"Шестиугольное обучение"
учебно-методический материал по русскому языку

Баринова Елена Михайловна

В данной работе представлена технология "Шестиугольного обучения".

Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности.

Каждый шестиугольник соединяется с другими, благодаря понятийным или событийным связям. (рассматривают)

        Есть несколько вариантов использования данного приема:

1. Можно вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото).

2. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме (используется для самостоятельной работы).

3. Работа в группах.

Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

4. Маркированные шестиугольники.

В данном случае цвет отражает определённую классификацию. То есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Задача учеников соединить шестиугольники, здесь может возникнуть много различных связей.

Данную работу лучше всего проводить в парах в парах или малых группах, где ученики взаимодействуют друг 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shestiugolnoe_obuchenie.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение 1.1. Актуальность

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мере усиления потребностей человека участвовать в экономической, политической, культурной сферах жизни общества функциональная грамотность гражданина становится ценной не только для человека, но и для общества.

Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды.

На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Выпускник начальной школы должен обладать:

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные [10].

1.2.Цели и задачи

Цель работы: ознакомить участников  с применением приема «Шестиугольное обучение», показать приёмы работы по развитию критического мышления с применением данного приема на уроках в начальной школе.

Исходя из указанной цели, определены следующие задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал;

- вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме;

- способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.

2. Концептуальная часть

Моя учебная и внеклассная работа направлена на формирование у учащихся мотивации к обучению, поэтому я применяю личностно-ориентированные педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности и на уроке, и во внеурочной деятельности: проблемно-диалоговое обучение, проектно-исследовательская деятельность, технология критического мышления, уровневая дифференциация обучения, ИКТ-технологии и другие. Наряду с традиционными методиками я использую современные образовательные технологии. Одним из важнейших направлений считаю развитие критического мышления. Технология его развития нацелена на то, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала. Сегодня я хочу подробнее остановиться на технологии развития критического мышления. Основная цель применения технологии развития критического мышления – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации [9].

Приемы технологии развития критического мышления, которые я использую в своей педагогической деятельности:

1. «Инвентаризация»

2. «Верите ли вы…?»

3. Ключевые слова

4. «Тонкие» и «толстые» вопросы

5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».

6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка  текста значками по мере его чтения

7. Зигзаг

8. Эффективная лекция

9. Кластер

10. Синквейн [5]

Более подробная информация об использовании возможных приемов технологии критического мышления на разных технологических этапах урока представлена в таблице [6]:

Таблица

Использование возможных приемов технологии критического мышления на разных технологических этапах урока

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия

(reflection):

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

В целом, я считаю, что технология развития критического мышления позволяет:

1. Стимулировать учащихся к неустанному познанию;

2. Сформировать умения и навыки продуктивного мышления;

3. Формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности;

4. Активизировать творческий потенциал детей;

5. Создать условия для развития деятельностной компетенции учащихся.

Современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Я уверена, что применение технологии развития критического мышления позволит решить эту задачу [8].

3. Практическая часть

3.1. «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления

Сегодня я хочу представить опыт своей деятельности по применению еще одного приема технологии критического мышления, который, по моему мнению, мало известен большой аудитории учителей. Это приём «шестиугольное обучение» (методика шестиугольного обучения Рассела Тарра). Российских педагогов с данным приемом познакомил Аствацатуров Г.О., кандидат исторических наук, в своей статье «Шестиугольное обучение как образовательная технология» [1]. Уже несколько лет этот метод используется в ряде школ Великобритании и практически, на мой взгляд, не распространён в России. Данный приём, позволяет в моей работе уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.

Для работы необходимо приготовить карточки в форме шестиугольника одинакового размера. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым связям. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства [3].

Есть несколько вариантов использования данного приема:

1.Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото).

2. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме (используется для самостоятельной работы).

3. Работа в группах.

Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

4. Маркированные шестиугольники.

В данном случае цвет отражает определённую классификацию. То есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Задача учеников соединить шестиугольники, здесь может возникнуть много различных связей [11].

3.2. Применение «шестиугольного обучения» на уроках

Предлагаю рассмотреть применение данного приема на конкретных уроках:

1. Урок литературного чтения по теме «К.Паустовский «Заячьи лапы».

