"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Афанасьева Татьяна Александровна

Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан

«Морфологический разбор частиц»

Урок русского языка в 7 классе

                                             

                                                       

      Разработала учитель

      русского языка и литературы

      первой квалификационной       категории

      Афанасьева Татьяна Александровна

Лаишево

 «Морфологический разбор частиц»

Цели: 

1) познакомить с порядком морфологического разбора частиц, обобщить знания об изученных признаках частицы как части речи;

2) формировать умение делать морфологический разбор частицы;

3) развивать способности к анализу, умение сравнивать, комментировать;

          4) воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 1, 2)
  2. Актуализация прежних знаний.

1) Фронтальная работа. (Слайд № 3)

- На какие группы делятся все части речи?

- Назовите служебные части речи.

- Что такое частица?

- На какие разряды делятся все частицы?

- Приведите примеры формообразующих частиц.

- Приведите примеры смысловых частиц.

- Приведите примеры отрицательных частиц.

               

2)  Распределительный диктант.

 - Запишите частицы в три столбика, соответственно разрядов.

Пусть, же, бы, ли, только, не, ведь, самый, вот, едва ли, менее, ни, все-таки.

- Какая орфограмма встретилась вам? (Частица все-таки пишется через дефис)

               

3) Самопроверка. (Слайд № 4)

4) Упражнение на распознавание частиц.

- Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя попущенные буквы. Найдите в тексте частицы и заключите их в прямоугольники. «Неужели кто(то) считает спорт ненужным занятием? Я не согласен с этой точ(?)кой зрения и даже готов доказать, что спорт – это …дорово. Я (не)могу себе пре…ставить, как можно прож…ть без спорта. Ведь спорт – это замечательно. Трудно пре…ставить, что было(бы), если бы (не)было спорта. Он пом…гает стать бодрым, в…селым и жизнерадос(?)ным. Спорт – это развлечение, равного которому нет. Без спорта жить нельзя!

 (Слайд № 5)

5) Взаимопроверка. (Слайд № 6)

 6) Творческая работа с последующей проверкой.

- Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу частицы.

«___ хорошо  быть здоровым!

___ найдется человек, отрицающий это?

Можно ___ сохранить здоровье?

Что ты посоветовал ___ своим товарищам?

___ каждый выполняет режим дня, делает зарядку, закаляется.

___ надо следовать вредным привычкам:  ___ надо курить, употреблять спиртное.

___ заниматься спортом!» (Слайд № 7, 8)

      III. Работа над новым материалом.

1) Составление плана морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи.

- Из скольких частей состоит план разбора самостоятельных частей речи? (Из трех частей)

- А сколько пунктов мы указываем при разборе предлогов и союзов? Почему? ( Два. Это служебные части речи, и членами предложения они не являются) ( Слайд № 9)

2) Устный морфологический разбор предлога из предложения «Без спорта жить нельзя!» и союза из предложения «Трудно представить, что было бы, если бы не было спорта.»

3) Знакомство с планом морфологического разбора частиц. ( Стр. 78 учебника, слайд № 10)

     IV. Закрепление.

- Разобрать частицы из творческой работы. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

     V. Подведение итогов урока.

     VII. Задание на дом.

-Параграф 66, упражнение 383. (Слайд № 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...