Разработка урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
В разработке обощающего урока по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" содержится план урока, рабочие материалы к нему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщение.
Цель: обобщить изученные правила по теме; обучать умению формулировать правила, сочинять и находить примеры на них; развивать речь учащихся; формировать умение работать по заданию и комментировать свои действия.
Формы работы:
- путешествие в страну правил (плавание на лодочках);
- устная разминка - по правилам темы;
- работа в таблице "Оцени свои знания и умения";
- пунктуационная работа по применению изученных правил;
- рефлексия.
Ход урока
1. Настрой на урок. Откройте тетради с домашней работой и посмотрите: кто узнал в ней новые сведения? О чем? Я тоже заглянула в словарь самых новых слов и узнала новое из него:
Один ундециллион – это сколько?
Миллион — это 10 в шестой степени (то есть единица с шестью нулями).
Миллиард — 10 в девятой степени.
Триллион — 10 в двенадцатой степени.
Ундециллион — 10 в тридцать шестой степени.
2. Начало работы. Тетради собрать. Проверенные выдать. Посмотрите на свои оценки: кто доволен? Почему не доволен? Что нужно, чтобы повысить оценку?
Какой знак стоит во всех предложениях про числа? (тире). Почему? У нас сегодня обобщающий урок по этой теме. Как он называется? – Тире между подлежащим и сказуемым
Орфографическая работа: записать слова миллион, миллиард, триллион, ундециллион.
3. Стадия погружения в тему: учащимся предлагается оценить себя (знаю ли я правило и умею ли применять его на практике). Примкнуть к одной из групп:
1-я - знаю правила 2-я - не знаю правил 3-я - кое-что знаю
Обосновать свою позицию, начав со слов: я знаю правила, потому что...; я не знаю правила, потому что...; я кое-что знаю, ... Попросить ответить 2-3 учеников.
Надо ли эти правила про тире между подлежащим и сказуемым знать? Для чего?
4. Теоретическая разминка. Кто готов по имеющимся примерам рассказать правила, когда тире между подлежащим и сказуемым ставится, а когда не ставится? – 2 ученика идут к доске. Один отбирает предложения, где тире ставится, а второй – где не ставятся, рассказывают правила.
Картинки с видами Санкт-Петербурга имеют свои подписи:
Дворцовая площадь главная площадь города.
Пройтись по Невскому проспекту значит увидеть Аничков мост.
«Алые паруса» в нашем городе это праздник для выпускников.
Я любитель прогулок по Летнему саду.
Стоящие на Банковском мосту крылатые львы не сфинксы, а грифоны.
Всем задание: записать в тетрадь по 1 предложению с тире между подлежащим и сказуемым и по одному – без тире. Зачитать, сказать правило.
Какое правило дается легче? Какие есть советы для запоминания? Кто готов с места произнести по 1 правилу, подтвердив его примером?
5. Выбор задания:
На оценку 7-8 (1-я - знаю правила)– работа по карточке (главные члены подчеркнуть, части речи указать, где надо поставить тире)
На оценку 5-6 (3-я - кое-что знаю)– работа с упр. 203: написать предложения с тире по данным картинкам.
Кто затрудняется работать самостоятельно (2-я - не знаю правил), работаем вместе. Записать предложения под диктовку.
- Каким правилом объединены эти 2 предложения: Санкт-Петербург – русский портовый город на побережье Балтийского моря. Наш город - культурный центр страны.
- Каким правилом объединены эти 2 предложения: Число жителей – пять с половиной миллионов. Пятнадцать лет – чудесный возраст.
- Каким правилом объединены эти 2 предложения: Осень, по-моему, самое красивое время года. Городские старинные здания словно хранители истории.
Кто готов рассказать использованные в предложениях правила?
6. Домашнее задание: упр. 204. Списать, расставляя знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор 14 предложения
7. Веселая минутка со словами словаря В.И.Даля. Как вы думаете, что означают эти слова? Подойти соединить слова с объяснениями
Гаврик (бездельник, пройдоха)
Козлодёр (тот, кто очень плохо поет)
Фуфлыжник (любитель жить за чужой счёт)
Шепотник (ябеда)
7. Рефлексия
В каком правиле точно не ошибусь? Какое правило смогу объяснить тому, кто на уроке не был?
Нарисуйте смайлик, который подходит к вашей работе на уроке /приклейте наклейку
Дворцовая площадь главная площадь города.
Пройтись по Невскому проспекту значит увидеть Аничков мост.
«Алые паруса» в нашем городе это праздник для выпускников.
Я любитель прогулок по Летнему саду.
Стоящие на Банковском мосту крылатые львы не сфинксы, а грифоны.
Для самостоятельной работы.
Выделите грамматические основы предложений. Укажите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемые. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.
1. Увы, я не пророк. 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора. 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь. 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги. 5. Я как одинокая птица без гнезда . 6. Писательство не искусство наживы . 7. Критика составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый . 9. Поэт поэту есть кунак . 10. Уже мы больше не рабы . 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль. 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным. 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны. 15. Люди мы самые обычные. 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Красные большие цветы как костры, бабочки как птицы. 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода. 20. Но в такую большую воду плыть это безумство. 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей. 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь. 23. Это их постоянный приём заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться?
Материал для самопроверки:
- Мест.+сущ. 2. Сущ –это пора (сущ.) 3. Инф. – сущ., но инф. – это честь.
4.Числ. – сущ. 5. Мест. как птица. 6. Сущ. не сущ. 7. Сущ. – сущ.(часть)
8. мест.+ сущ. 9. Сущ. есть сущ. 10. Мест. не сущ. 11. Сущ.словно сущ., и сущ. – сущ.
12. сущ. не сущ. 13.Быть прил – это значит не бывать прил. 14. Сущ. не сущ.
15. сущ. мест. прил. 16. Сущ. как будто сущ. 17. Сущ. как сущ., сущ. как сущ.
18. Ученый – дерево. 19. Сущ. был сущ. 20. Инф. – это сущ.
21. Искать и находить.. – дело 22. Сущ. – сущ., сущ – инф. 23. Сущ. – инф.
24. инф. – это значит инф., инф.
Гаврик бездельник, пройдоха
Козлодёр тот, кто очень плохо поет
Фуфлыжник любитель жить за чужой счёт
Шепотник ябеда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...
Презентация к уроку в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Тире между подлежащим и сказуемым"...
Конспект урока в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"....
Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"
На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым....
Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС
Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС...
Урок в 8 классе .Тире между подлежащим и сказуемым
Цель урока: углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тип урока: урок-практикум....
Технологическая карта урока в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Основное содержание темы: подлежащее и сказуемое - главные члены предложения, различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает....
- Мне нравится (1)