Разработка урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

В разработке обощающего урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" содержится план урока, рабочие материалы к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщение.

Цель: обобщить изученные правила по теме; обучать умению формулировать правила, сочинять и находить примеры на них; развивать речь учащихся; формировать умение работать по заданию и комментировать свои действия.

Формы работы:

- путешествие в страну правил (плавание на лодочках);

- устная разминка - по правилам темы;

- работа в таблице "Оцени свои знания и умения";

- пунктуационная работа по применению изученных правил;

- рефлексия.

Ход урока

1. Настрой на урок. Откройте тетради с домашней работой и посмотрите: кто узнал в ней новые сведения? О чем? Я тоже заглянула в словарь самых новых слов и узнала новое из него:
Один ундециллион – это сколько?

Миллион — это 10 в шестой степени (то есть единица с шестью нулями).

Миллиард — 10 в девятой степени.

Триллион — 10 в двенадцатой степени.

Ундециллион — 10 в тридцать шестой степени.

2. Начало работы. Тетради собрать. Проверенные выдать. Посмотрите на свои оценки: кто доволен? Почему не доволен? Что нужно, чтобы повысить оценку?

Какой знак стоит во всех предложениях про числа? (тире). Почему? У нас сегодня обобщающий урок по этой теме. Как он называется? – Тире между подлежащим и сказуемым

Орфографическая работа: записать слова миллион, миллиард, триллион, ундециллион.

3. Стадия погружения в тему: учащимся предлагается оценить себя (знаю ли я правило и умею ли применять его на практике).  Примкнуть к одной из групп:

1-я - знаю правила          2-я - не знаю правил           3-я - кое-что знаю

  Обосновать свою позицию, начав со слов: я знаю правила, потому что...; я не знаю правила, потому что...; я кое-что знаю, ... Попросить ответить 2-3 учеников.

Надо ли эти правила про тире между подлежащим и сказуемым знать? Для чего?

4. Теоретическая разминка. Кто готов по имеющимся примерам рассказать правила, когда тире между подлежащим и сказуемым ставится, а когда не ставится? – 2 ученика идут к доске. Один отбирает предложения, где тире ставится, а второй – где не ставятся, рассказывают правила.

Картинки с видами Санкт-Петербурга имеют свои подписи:

Дворцовая площадь  главная площадь города.
Пройтись по Невскому проспекту значит увидеть Аничков мост.

«Алые паруса» в нашем городе это праздник для выпускников.

Я любитель прогулок по Летнему саду.

Стоящие на Банковском мосту крылатые львы не сфинксы, а грифоны.

Всем задание: записать в тетрадь по 1 предложению с тире между подлежащим и сказуемым и по одному – без тире. Зачитать, сказать правило.

   Какое правило дается легче? Какие есть советы для запоминания? Кто готов с места произнести по 1 правилу, подтвердив его примером?

5. Выбор задания:

На оценку 7-8 (1-я - знаю правила)– работа по карточке (главные члены подчеркнуть, части речи указать, где надо поставить тире)

На оценку 5-6 (3-я - кое-что знаю)– работа с упр. 203: написать предложения с тире по данным картинкам.

Кто затрудняется работать самостоятельно (2-я - не знаю правил), работаем вместе. Записать предложения под диктовку.

  1. Каким правилом объединены эти  2 предложения: Санкт-Петербург – русский портовый город на побережье Балтийского моря. Наш город  - культурный центр страны.
  2. Каким правилом объединены эти 2 предложения: Число жителей – пять с половиной миллионов. Пятнадцать лет – чудесный возраст.
  3. Каким правилом объединены эти 2 предложения: Осень, по-моему, самое красивое время года. Городские старинные здания словно хранители истории.

Кто готов рассказать использованные в предложениях правила?

6. Домашнее задание: упр. 204. Списать, расставляя знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор 14 предложения

7. Веселая минутка со словами словаря В.И.Даля. Как вы думаете, что означают эти слова? Подойти соединить слова с объяснениями

  Гаврик (бездельник, пройдоха)

  Козлодёр (тот, кто очень плохо поет)

  Фуфлыжник (любитель жить за чужой счёт)

  Шепотник (ябеда)

7. Рефлексия

В каком правиле точно не ошибусь? Какое правило смогу объяснить тому, кто на уроке не был?

Нарисуйте смайлик, который подходит к вашей работе на уроке /приклейте наклейку

Дворцовая площадь  главная площадь города.


Пройтись по Невскому проспекту значит увидеть Аничков мост.

«Алые паруса» в нашем городе это праздник для выпускников.

Я любитель прогулок по Летнему саду.

Стоящие на Банковском мосту крылатые львы не сфинксы, а грифоны.

Для самостоятельной работы.

Выделите грамматические основы предложений. Укажите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемые. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. Увы, я не пророк. 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора. 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь. 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги. 5. Я как одинокая птица без гнезда . 6. Писательство не искусство наживы . 7. Критика составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый . 9. Поэт поэту есть кунак . 10. Уже мы больше не рабы . 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль. 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным. 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны. 15. Люди мы самые обычные. 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Красные большие цветы как костры, бабочки как птицы. 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода. 20. Но в такую большую воду плыть это безумство. 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей. 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь. 23. Это их  постоянный приём заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться?

Материал для самопроверки:

  1. Мест.+сущ.       2. Сущ –это пора (сущ.)    3. Инф. – сущ., но инф. – это честь.  

4.Числ. – сущ.   5. Мест. как птица.   6. Сущ. не сущ.   7. Сущ. – сущ.(часть)

8. мест.+ сущ.    9. Сущ. есть сущ.    10. Мест. не сущ. 11. Сущ.словно сущ., и сущ. – сущ.

12. сущ. не сущ.  13.Быть прил – это значит не бывать прил.    14. Сущ. не сущ.

15. сущ. мест. прил.   16. Сущ. как будто сущ.     17. Сущ. как сущ., сущ. как сущ.

18. Ученый – дерево.  19. Сущ. был сущ.   20. Инф. – это сущ.  

21. Искать и находить.. – дело     22. Сущ. – сущ., сущ – инф.  23. Сущ. – инф.

24. инф. – это значит инф., инф.

  Гаврик      бездельник, пройдоха

  Козлодёр     тот, кто очень плохо поет

  Фуфлыжник    любитель жить за чужой счёт

  Шепотник    ябеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...

Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...

Конспект урока в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"....

Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по  постановке  / непостановке  тире между подлежащим и сказуемым....

Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС

Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС...

Урок в 8 классе .Тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока: углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тип урока: урок-практикум....

Технологическая карта урока в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Основное содержание темы: подлежащее и сказуемое - главные члены предложения, различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает....