Разработка урока. Тема: Деепричастие как особая форма глагола
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Данная методическая разработка ставит своей целью познакомить учащихся с новой для них частью речи.

В ходе урока знакомятся с морфологическими признаками деепричастия, учатся находить деепричастия в тексте.

Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приёмов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_kak_osobaya_forma_glagola.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола.

         Класс:7

 Тип урока: Урок открытия новых знаний

      УМК: учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М.Разумовской.

Цель урока: создавать условия для ознакомления с термином и понятием «деепричастие», формирования умения узнавать деепричастие по его признакам.

Предметные цели: познакомить учащихся с признаками деепричастия, научить находить деепричастия в тексте.

Метапредметные цели:

Личностные – формировать положительное отношение к процессу познания; научить оценивать собственную учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества.

Познавательные – способствовать умению воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать знания; анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные – научить планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения учебным действием.

     Коммуникативные–уметь формулировать  собственное мнение и позицию.

    Форма: урок - исследования

    Образовательная технология: технология деятельностного метода.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал (тексты, таблицы, карточки-подсказки, карта успеха, рефлексия).

Ход урока

1.Мотивация.Организационный этап.

Создание  эмоционального настроения «Давайте, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!» (слайд ). Давайте вспомним  части речи (слайд ). Как вы считаете, для чего мы вспомнили части речи?

2.Актуализация и совершение пробного учебного действия(слайд ) Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» и определите все части речи

Самостоятельно определяют  части речи

3.Выявление места и причины затруднения

Какие        слова        у        вас        вызывают затруднение? Почему?

Высказывают свои предположения. Усевшись,  сутулясь,  пригревшись,  привалясь,

щадя        (не        могут        определить        часть речи, эта часть речи – новое для них)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Чтобы узнать название части речи, вам поможет ребус (слайд ) Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на экран и найдите лишнее слово (слайд ) Объясните свой выбор.

Греться, пробудившись, бояться, играть

Хорошо, весело, бегая, неискренне

Вы нашли деепричастия. По каким признакам вы        опознали деепричастие?

Какие части речи напоминает    вам деепричастие?

Чему мы должны будем научиться сегодня?

Определим задачи урока. (слайд )

Тема урока - деепричастие

В первой строчке все слова отвечают на вопрос что делать?- глаголы,  кроме пробудившись

Во  второй  строчке  все  слова

отвечают на вопрос как?- наречия, но слово бегая образовано от глагола

бегать

Признаки глагола и наречия.

Объединим наши задачи в одну. Что мы должны построить?

Как мы будем находить новые знания? Составим план достижения нашей цели, этапы открытия  нового знания (слайд )

Поставим вопрос к слову (определим слово, к которому относится деепричастие).

Определим значение деепричастия. Узнаем,        как образовано деепричастие,        с помощью какого суффикса.

Найдём признаки глагола.

Высказывают свои предположения. Дать определение деепричастию Образование деепричастий Признаки деепричастия

Находить деепричастия в речи

Правило

Мы должны сформулировать правило.

Высказывают свои предположения. Поставим вопрос к слову (определим слово, к которому         относится деепричастие).

Определим значение деепричастия. Узнаем,        как образовано деепричастие,        с помощью        какого суффикса.

Найдём признаки глагола.

Найдём признаки наречия.

5.Реализация построенного проекта.

Работать будете в группах (парах). Каждой группе своё задание и таблица для заполнения

(заполнить таблицу) (слайды ) (Приложения №1 №2.)

На карточках тексты, где выделены деепричастия

Вашими помощниками         будут карточки-подсказки(Приложение№3.)Удачи вам в «открытии нового знания»! Не забывайте о правилах партнёрства!

Что у вас получилось?

Зафиксируем        ваши        результаты с помощью кластера (слайд )

Сформулируйте определение деепричастия.

Сопоставьте ваши выводы с правилом в учебнике. Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя

«открыли»?

Какие дополнения можно внести? (слайд ) Сформулируйте правило.

Дети работают в группах. По плану достижения цели анализируют, сравнивают, заполняют таблицы.

Проговаривают и аргументируют свои результаты. Заполняют кластер.

Формулируют правило

Сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике.

Вносят дополнения в кластер (слайд)

Оцените свою         работу        в паре        с помощью карты успеха (слайд )

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Физминутка  

Давайте отдохнём. Нам помогут в этом

деепричастия. Повторяйте движения.

