Разработка открытого урока по русскому языку в 8 классе.Тема: "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН, коррекция умений и навыков.

Цель урока: повторить, систематизировать, закрепить знания об односоставных предложениях.

Задачи урока: формировать прочные знания об особенностях односоставных предложений;

формировать навыки литературоведческого и языкового анализа текста с целью нахождения и определения роли

односоставных предложений в тексте; подготавливать учащихся к выполнению задания ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx64.43 КБ

Предварительный просмотр:

        

Урок русского языка по ФГОС ООО

в 8 б классе по теме «Односоставные предложения»

(по учебнику М. М. Разумовской)

Тема:  «Односоставные предложения».

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН,  повторение  знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: повторить, систематизировать, закрепить знания об односоставных предложениях.

Задачи урока:

образовательная:

  • формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений;
  • формировать практический  навык умения  учащихся находить  односоставные предложения в тексте и определять их вид;
  • формировать навыки литературоведческого и языкового анализа  текста с целью нахождения и определения роли односоставных предложений в тексте.
  • подготавливать учащихся к выполнению задания 8 в ОГЭ по новой форме для 9-х  классов;
  • закрепление навыков правописания;        
  •  обучение умению связно излагать свои мысли.

развивающая:

  • развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
  • развитие познавательной самостоятельности;
  • формирование умения анализировать языковой материал;
  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать речевые, мыслительные и коммуникативные навыки;
  • формирование навыков по обработке и структурированию информации.

воспитательная:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

воспитание любви к родному русскому языку;

формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строить  речевые высказывания в устной форме; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действие с учётом позиции другого, умение  согласовывать  свои действия.

Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: определение односоставных предложений, их строение; отличие односоставных от двусоставных предложений; способы выражения главных членов;

Уметь: находить односоставные предложения в тексте; выполнять их синтаксический разбор; определять виды односоставных предложений; использовать в устной и письменной речи;  давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи,  развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; обогащение словарного запаса учеников,  расширение их кругозора.

Технологии урока:

Технология здоровьесбережения.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование односоставных предложений, «Мозговой штурм», работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игры «Перефразирование», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы, материалы-карточки для кластера, сигнальные карты зеленого и красного цветов, раздаточный материал (текст), компьютерная презентация, тренажёры («Односоставные предложения»).

        ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.  Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, скоро Новый год. Время перемен, волшебства, осуществления желаний… Я предлагаю вытащить из волшебного сундучка новогоднюю звезду. Она исполнит все желания, только надо дописать предложения  (ЖЕЛАЮ и ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ).  Пожалуйста, допишите это предложение своими добрыми  пожеланиями. Положите на парту и пусть она вам сегодня поможет.

- А мы на уроке покажем своё умение взаимодействовать в команде, работать самостоятельно, а также в паре.

2.Прием целеполагания. Сообщение темы, цели урока.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Эпиграф нашего урока:

  «К мудрости идут через большой труд».

-Что собой представляет предложение? (пословицу).

- Как вы понимаете её значение?

 - Ребята, назовите грамматическую основу. Как вы думаете, какое это предложение?(односоставное)

  -О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему урока «Односоставные предложения».

-  Сформулируйте цели урока, опираясь на тему? (будем повторять односоставные предложения, их виды,  выполнять синтаксический разбор )     

Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть Маршрутный лист, с которым будете работать на уроке, оценивая качество выполнения заданий. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены.

2. Проверка домашнего задания (2 уровня заданий).

ВЗАИМОПРОВЕРКА

1.уровень. Выписать грамматические основы односоставных предложений  из отрывка повести  А.С. Пушкина «Капитанской дочка» и определить вид. 1 ряд

А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием (ВЗАИМОПРОВЕРКА).

         

Прочитайте текст.

Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

   Я выглянул из кибитки: мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

Проверка домашнего задания.

1. [повалили] – односоставное, неопределённо-личное (НЛП).

    [беда] – односоставное, назывное (НП).

    [буран] – односоставное, назывное (НП).

    [мрак и вихрь] – односоставное, назывное (НП).

    [казался одушевлённым] – односоставное, безличное (БП).

          -Как вы выполнили задание?

          -Почему возникли затруднения?

          -Почему в этом тексте много назывных предложений?

           (потому что это текст по типу речи описание (описание явления природы бурана) и                важно не действие          )

          -С какой целью автор использует НЛП? (т.к. неопределённо-личные предложения в тексте      помогают избежать ненужных повторов и придают  выразительность, яркость).

