Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать языковые ресурсы в реальных условиях. Поэтому преподавание русского языка требует значительных изменений с позиции системно-деятельностного и компетентностного подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_v_ramkakh_fgos.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (развитие речи) по теме
«Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
Учитель русского языка и литературы – Орлова Наталья Олеговна
Класс – 6 класс
Цель - использование системы познавательных заданий для учащихся с целью развития знаний по данной теме, развития разных видов компетенций.
Задачи
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;
- формировать разные виды УУД;
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, уважение;
- воспитывать любовь к родному языку
Планируемые результаты обучения:
предметные | метапредметные | личностные |
развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные возможности | познавательные УУД: умение работы с текстом, извлекать информацию, определять основную информацию, излагать мысли на заданную тему регулятивные УУД: умение принимать и осознавать учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и выполнять их; ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, строить небольшое моногогическое высказывание | осознавать понятие «красота» во взаимоотношении «человек – природа», воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; уважение, а также воспитывать любовь к родному языку |
Виды деятельности: беседа, проблемные вопросы, создание своего текста на основе прочитанного и иллюстрации к нему, работа в группах.
Оборудование
- Компьютер с колонками.
- Мультимедийное оборудование.
- Презентация к уроку в программе PowerPoint.
- Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
- Листы самооценки
Мотивация учащихся | В процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;
|
Рефлексия деятельности на уроке Проверка и оценивание результатов уроке |
В начале урока – оценивание эмоций, в конце урока ребятам предлагается вернуться к листку «Цели» и сопоставить цели, которые они ставили перед собой в начале урока с теми, которых они (по их мнению) достигли в конце. |
Домашнее задание | Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности) |
Сценарий урока
Мотивация
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что можно делать под музыку?
Ответы учащихся: «Смотря какая музыка! Если весёлая, то танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться, а если грустная, можно просто послушать»
Ну что ж, давайте просто послушаем (звучит «Весенний вальс» Шопена, на слайдах картинки природы)
Какие глаголы подберёте для оценки музыки?
Ответы учащихся: «слушать, радоваться, удивляться, наслаждаться»
Целеполагание
Учитель: Вы назвали самые главные слова, которые будут определять всю нашу деятельность на уроке. Сегодня мы с вами будем продолжать развивать умения работать с текстом, самим создавать высказывание.
Стадия вызова
У меня есть замечательная грамматическая шкатулка, в которой хранятся задания для групп. Руководители групп, подойдите и выберите задание.
А теперь обратимся к удивительному высказыванию Василия Александровича Сухомлинского (на слайде): «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном небе и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
- Умейте и вы слушать эту музыку, умейте наслаждаться красотой.
- Какова основная мысль этого высказывания? Найдите в тексте.
- Назовите ключевое слово (красота)
- Задание 1 группе «Справочное бюро». Работа с толковым словарём: найти лексическое значение слова «красота», составить со словом предложения.
Учитель: Пока ребята 1 группы готовятся объяснить своё задание, сделайте вывод, что такое основная мысль текста.
Ответы 1 группы: «Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху». Запись определения слова «красота» в тетрадь.
Работа с текстом
- Итак, познакомимся со сказкой В.Сухомлинского. Чтение учителем сказки.
Ночью пруд покрылся тоненьким хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском: видите, как переливаются краски зари?
Ледок становится то алым, то красным, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. Показалось солнышко из-за горизонта. И ледок стал багровым. На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немножко грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет очарование.
- Я маленькая, мои ноготки мягкие, как пушинки, но и мне нельзя садиться на это волшебное зеркало, - рассказывала синичка миру. – Да, это зеркало, в котором отражается весь мир. Смотрите, смотрите на эту красоту! Разве можно спать в эту пору?
А на берегу в это время стоял Вол. Он слушал песню Синички и умилялся. Если бы он был не Вол, у него закапали слёзы от умиления. Но он был Вол. Ему захотелось поближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Он подошёл к самой кромке льда, но и отсюда никак не мог увидеть красоту. Вол вошёл в пруд, ледок затрещал, волшебное зеркало рассыпалось, со дна поднялась муть.
- Где же эта красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрёл к противоположному берегу.
- Вам понятна сказка?
- На столах лежат листы с распечатанным текстом и задание, выбранное руководителем группы, приступите к обсуждению и приготовьте ответ. На работу 5-8 минут.
Работа в группах
- Задание для 1 группы: разорванная цепочка. Восстановите фразу. Предложение запишите в тетрадь.
Заполненный лист
Назначение красоты | спасёт мир |
Красота | радовать |
Красота | вечность, длящаяся мгновение |
Задание для 2 группы: Определите тему, озаглавьте. Какие слова раскрывают содержание текста? Какова основная мысль сказки? Сформулируйте и запишите её.
Ответы учащихся: «можно легко погубить то, что вызывает восхищение, приносит радость, надо бережно относиться к красоте окружающего мира»
Задание для 3 группы: Что такое красота, по мнению автора? Какими словами передаёт своё понимание автор. Подчеркните слова, которые передают эмоции автора и его отношение к теме разговора. Выпишите их.
Ответы учащихся: «красота – заря, солнышко, зеркало, мир, очарование, ледок, песенка, синичка, умиление; нежная, тонкая, хрупкая»
Задание для 4 группы: Составьте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить с ребятами.
Физминутка «Бабочка»
Диалог
Вопросы для обсуждения (составлены учениками 4 группы):
- Какими глазами смотрела на мир Синичка?
- Что её больше всего восхищало в разноцветном ледке?
- Почему Синичка пела о красоте, разве она не могла любоваться молча?
- Если бы не пение Синички, заметил бы Вол переливающийся всеми цветами радуги ледок?
- Какая красота? Как вы это понимаете?
- Как вы думаете, как автору удалось написать такой красивый текст?
- Приведите примеры использования автором средств выразительности (эпитеты, олицетворения).
- Когда вы видите что-то красивое, хочется ли вам рассказать об этом? Почему?
Творческое домашнее задание (на выбор)
- Составь сказку по аналогии: «Любуемся капелькой росы»
- Мини-размышление по одной из фраз: «Назначение красоты – радовать», «Красота спасёт мир», «Красота – вечность, длящаяся мгновение»
Рефлексия
Возьмите, пожалуйста, изображение – символ и покажите своё настроение, эмоции?
Учащиеся заполняют лист самооценки. Что нового узнали? Чему научились?
Было ли интересно? Проявил ли активность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Развитие речи.
Познакомить учащихся с описанием внешности человека,литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре....
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).
Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...