Урок в 8 классе .Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тире между подлежащим и сказуемым | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока по русскому языку в 8 классе:
Тире между подлежащим и сказуемым.
I. Орг.момент
У: Здравствуйте
II. Вступительное слово учителя
У: Сегодня мы проводим урок-практикум.
Вы будете выполнять задания и самостоятельно контролировать свои знания и умения по теме урока, то есть оценивать самих себя. Результаты работы фиксируйте в «Оценочном листе». Будьте объективны.
Задание 1. Терминологический диктант
Вспомним основные лингвистические термины, изучаемые нами в разделе «Синтаксис и пунктуация». Цель: Знание терминов необходимо для успешного усвоения материала. Первое задание – терминологический диктант.
1. Раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. (Синтаксис)
2. 1. Совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи. 2. Собрание правил их расстановки. (Пунктуация)
3. Слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность (Предложение)
4. Единство подлежащего и сказуемого (Основа предложения)
5. Элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов (Знаки препинания)
Проверим, как вы справились с терминологическим диктантом.
……, прочитайте все термины, которые Вы записали.
Проверьте себя, оцените свою работу
Вывод: Итак, мы повторили основные лингвистические термины, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».
III. Актуализация знаний о предложении
1. У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?
Дайте определение данному понятию.
О: Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность.
Могу назвать признаки предложения:
1) имеет грамматическую основу;
2) выражает законченную мысль;
3) характеризуется смысловой законченностью;
4) является единицей общения.
2. Формулирование темы и цели урока
1) Продолжаем работу.
Задание 2
После выполнения второго задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.
Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения). Цель: Определить, в чем особенность данных предложений.
Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)
Учиться – всегда пригодится. (Пословица)
Язык – всем знаниям и всей природе друг. (Г. Державин)
О: Да, перед нами предложения, так как они имеют грамматическую основу –
(НАЗовите грамматическую основу предложений),
характеризуются интонационной законченностью – в конце точка, предложения повествовательные.
По структуре это простые предложения.
У: В чем их особенность?
О: Вывод: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».
У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.
Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?
О: Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым.
Запишите тему в рабочих листах.
У: А теперь сформулируем цель урока:
О: Вспомнить и закрепить правило постановки тире между главными членами предложения.
(Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).
- Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?
О: ТИРЕ – пунктуационный знак, дефис – орфографический.
IV. Выполнение заданий по теме
1) Задание 3
У: Перейдем к третьему заданию. Внимательно прочитайте предложения.
Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо. Цель: После выполнения задания сформулировать правило.
1.Книга – лучший друг человека. (сущ. – сущ.) 2. Ученого учить – только портить. (Inf – Inf) 3. Перечитывать страницы любимых книг – огромное наслаждение. (Inf –сущ.) 4. Пятью пять – двадцать пять. (числ. – числ.) 5. Книга – это мост в мир знаний. (сущ. – это сущ.) | 1. Книги как лучшие друзья. (сущ. как сущ.) 2.Они верные и умные помощники. (мест. сущ.) 3. Книга мала, а ума придала.. (сущ. прил.) 4.Образование, безусловно, опора в жизни. (сущ., вводное слово, сущ.) 5. Бедность не пряник, а к себе манит. (сущ. НЕ сущ.) |
ПРОВЕРКА
1. Назовите предложение 4 (1 ст.)
предлож. 4 (второй ст.)
предлож. 3 (первый столбик)
предлож.1 (второй ст.)
предлож.2 (перв.ст.)
предлож. 2 (втор.ст.)
У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?
О: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части.
У: В каких случаях постановка тире недопустима?
О: Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные частица как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова.
У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».
Мы повторили пунктуационное правило «Употребление тире между подлежащим и сказуемым». Закрепить данное правило нам помогут практические упражнения .
Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Что для этого нужно сделать?
Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
Повесть “Капитанская дочка” - историческое произведение.
Основу повести составляют картины восстания Пугачева
Основа повести - картины восстания Пугачева.
Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Маша Миронова - любимый женский образ автора.
У: Оцените свои умения в оценочном листе.
3) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.
Переходим к пятому заданию «Элементы анализа текста»
Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль?
1) Книга – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга – это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача – научиться понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Тема – книга, дающая знания человеку.
Основная мысль – научиться понимать художественную литературу.
А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
ПРОВЕРКА
У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.
Тест
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:
1. помогающий
2. возрождающий
3. полезный
4. целебный
2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4
задача – научиться понимать
3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами
___________________
4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.
___________________
5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое – сущ.
___________________
Оцените умения в «Оценочном листе»
У: Сегодня на уроке мы получили новые сведения о пунктуационном знаке – тире, выполняя задания, закрепили изученное ранее правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, оценивая себя, старались быть объективными.
Спасибо за работу.
Запишите домашнее задание:
Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".
Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...
Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."
Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."(с тестом)...
Разработка урока 8 класс "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок с презентацией...