          -Укажите лексическое значение слов ЯМЩИК и БУРАН

            (Ямщик -   кучер на почтовых лошадях.

     [стали] – односоставное

Буран – снежная буря,

2 уровень. Дома вы записали предложения и выполнили их синтаксический разбор. 

Завтра утром встану, побегу в сад.

С часу на час можно было нам ожидать нападения Пугачёва.

Проверим домашнюю работу. (взаимопроверка в парах, учитель выборочно 3-4 работы)

2. (На слайде появляются правильные ответы) – 3-4 оценки по итогу работы.

Завтра  утром встану, побегу в сад.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное,  полное,  распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

С часу на час можно было нам ожидать нападения Пугачёва.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное,  полное,  распространённое, не осложнено).

3.Актуализация знаний (прием «Мозговой штурм»)

Подготовка к обобщению понятий, правил

1.Индивидуальная работа. Обсуждение в паре.

-Ребята, возьмите  «Маршрутный лист». 

Задание 1. В колонке «ЗНАЮ» запишите определения односоставных предложений, двусоставных и т.д.  Начало предложений дано. Время на выполнение – 3 минуты.

Положения записываются

Знаю

1. Раздел русского языка, в котором изучаются предложения, называется  синтаксис.

2. Предложение, грамматическая основа которого состоит из подлежащего  и сказуемого,  называется двусоставным.

3. Предложение, грамматическая основа которого  состоит из одного главного члена предложения подлежащего или сказуемого,  называется односоставным.

4. Виды односоставных предложений(перечислите): ОЛП, НЛП, НП, БП, ОБ.-Л.

5. Односоставное предложение без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу называется обобщённо-личным.

КЛАСТЕР

Материалы-карточки для заполнения кластера у 2-х  учеников (работа у доски): односоставное, с главным членом          , с главным членом _________  , определённо-личное, неопределённо-личное,  безличное, обобщённо
4.        Проверка работы с одновременным заполнением кластера  (Обобщение понятий и правил темы).

Ученики у доски задают по 1 вопросу  классу:

какие предложения называются, например ОЛП, НЛП, БЛ, НП.

Ученики, сидящие на местах, задают вопросы ребятам у доски.

4. Закрепление. Практика.

1. Работа в паре. «Маршрутный лист». 

Задание 2. Выпишите номера предложений, распределяя их в колонки таблицы. Объясните свой  выбор.

1 человек у доски выполняет орфографическую работу.

  1. Что же г…ворят об этом удальце?
  2. Люблю дымок спалё…ой жнивы.
  3. Тихая, звёздная ноч….
  4. Кому владеть мечом?
  5. Береги платье (с)нову, а честь смолоду. (Пословица)
  6. (Не) отходи от меня, друг мой.
  7. На обломках самовластья напишут наши имена.
  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстат…ся.
  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор.
  10. Непредвиденный дождь.
  11. В лесу раздаются птичьи трели.

Маршрутный лист.

Задание 2.

Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои словосочетания:

Определённо-личные

2, 6

Обобщённо-личные

5

Неопределённо- личные

1, 7

Безличные

4, 8, 9

Назывные

3, 10

С помощью сигнальных карточек ребята проверяют ответы.

        ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА.

         - А теперь 1 человек сначала объяснит все орфограммы.

          - 1-й ряд 1 вариант  назовёт определённо-личные.

          - 1-й ряд  2 вариант назовёт обобщённо-личные.

          - 2-й ряд 1 вариант  назовёт неопределённо-личные.

   - 2-й ряд  2 вариант назовёт безличны

   - 3-й ряд назовёт назывные.

- Ребята, а номер какого предложения вы так и не внесли в таблицу?

Вывод: почему? (потому что в нем есть и подлежащее и сказуемое – это двусоставное предложение).

 

2. Ребята, воспользуемся нашим мини-проектом, т.е. АЛГОРИТМОМ, который  составляли на прошлых уроках («Определение видов односоставных предложений»). Выбрать любое односоставное предложение из предыдущего задания и, используя алгоритм, доказать, к какому виду оно относится.

Алгоритм определения типов односоставных предложений

3.Физкультминутка.

- А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели. Вновь за дело.

