союз. 3 --. 4. Но — союз. 5. По — предлог; в — предлог. 6. По — предлог; на — предлог, словно — частица (сравн.), сквозь - предлог.7. На — предлог; и — союз.)

Этап изучения нового материала.

Морфологический разбор частиц — работа с учебником стр.172-173.

Задание: заполнить пропуски в морфологическом разборе частиц (ИГРА - ПАЗЛЫ)

Вам БЫ в лесники пойти.

Бы — _____________.

1 Служит для образования условного наклонения глагола "пойти".

2. Формообразующая, производная, простая.

3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - пойти бы.

Дождь к утру НЕ перестал.

Не — частица.

1. Служит для выражения отрицания при глаголе "перестал".

2. Смыслоразличительная - отрицательная, непроизводная, __________________.

3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - не перестал.

ДАВАЙТЕ посадим у крыльца сирень.

Давайте — частица

1. Служит для образования повелительного наклонения глагола "говорить".

2. __________________, производная, _______.

3. Не является членом предложения, но входит в состав _____________ - давайте посадим.

ВОТ И кончилось наше лето.

Вот и - частица

#1057;лужит для выражения указания на явление.

2. ______________ - указательная, непроизводная ВОТ и производная И, составная.

3. Не является членом предложения.

Сегодня солнце светило БОЛЕЕ ярко...

Более — частица.

1. Служит для образования составной формы сравнительной степени наречия.

2. __________________, производная, простая.

3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства — более ярко.

КАК снега нет!?

КАК — частица.

1. Служит для выражения эмоций.

2. Смысловая - восклицательная, производная, _________________.

3. Не является членом предложения.

Физминутка: прослушать песни, найти в них частицы

Песни

1. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам

А вода по асфальту рекой

И неясно прохожим в этот день непогожий

Почему я веселый такой. (Пусть)

2. Счастье вдруг в тишине постучалось в двери

Неужель ты ко мне

Верю и не верю…(неужель, не)

3. Этот закон давно известен:

Неинтересен мир без песен,

Но, если даже дождь идет с утра

Надо, чтоб люди точно знали:

Нет оснований для печали,

Завтра все будет лучше, чем вчера….(даже)

4. Призрачно все в это мире бушующем,

Есть только миг — за него и держись,

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь… (только, именно)

Выполнить задание под цифрой.

Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть3 ещё немного посохнет на припёке, а там и в сарай!

Пусть — частица.

1. Служит для образования повелительного наклонения глагола "посохнет".

2. Формообраз., производная, простая.

3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого — пусть посохнет.

Работа с текстом.

1. Определить тип и стиль текста. (Описание, художественный)

2. Определите основную мысль текста. (Как прекрасен лес после дождя)

3. Найти в тексте частицы, выполнить их морфологический разбор. (Только, не,)

Лес весь сверкал, переливался разноцветными весёлыми звёздочками, каждый листок, каждая травинка и мшинка блестела, улыбалась капельными глазками — солнце ещё только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами.

Работа с иллюстрацией. Составить предложения по картине, используя в них частицы.

Определить разряд выделенной частицы, ее функцию, синтаксическую роль:

1. Байкал — самое глубокое озеро. (Формообразующая, образование превосходной составной степени прилагательного, входит в состав определения)

2. Левый берег менее крутой. (Формообразующая, образование сравнительной составной степени прилагательного, входит в состав сказуемого )

3. Река потекла более уверенно. (Формообразующая, образование сравнительной составной степени наречия, входит в состав обстоятельства.)

4. Гепард - самое быстрое животное в мире. (Формообразующая, образование превосходной составной степени прилагательного, входит в состав определения)

Рефлексия:

Сегодня я узнал….

Было интересно….

Было сложно…

Я научился…

Домашнее задание:

Придумать задания по теме «Морфологический разбор частицы» или

выполнить упражнение 427.

Приложение

Вам БЫ в лесники пойти.

Бы — _____________.

1 Служит для образования условного наклонения глагола "пойти".

2. Формообразующая, производная, простая.

3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - пойти бы.

Дождь к утру НЕ перестал.

Не — частица.

1. Служит для выражения отрицания при глаголе "перестал".

2. Смыслоразличительная - отрицательная, непроизводная, __________________.

3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого - не перестал.

ДАВАЙТЕ посадим у крыльца сирень.

Давайте — частица

1. Служит для образования повелительного наклонения глагола "говорить".

2. __________________, производная, _______.

3. Не является членом предложения, но входит в состав _____________ - давайте посадим.

ВОТ И кончилось наше лето.

Вот и - частица

#1057;лужит для выражения указания на явление.

2. ______________ - указательная, непроизводная ВОТ и производная И, составная.

3. Не является членом предложения.

Сегодня солнце светило БОЛЕЕ ярко...

Более — частица.

1. Служит для образования составной формы сравнительной степени наречия.

2. __________________, производная, простая.

3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства — более ярко.

КАК снега нет!?

КАК — частица.

1. Служит для выражения эмоций.

2. Смысловая - восклицательная, производная, _________________.

3. Не является членом предложения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование урока в 7 классе по теме «Морфологический разбор частицы».

Урок проводится после изучения темы "Частицы". Цель урока: познакомить с порядком разбора частицы, формировать умение определять грамматические признаки частицы как служебной части речи, способствоват...

Урок - исследование по теме "Частица"

Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.Обогащение...

презентация к уроку Экспериментальные методы исследования частиц

презентация к уроку Экспериментальные методы исследования частиц...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.

Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...