Конспект урока в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_tehnologich_karta.docx | 23.72 КБ |
tire.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Тема | Тире между подлежащим и сказуемым |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цель урока | Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении. |
Планируемый результат | Предметные: знать опознавательные признаки постановки тире как знака разделения между главными членами предложения; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией, правильно ставить тире в соответствии с изученным правилом. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Подлежащее, сказуемое |
Ресурсы: | Учебник, презентация, диск. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | Выпишите из предложений грамматические основы, надпишите части речи. Осень. Утро ярк..е , солнечн ...е. Прозрачен и чист воздух. На золотом фон… пожелтевшей листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х...лодную землю. Они медленно ш..ршат (под) ногами. Хороша ранняя осень! Но осень - предвестница зимы. Послушайте лингвистическую сказку. Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. — Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится. Сказуемое обиделось: — Откуда ты взял? Когда это бывает? — Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой. — Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное. Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире. — Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает. И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным и сказуемым существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым-глаголом не хочет стоять, так как они и так не ссорятся. -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Выполняют упражнение | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | Сравните предложения: Скоро наступит зима. Погода холодная. Ноябрь – последний осенний месяц. Он мостик к зиме. Наша задача – хорошо учиться. Курить – здоровью вредить. - Выделите грамматические основы. - Объясните, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Прочитайте предложения: Прилет журавлей есть признак весны. Лес точно терем расписной. Бедность не порок. Выделите грамматическую основу. Как вы думаете, почему не ставится тире? | Отвечают на вопрос | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Составьте предложения к слайдам. Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и писатель. Юрий Никулин – выдающийся актер. Евгений Степанович Савченко – губернатор Белгородской области. - Объясните постановку тире. Составьте четыре-пять предложений к картине И.Левитана «Золотая осень». Употребите предложение с тире между подлежащим и сказуемым. | Описывают картину, составляют текст. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Выполнение упражнений по учебнику Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания. Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа). Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья). | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Фронтальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Выполнение теста, взаимопроверка. 1. В каком предложении не ставится тире? 1) Грузинские деревни__это сплошные сады. 2) Прилет журавлей__есть признак весны. 3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра. 4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы. 2. В каком предложении не ставится тире? 1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса. 2) Наш долг__совершенствовать знания. 3) Эти равнины__словно море бескрайнее. 4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни. 3. В каком предложении ставится тире? 1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 2) Этот яркий свет__словно ливень золотой. 3) Наш край__богат и прекрасен. 4) Снег__словно шелк. 4. В каком предложении ставится тире? 1) Одна беда еще__не беда. 2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист. 3) Сегодня небо__как море. 4) Превосходная должность__быть на земле человеком. | Выполняют тест, участвуют во взаимопроверке. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная | |
Домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы должны знать? Что мы должны узнать? Что такое подлежащее, чем оно может быть выражено. Что такое сказуемое, чем оно может быть выражено. Что такое тире. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Тире между подлежащим и сказуемым
Сравните предложения: Ноябрь – последний осенний месяц . Наша задача – хорошо учиться. Курить – здоровью вредить. Скоро наступит зима. Погода холодная. Она учительница . Бедность не порок. Лес точно терем расписной.
Дополните предложения: Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если подлежащее и сказуемое выражены ….. в …. падеже. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если между ними есть …., …. .
И. Левитан «Золотая осень»
Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания. Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа). Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).
1. В каком предложении не ставится тире? 1) Грузинские деревни__это сплошные сады. 2) Прилет журавлей__есть признак весны. 3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра. 4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы. Тест
2. В каком предложении не ставится тире? 1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса. 2) Наш долг__совершенствовать знания. 3) Эти равнины__словно море бескрайнее. 4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире? 1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 2) Этот яркий свет__словно ливень золотой. 3) Наш край__богат и прекрасен. 4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире? 1) Одна беда еще__не беда . 2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист. 3) Сегодня небо__как море. 4) Превосходная должность__быть на земле человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...
Конспект урока: Тире между подлежащим и сказуемым
Цель: создать условия для изучения правила постановки тире между подлежащим и сказуемым;содействовать развитию умений учащихся в применении правила в письменной речиОборудование: таблица «Тире м...
Конспект урока в 8 классе по русскому языку " Тире между подлежащим и сказуемым"
Цели:1. Развивающая: совершенствование навыков правильной постановки...
Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока по русскому языку - методическая рекомендация по ведению урока по теме "Тире междку подлежащим и сказуемым" в 8 классе....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Проблемный метод обучения...
Технологическая карта урока .Тема: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. 5 кл
Карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...