Урок в 8 классе .Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Цель урока: углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тип урока: урок-практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока по русскому языку в 8 классе:

Тире между подлежащим и сказуемым.

I. Орг.момент

У: Здравствуйте

II. Вступительное слово учителя

У: Сегодня мы проводим урок-практикум.

Вы будете выполнять задания  и самостоятельно  контролировать свои знания и умения по теме урока, то есть оценивать самих себя. Результаты работы фиксируйте в «Оценочном листе». Будьте объективны.

Задание 1. Терминологический диктант

Вспомним основные лингвистические термины, изучаемые нами в разделе «Синтаксис и пунктуация». Цель: Знание терминов необходимо для успешного усвоения материала. Первое задание – терминологический диктант.

 

1. Раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. (Синтаксис)

2. 1. Совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи. 2. Собрание правил их расстановки. (Пунктуация)

3. Слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность (Предложение)

4. Единство подлежащего и сказуемого (Основа предложения)

5. Элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов (Знаки препинания)

Проверим, как вы справились с терминологическим диктантом.

……, прочитайте все термины, которые Вы записали.

Проверьте себя, оцените свою работу  

Вывод: Итак, мы повторили основные лингвистические термины, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».

III. Актуализация знаний о предложении

1.  У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?

Дайте определение данному понятию.

О: Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность.

Могу назвать признаки предложения:

1) имеет грамматическую основу;

2) выражает законченную мысль;

3) характеризуется смысловой законченностью;

4) является единицей общения.

2. Формулирование темы и цели урока

1)  Продолжаем работу.

Задание  2

После выполнения второго задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.

Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения). Цель: Определить, в чем особенность данных предложений.

 Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)

Учиться – всегда пригодится. (Пословица)

Язык – всем знаниям и всей природе друг. (Г. Державин)

О: Да, перед нами предложения, так как они имеют грамматическую основу –

(НАЗовите грамматическую  основу предложений),

характеризуются интонационной законченностью – в конце точка, предложения повествовательные.

 По структуре это простые предложения.

У:  В чем их особенность?

О: Вывод: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».

У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.

Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?

О: Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым.

Запишите тему в рабочих листах.

У: А теперь сформулируем цель урока:

О: Вспомнить и закрепить правило постановки тире между главными членами предложения.

(Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).

- Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?

О: ТИРЕ – пунктуационный знак, дефис – орфографический.

 

IV. Выполнение заданий по теме

1)  Задание 3

У: Перейдем к третьему заданию. Внимательно прочитайте предложения.

Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.  Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо. Цель: После выполнения задания сформулировать правило.

1.Книга – лучший друг человека.

(сущ. – сущ.)

2. Ученого учить – только портить.

 (Inf – Inf)

3. Перечитывать страницы любимых книг – огромное наслаждение.

  (Inf –сущ.)

4. Пятью пять – двадцать пять.

(числ. – числ.)

5. Книга – это мост в мир знаний.

(сущ. –  это сущ.)

1. Книги как лучшие друзья.

(сущ. как сущ.)

2.Они верные и умные помощники.

(мест.  сущ.)

3. Книга мала, а ума придала..

(сущ.  прил.)

4.Образование, безусловно, опора в жизни.

(сущ., вводное слово, сущ.)

5. Бедность не пряник, а к себе манит.

(сущ.  НЕ сущ.)

ПРОВЕРКА

1. Назовите предложение 4 (1 ст.)

предлож. 4 (второй ст.)

предлож. 3 (первый столбик)

предлож.1 (второй ст.)

предлож.2 (перв.ст.)

предлож. 2 (втор.ст.)

У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?

О: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части.

У: В каких случаях постановка тире недопустима?

О: Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные частица как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова.

У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».

Мы повторили пунктуационное правило «Употребление тире между подлежащим и сказуемым». Закрепить  данное правило нам помогут практические упражнения .

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

   Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.

 Повесть “Капитанская дочка” - историческое произведение.

Основу повести составляют картины восстания Пугачева

Основа повести - картины восстания Пугачева.

Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

Маша Миронова - любимый женский образ автора.

 

У: Оцените свои умения в оценочном листе.

3) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.

Переходим к пятому заданию «Элементы анализа текста»

Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль? 

1) Книга  животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача  научиться понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего.  (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

Тема – книга, дающая знания человеку.

Основная мысль – научиться понимать художественную литературу.

А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

ПРОВЕРКА

У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.

Тест

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:

1. помогающий

2. возрождающий

3. полезный

4. целебный

2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4

задача – научиться понимать

 3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами

___________________

4. Укажите номера предложений, в которых  подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.

___________________

5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое – сущ.

___________________

 

Оцените умения в «Оценочном листе»

У: Сегодня на уроке мы получили новые сведения о пунктуационном знаке – тире, выполняя задания, закрепили изученное ранее правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, оценивая себя, старались быть объективными.

Спасибо за работу.

Запишите домашнее задание:

Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."

Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."(с тестом)...