Задание 3.  «Маршрутный лист»

 РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

 1-ый уровень:  выписать сначала грамматические основы односоставных предложений, определить их вид, а затем  двусоставных.

         ЗИМНЕЕ УТРО.

Мороз и солнце; день чудесный! 

 Еще ты дремлешь, друг прелестный, ─ 

 Пора, красавица, проснись:                  

 Открой сомкнуты негой взоры                  

 Навстречу северной Авроры,                  

 Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче...  погляди в окно…

2-ый уровень: синтаксический разбор выделенного предложения

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
                               (Афанасий Фет)

1-Й УРОВЕНЬ: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОДНОСОСТАВНЫЕ:  МОРОЗ, СОЛНЦЕ (Н);  ПРОСНИСЬ (О-Л); ОТКРОЙ, ЯВИСЬ (О-Л);   ПОГЛЯДИ (О-Л).

ДВУСОСТАВНЫЕ: ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ;    ТЫ ДРЕМЛЕШЬ;  ТЫ ПОМНИШЬ;   ВЬЮГА ЗЛИЛАСЬ;   МГЛА НОСИЛАСЬ;    ЛУНА ЖЕЛТЕЛА;   ТЫ СИДЕЛА

2 –Й УРОВЕНЬ: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

 Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, неполное, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

[   ____ , ____ , ____ , и   ____ ,  и  ____  ] .

ВЫВОД:

- Ребята, какому стилю речи свойственны односоставные предложения (художественному).

5. ПОДГОТОВКА К ОГЭ.  

Работа выполняется в тетрадях.

Задание ОГЭ

1. Выпишите грамматическую основу предложения.

-Мы должны уметь в односоставных предложениях находить правильно грамматические основы и выписывать их.

1. На небе нет ни облачка.

2. На дворе светает.

3. От батареи отопления тянуло теплом.

4. Никто так не обидит старую, больную женщину…

5.Играя лучами,  поднималось солнце,  когда нас разбудили.

Ответы:

Нет, светает, тянуло, никто не обидит, поднималось солнце, разбудили.

2.Составить  синквейн по теме «Односоставные предложения»

1 строка – одно существительное (ключевое слово)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза, содержащая главную мысль

5 строка – синоним к существительном

Пример:

Односоставное предложение.

Подлежащее, сказуемое (глагольные, назывные).

Употребляются, усиливают, передают.

Научился определять вид односоставных предложений.

Синтаксис.

6. Итог урока. Рефлексия

7. Наш урок подходит к концу. Мне хотелось бы вернуться к эпиграфу и сказать, что вы трудились на славу. А вот  удалось ли достичь поставленной в начале урока цели, вы скажите сами?

-Оцените свои знания и умения по  теме  «Односоставные предложения»:

1.Сегодня на уроке я повторил…

2.Сегодня на уроке я научился…

3.Сегодня на уроке мне было трудно…

4.После урока мне захотелось…

5.Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…

-Подводятся итоги о работе класса на уроке, выставляются и комментируются оценки отдельным ученикам.

- Оцените  уровень понимания данной  темы и свои впечатления от урока с помощью смайлика на оборотной стороне новогодней звезды в кружочке .

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (КАРТОЧКИ).

             (слайд 14)

1-ый уровень («4»).

Работа с учебником: упражнение (по заданию)

2-ой уровень («5»).

написать мини-сочинение « Письмо Дедушке Морозу» (включить в текст односоставные предложения)

РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ

РЕЗЕРВ.   Игра «ПЕРЕФРАЗИРУЙ».

- Русский язык , как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по- разному. Для предложений, записанных на слайде, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.


1.Сладко пахнет резеда.
(Сладко пахнет резедой (безличное)
2.Начинался рассвет.
(Начинало рассветать (безличное)
3.Стукнул мороз. 
(Морозит. Морозно. Мороз (назывные)
4.Я любуюсь одинокой звездой.
( Любуюсь одинокой звездой. (Определённо-личное)

Игра «ПЕРЕФРАЗИРУЙ».

1.Сладко пахнет резеда.
2.Начинался рассвет.
3.Стукнул мороз. 
4.Я любуюсь одинокой звездой.

- Что получили? (синонимичные предложения, т. е одинаковые по смыслу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"

Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся  предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...

Открытый урок по русскому языку "Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения"

Открытый урок по русскому языку для учеников 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: " Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложе...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Назывные предложения"

-Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т.е. сообщать о самом существовании чего-то: предметов, событий, явлений&helli...