Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект фрагмента урока русского языка в 6 классе+ презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 694.59 КБ |
konspekt_uroka.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Жизнь княжны в Ростове 2.Венчание с князем Михаилом Тверским 3.Воспитание детей 4.Смерть князя Михаила 5. Испытания 6.Монашество. Жизнь в Кашине 7.Княгиня Анна- образец мудрости, деятельной любви к Родине и людям
Предварительный просмотр:
Выступление Левиной Елены Николаевны,
учителя русского языка и литературы,
для заседания ПГ учителей русского языка и литературы (25.03.2019)
Конспект фрагмента урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Фрагмент урока | ||||||||||
Работа с текстом | ||||||||||
Подготовка к восприятию текста | -Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически) -Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Я вам сегодня отрою секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока. | |||||||||
План работы читателя с текстом | Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.
Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Понимание текста начинается еще до его чтения. -Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать?(работа с таблицей, графа «До чтения») -Кто автор? -О чем говорит название? (что текст о княгине Анне Кашинской) -Прочитайте эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа? -Какой можно сделать вывод: о чем будет тест, который нам предстоит прочитать? ( о Анне Кашинской) -Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста: -Подчеркнуть все непонятные слова -Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл) -при чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям? Итак, господа ученые, сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтении и пониманию текста. | |||||||||
Чтение текста | Княгиня Анна Кашинская К ней в храм приходят низко поклониться, Почтить святую сердцем и умом, И светом ее духа озариться И помолиться за детей потом. В 1279 году в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича родилась девочке , которую назвали Анной. Это были нелегкие для Руси времена. Долгие века изнывала Русь под тяжестью монголо-татарского ига. Жизнь в Ростове, где жила юная Анна, полнилась тревогами и страхами. Много бед обрушилось на жителей княжества. Страдания народа вызывали глубокое сострадание в юной княжне. По ее просьбе при дворе кормили голодающих , помогали сиротам и вдовам Ростовская княжна сама ухаживала за больными, ранеными, искалеченными. От всего ее облика, улыбки исходил лучезарный свет. Слава о красоте ростовской княжны, ее мудрости и милосердии дошла до княгини Ксении, матери тверского князя Михаила Ярославича, которая пожелала, чтобы Княжна Анна стала женой ее сына- тверского князя Михаила. Анна была наслышана о мужестве, благородстве и добром сердце князя Михаила и согласилась выйти за него замуж. В 1294 году в Спасо-Преображенском соборе молодые повенчались. И была в Твери радость великая. Народ приветствовал новобрачных, желая им любви. Вскоре у супругов родились дети- дочь Феодора, сыновья Дмитрий, Александр, Константин и Василий. Княгиня Анна сама занималась воспитанием и образование детей. Она учила детей истинной христианской жизни, а князь Михаил - всему тому, что подобает знать и уметь настоящим воинам: мужеству, стойкости, верности Отечеству. Но недолгой была счастливая супружеская жизнь княгини Анны. После смерти великого князя Владимира великое княжение досталось князю Михаилу Тверскому. Но великим князем хотел стать гордый и завистливый московский князь Юрий. Тяжба затянулась на многие годы, а война, начавшаяся не по вине князя Михаила, привела к тому, что тверской князь был оклеветан и принял мученическую смерть в Орде. Анна тяжело переживала смерть мужа. Однако испытания для книги следовали одно за другим и, казалось, что их нельзя пережить, не предавшись отчаянию. Одного за другим хоронила княгиня Анна дорогих и близких сердцу людей: сыновей Дмитрия. Александра и внука Федора, казненных в Орде, сына Константина, умершего в 1339 году, но, испив до дна горькую чашу горестей и печалей, она не озлобилась,а стала утешительницей народа в его бедах. Она помогала нищим, сиротам, заступалась за беззащитных и обиженных и смиренно переносила свое горе. единственный оставшийся в живых сын княгини Василий перевез мать в свой княжеский удел -небольшой город После страдальческой кончины близких княгиня стала монахиней. В 1364 году единственный оставшийся в живых сын княгини Василий перевёз мать в свой княжеский удел- небольшой город Кашин, где она проявила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям. За великий подвиг терпеливого несения страданий и утрат в жизни княгиня Анна Кашинская была причислена к лику Святых. Пересказала для детей Светлана Демченко. Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков. | |||||||||
Осмысление (понимание) текста Фронтальная беседа | -Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? (радость, тревогу, страх, скорбь) -То, что мы читали - это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически) - Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? ( они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его) - О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст? ( в тексте рассказывается о княгине Анне Кашинской, ее жизни) -Какую информацию несут рисунки? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками) -Что такое рисунок? (Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками) -Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом). -Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ) -На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки) Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию) -Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях) -Давайте воспользуемся словариком урока и выясним значение непонятных слов) -Из скольких частей состоит текст?(из 4) -Давайте выделим ключевые слова в каждой части. 1 часть- «родилась девочка, нелегкие времена, беды и страдания народа, сострадание княжны Анны» - Что хочет сказать автор читателям о княжне? (Юная княжна была доброй и милосердной, несмотря на то, что она была княжеского рода, она любила простых людей и как могла помогала им) 2 часть -«красота, мудрость, милосердие Анны», «мужество, благородство, доброе сердце князя Михаила» 3часть- Анна «учила детей истинной христианской жизни», а князь Михаил – «мужеству, стойкости, верности Отечеству». 4 часть - «князь был оклеветан и принял мученическую смерть в Орде» 5 часть - «испытания княгини, испив до дна горькую чашу горестей не озлобилась, а стала утешительницей народа» 6 часть -«монахиня…прожила в Кашине 20 лет» 7 часть- «Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям» - Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо? («Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям») -Для чего автор рассказал нам о княгине Анне Кашинской? -Как вы думаете, почему в наше время чтят память о Михаиле Тверском и Анне Кашинской? (князь- образец любви к Родине, народу, мужества, стойкости, истинного отцовства; княгиня- образец мудрости, терпения, любви к людям) | |||||||||
Составление план текста Понятие рисунок схема | -Вот мы и прочитали текст, поняли его. Итак, ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст) -А приходилось ли вам составлять план? -Сейчас я попрошу вас поделиться на пары и выполнить задания, работая в группе 1 группа – озаглавливает 1 часть и готовит ее пересказ (каждая группа работает со своей частью)- 5 мин Составление плана (слайды) Княгиня Анна Кашинская 1.Жизнь княжны в Ростове 2.Венчание с Михаилом Тверским 3.Воспитание детей 4.Смерть Михаила Тверского 5.Испытания 6.Монашество 7.Княгиня Анна Кашинская - образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям. -Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей) - А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии) -К каждой из частей мы подобрали рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема) (нет) -В чем разница? Что позволяет сделать рисунок (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру) - Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема текста. Основная мысль текста.
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»
Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста" разработан в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...
Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста»
Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан...
ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».
laquo; Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи...
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...