Технологическая карта урока "Суффиксы-великие строители"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Шилова Надежда Романовна

Технологическая карта урока "Суффиксы-великие строители"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_suffiksy-velikie_stroiteli.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель :Шилова Н.Р.

Предмет: русский язык

Класс:5

УМК: ‌Русский язык :5 класс: учебник: в 2 частях : Ладыженская Т.А.Баранов М.Т.  Тростенцова‌ Л.А. 5-е изд. Москва: Просвещение, 2023г.

Тема урока: Суффиксы существительных- великие строители.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемые уровни достижения цели: обосновывает роль суффикса в образовании слов;  различает значения суффиксов;  выделяет суффиксы в словах; образовывает новые слова с помощью суффиксов.

Задачи урока:

Образовательные:  Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме; формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;

Развивающие: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся; развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме; развивать логическое мышление .

Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся средствами урока уверенности в своих силах, чувства взаимопомощи; воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков межличностного общения.

Формируемые УУД:

Предметные: формулирует понятие и рассказывает о роли суффиксов в образовании новых слов; различает значения суффиксов; классифицирует суффиксы по значениям; выделяет суффиксы в словах; приводит пример образования новых слов с помощью суффиксов; сравнивает слова по лексическому значению и составу; обосновывает словообразующую роль суффикса.

Метапредметные: 

Познавательные УУД:

- формулирует ответы на вопросы учителя по изучаемой теме; строит речевые высказывания; учится структурировать   знания; находит языковые примеры  для  иллюстрации изучаемых теоретических понятий;

- проводит сравнение  и классификацию по заданным критериям, строит  рассуждения;  

Регулятивные УУД:

-формулирует тему урока и цель своей деятельности на уроке, осуществляет самоконтроль, оценивает свою деятельность и деятельность сверстников на уроке

- учитывает  выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в совместном сотрудничестве;

Коммуникативные УУД:
- формирует   умения взаимодействовать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Личностные: проявляет стремление к речевому самосовершенствованию;  проявляет положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.

Ресурсы: раздаточный материал, ПК,  презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.Целеполагание  

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”

1.Взгляните на экран:

Строители

 На соседней улице строят новый дом.

Быстро вырастает этаж за этажом.

Трудятся строители весело и дружно.

К сроку им построить дом высокий нужно.

Сколько здесь профессий! Каменщик,маляр,

Крановщик, водитель, грузчик и столяр,

Штукатур и плотник…Всех не сосчитать!

Смогут новоселы в новый дом въезжать.

 

Скажите, какие слова выделены?

Попробуем разобрать несколько слов по составу

А что обозначают суффиксы –щик, тель? (лицо, занимающееся определенным видом деятельности, профессии).

 

Взглянем опять на стихотворение «Строители». Все ли выделенные слова имеют суффиксы? (нет, слова маляр и столяр состоят только из одного корня). С чем это может быть связано? (слова пришли к нам из другого языка)

Столя́р. Казалось бы, чисто русское слово, произведенное от «стол», а ведь не так-то это просто. Оно взято из польского языка, да и польское «stolarz» является калькой немецкого «Tischler» от «Tisch» — «стол».

маляр
Маля́р. Заимствовано из польского, где malarz — «живописец» восходит к немецкому

Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? Свяжите ее с данным стихотворением.

Тема : Суффиксы существительных- великие строители

Цели урока:

сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас.

Включаются в деловой ритм урока.

Предлагают свои варианты ответа.

Два ученика разбирают слова по составу: каменщик, строитель

Наблюдение за ролью суффикса в слове.

Исходя из темы, определяют учебные задачи и цели урока, умения и навыки, необходимые для выполнения практических  упражнений и заданий.

Личностные:

самоопределение, положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные:

Анализ,

осознают познавательную задачу.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

2

Актуализация знаний.

 - А что вы знаете о суффиксах?

 Сами по себе они ничего не значат, лишь только присоединившись к слову, они обретают смысл.