Проверка знаний содержания текста. Несколько вариантов работы по данной теме:

Можно разложить соты в хронологической последовательности; найти ошибку; составить картину и другие виды работ.

1 вариант – учащиеся получают заполненные карточки с планом текста и расставляют их в нужной последовательности.

2 вариант – учащиеся сами составляют и записывают план на пустых карточках.

На этом же уроке можно при помощи этого приема предложить ученикам составить характеристики героев (приложение 1).

2. Урок русского языка. «Главные и второстепенные члены предложения».

Урок обобщения знаний и умений. Для каждого второстепенного члена предложения составлялись свои «соты». Другая группа работала аналогично с главными членами предложения. Далее они объединились в одну большую (приложение 2).

3. На уроках окружающего мира в 4 классе при обобщении изученного раздела истории: каждая группа получает свой исторический персонаж, который им нужно описать (его вклад в историю России, достижения, интересные факты из жизни). Так же при помощи шестиугольников составлялось генеалогическое древо Рюриковичей и Романовых.

4. На уроках математики при изучении связи умножения и деления ученики составляют примеры или придумывают свои варианты.

5. Урок обучения письму.

На одном шестиугольнике – буква. Ученики должны заполнить остальные карточки элементами, из которых состоит данная буква (приложение 3).

На мой взгляд, применение приема «шестиугольного обучения» более эффективно на уроках усвоения новых знаний и на уроках систематизации и обобщения знаний и умений. Этот прием за короткое время помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Учащиеся получают возможность собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. Систематическое применение на практике приема «шестиугольного обучения» позволит развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности (приложение 4).

Данную работу я провожу чаще всего в парах или малых группах, где ученики взаимодействуют друг с другом.

Психологи давно определили, что развитием самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством педагога, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Использование на уроках групповой работы убеждает меня в том, что:

Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность детей.

Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность.

Сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.

Растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

Дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учётом позиций других людей.

Однако, как показывает практика, первый опыт организации групповой работы может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы детей, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.

Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения, которая формирует у учащихся следующие УУД:

Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информации, представленную в схемах, таблицах, использует различные средства для решения учебных задач.

Коммуникативные: вступает в диалог с одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения [7, с. 36].

Заключение

Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в школе. Учитель, находясь на «переднем фронте» образования, должен учитывать новые требования, предъявляемые обществом и государством.

Поэтому, свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы приобщить ребёнка к учебной деятельности, разжечь в нём огонёк познания, сформировать желание и умение учиться у детей с разным уровнем развития.

Осуществить поставленные задачи возможно только опираясь на достижения передовой педагогической мысли, используя современные образовательные технологии. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

Я пришла к выводу, что «шестиугольное обучение» может быть успешно реализовано в школе; оно вызвало неподдельный интерес у учащихся. Чем я это объясняю? Ребята, анализируя учебный материал, получили возможность выбора ответа, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Наблюдая за детьми в процессе работы с применением данного приема технологии развития критического мышления, я пришла к выводу, что ребята учатся не только работать с информацией, не только вдумчиво читать, быть активными слушателями, но и у них развивается познавательный интерес к процессу обучения, активизируется мыслительная деятельность, происходит формирование положительного отношения к самостоятельной деятельности в получении знаний и к самообразованию в целом, а это и формирует функциональную грамотность учащихся. Мотивация на уроках с использованием приема «шестиугольного обучения» значительно возрастает, что, несомненно, ведет к повышению качества образования.

Плюсы шестиугольного обучения:

- возможность организации работы в парах, группах, индивидуально.

- систематизация нового материала с опорой на предыдущие знания.

- различные способы реализации, в соответствие с условиями конкретного ОУ.

- интерактивность, наглядность, новизна.

Минусы:

- много времени на подготовку, так как технология в России не распространена, и начинать приходится с нуля [3].

«Шестиугольное обучение» – для отечественных педагогов пока редкость. Но я надеюсь, что моё выступление не только стало источником свежей информации, но и вдохновило вас на то, чтобы опробовать этот прием на своих уроках, потому что он действительно многогранен и применим при ведении любого школьного предмета.

И в заключении хотелось бы сказать, что выше изложенный приём, применяемый на уроках, дает возможность ребёнку работать творчески, способствует развитию любознательности, повышает активность, приносит радость, формирует у ребёнка желание учиться.