 - Вы хотите больше узнать об этих суффиксах и их значениях?

У имен существительных огромное количество суффиксов. Одни из них образуют множество слов, например –тель,-ник:

воспитатель, истопник(дальше приведите сами примеры и запишите -как можно больше)

А есть и такие, которые образовали несколько слов и больше не работают -ушли на пенсию, например, -ух или –юх: петух, конюх(если сумеете вспомнить еще, будете большими молодцами)

Как называется этот способ словообразования у существительных?

Делают записи в тетради

Называют способ образования существительных.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ,

выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

построение речевого суждения;

выдвигают и объясняют свою точку зрения.

3

 Первичное усвоение новых знаний

 Каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.

1.Организует осмысленное восприятие новой информации.

 У суффикса –тель есть друзья, похожие на него _

-итель и –атель, они склеены из двух суффиксов.

 Как вы думаете какая «смыслиночка» в них скрыта? Подберем слова с этими суффиксами (строитель,читатель).

Можете добавить еще одну «смыслиночку»: это предмет,с помощью которого что-то делают (выключатель, обогреватель).

Вспомните слова с этими суффиксами. Кто больше вспомнит?

Еще один суффикс профессии-арь: звонарь, аптекарь. Новых слов он уже не образует , зато созданные им слова обозначают хорошие, уважаемые профессии.

Задание: Подберите синонимы с суффиксом –арь к словам и словосочетаниям:1)врач. народный целитель,2) работник аптеки,3)хлебопек, 4)средневековый воин,5)работник библиотеки,6) специалист по механической обработке металлических изделий,7) мастер, изготовляющий деревянные бочки.

Запишите найденные вами слова. Будет замечательно, если вы добавите свои слова к этому списку.

Перед вами шутливая задача. Перепишите текст, выделяя суффикс –арь, а потом решите задачу, поставленную автором

 Один поэт, раскрыв словарь,

Стал рифмовать: вратарь ,звонарь,

Аптекарь, рыцарь. секретарь.

А также слесарь, государь,

Библиотекарь, лодырь, пахарь,

И пекарь, виноградарь. знахарь,

Пожалуйста, поспорь с поэтом.

Найди, кто лишний в списке этом.

Задание : Можете ли вы назвать слова с суффиксом –арь, который обозначает не людей, а неодушевленные предметы?

Сначала подумайте сами, а если не справитесь. читайте подсказку.

 Подсказка . Вспомните, по какой книге вы начинали изучать грамотность, и какой книгой вы пользуетесь, читая книгу на иностранном языке.

Предлагают свои  примеры, выдвигают свои гипотезы

Работают в парах, изучают материал

 Делают вывод.

Личностные:

Осознание своих возможностей в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и  используют его в решении учебной задачи.

Познавательные:

анализ, синтез, выбор эффективных способов решения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

разрешение конфликтов,

умение выражать свои мысли.

 строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

4

Физкульминутка

Гимнастика для глаз: по жизни без очков

🡩🡫

⚪⚪

🡭🡭🡬🡬

🡪🡨

1. Выполняют упражнения.

Личностные

Снять напряжение и утомление на уроке.

5

Первичное осмысление и закрепление знаний

Организует выполнение упражнений.

Прочитайте сказку о суффиксе –ёр

Задание : Подсчитайте, сколько слов с суффиксом ёр использовано в этой сказке.

Попробуйте дополнить список слов с этими суффиксами в таблице «Суффиксы-специалисты(профессии)

-тель

-арь

-ёр

- Итак, что мы узнали об этих суффиксах?

 Значит,  какой следующий шаг в нашей работе – познакомиться с другими суффиксами-строителями 

Перед вами суффикс –ник. Проверьте свою наблюдательность и память.

Задание :

  1. Осмотрите мысленно свою квартиру и свою улицу и перечислите все замеченные вами предметы ,в названиях которых есть суффикс ник. Запишите их.
  2. Пройдите по лесу и вспомните названия растений, включающие этот суффикс.
  3. А может вам захотелось что-нибудь съесть, в чем есть это суффикс.
  4. Вспомните людей, которых можно назвать словом с этим суффиксом.

Задание : Замените словосочетания одним словом и запишите их:1) жилище муравьев,2)командир полка,3) человек, живущий с вами в одно время,4)человек на коне,5)служитель церкви,6)человек, живущий в одной стране с вами.7) человек, который все время работает.

Немного этимологии

 Откуда произошло слово мошенник? Мошна-это сумка, кошель, мешочек для денег. А мошенник- карманный воришка, обманщик, жулик.

Прием мнемотехники: Мошенник у труженика украл одно Н.

Следующий суффикс вам предстоит обнаружить самостоятельно. Выпишите из примеров слова с одним суффиксом. Но будьте осторожны! Одно слово-ловушка. Не попадитесь в нее.

 1) А Балда приговаривал с укоризной:

-Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!

2) Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега.

3)Друг! Этот край мой -отчизна!

Задание: Образуйте при помощи этого суффикса существительные от слов: белый, желтый. дорогой, кривой.

 Продолжим путешествие сквозь густые заросли русских суффиксов.

 Много лет назад в журнале «Вокруг света» была опубликована статья «Страусятина на экспорт». В ней рассказывалось о большой ферме страусов.

Всмотритесь в слово «страусятина» и попробуйте в нем найти «ошибкоопасное место».

К сожалению, многие из вас в словах,которые кончаются на

 –ина,-инка пишут Е. А писать надо И, и тут ничего нельзя проверить, только запомнить.

Задание : Ответьте на эти вопросы словами с этими суффиксами1)  Какие сорта мяса вы знаете?2) Как называется каждая штука в куче гороха, в нитке бус?3) Как называется ягода, которая может быть белой, красной или черной?4)Как называется одна штука в куче соломы? 5) Как называется дорожка в лесу? 6) Как будут звать девочку Полю, когда она станет взрослой?

Пожалуй самые ошибкоопасные суффиксы-это –ок/-ёк,-онк/-ёнк,-онок/-ёнок,  которые часто  встречаются  в названиях детенышей

Школьник ,которому задали вопрос, почему в слове слоненок пишется –ёнок,а в слове медвежонок –онок,ответил: «Если животное покрыто шерстью, надо писать- онок,а если не покрыто-ёнок».

А вы как думаете?

Под ударением пишем О, без ударения –Ё

Задание :Напишите, как зовут детенышей  медведя, волка, верблюда, галки, скворца, зайца.

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их взаимопроверку,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.Участие в творческом, познавательном процессе

Регулятивные:

контролируют учебные действия, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение,  доказательство.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения

6

Рефлексия

Организует рефлексию   и самооценку собственной учебной деятельности.

- Что нового открыли на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Что удалось легче всего?  

- Чего добились?

- А теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.

Осуществляют самооценку.

Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик.

Личностные:

приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли: строят небольшие монологические высказывания.

7

Домашнее задание

 Побеседуйте с родителями и составьте «Словарик профессий» с примерами слов, обозначающих род занятий, используя суффиксы.

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.

Дидактический материал к уроку

Сказка о суффиксе Ёр

 Жил-был суффикс Ёр, и работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько специальностей.

Когда надевал черный фрак с белой манишкой, он превращался в важного дирижёра.

Ёр был и ловким жонглёром. Ему подчинялись мячи, тарелки и обручи.

Актером Ёр был превосходным. В помощи гримёра он не  нуждался. так как был искусным мастером.

Иногда ему приходилось быть дублёром. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у  Ёра была отличная, и порой он заменял заболевшего суфлёра.

А часто он вставал на место билетёра и пропускал даже без билетов всех детей, желающих попасть в театр.

Вот такой фантазёр был этот суффикс Ёр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...