По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем    вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!" Молодцы!

Учитель делает обобщение результатов открытия нового знания. Закрепим наши знания (слайд ) Перед нами строчки из стихотворений Сергея Есенина.

Какие слова превратились в картинки? Отгадайте зашифрованные слова.

Укажите признаки деепричастия.

Фронтальная работа.

Высказывают предположения. (спрятались деепричастия)

С помощью кластера

называют признаки деепричастия

7.Самостоятельная        работа         с самопроверкой по эталону.

Молодцы! А теперь задание потруднее. Будем работать

самостоятельно. На карточках текст

(Приложение №4 (слайд ). Выполните задание (выпишите словосочетания на схему, укажите вопрос выделите суффикс деепричастия, укажите вид и    возвратность)

Проверить работу вам поможет кластер. Всё ли у вас получилось?

Оцените свою работу, сравните с эталоном, поставьте оценки(слайд ). Проанализируйте свой результат. Что вызывает затруднение?

Самостоятельно выполняют задание в  тетради. Проверяют

Ставят оценку. Анализируют свой результат.

8. Включение в систему знаний и повторение

Скажите, ребята, где        мы теперь можем употреблять деепричастия?

Скажите,        ребята,        где        мы        теперь можем употреблять деепричастия?

Придумайте и запишите предложения, употребив в них данные деепричастия:

Испугавшись, играя, перелистывая, не замечая, решив, опустивши, не

узнав, жалеючи, недоумевая, негодуя. Сегодня домашнее задание по выбору. Вам предлагается три варианта домашнего задания.

Необходимо выполнить только одно (слайд ). Оцените ваши возможности.

Самостоятельно        работают        по заданию.

Коллективная устная проверка. Записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

учебной деятельности на уроке

Давайте подведём итоги урока (Приложение №5(слайд ). Закончи предложения.

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось … Было сложно …

Я хочу …

Спасибо за урок! Молодцы! (слайд ).

Приложение №1 Тексты

Карточка для 1 группы (пары)

Степан ш..л согнувшись, опустив голову, стараясь н.. (на) кого не смотреть (Горбатов).

Бросив поводдя, опустив голову на грудь, я ехал долго (Лермонтов).

Иван Евдокимыч.. был тронут и, ух..дя, обнял меня (Герцен).

Врем..нами по реке проб..гала от ветра лё..кая зыбь, св..ркая на со..нце (Короленко). Карточка для 2 группы (пары).

Два брата, оставшись (в) двоём, долго с..дели у окна (Писемский).

Слезши с лошадей, дамы зашли к кн..гине (Лермонтов).

Он ш..л к ст..рухе-жене, сидевш..й у окна в сад, положив на колен.. (не)нужные вещи, уставя пустые глаза в одну точку (М. Горький).

Кожух офицеров (не)навидел молча, стиснув зубы, глядя (и..)(под)лобья (Серафимович).

Приложение №2

Значение деепричастия

Слово,

к которому относится

деепричастие

Вопросы, на которые отвечает деепричастие

Примеры

Признаки глагола в деепричастии

Примеры

        Задание 2 группе

От какой части

речи        образовано

Суффиксы

деепричастия

Примеры

        

деепричастие

               

Признаки наречия в деепричастии

Примеры

Приложение №3

Карточки – подсказка

Задай вопрос к деепричастию и глаголу, от которого образовано деепричастие.

1.Вспомни морфологические признаки глагола:

        Постоянные признаки

  • вид (совершенный, несовершенный)
  • возвратность (невозвратный, возвратный)
  • спряжение (1и 2)

Непостоянные признаки

  • наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное)
  • время
  • число
  • лицо
  • род

2.В предложении чаще всего сказуемое.

Анализируй, сравнивай!

Карточка - подсказка

Задай вопрос к деепричастию и наречию. Сравни.

Вспомни морфологические признаки наречия:

неизменяемость

в предложении чаще обстоятельство

Попробуй изменить деепричастие. 4.Анализируй, сравнивай!

Приложение №4

1)Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2)Я не шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам.

3)Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние ноги.        

4) Иногда он вскидывал голову и, навострив уши, оглядывался вокруг, как пограничник в засаде. Через некоторое время он опять засыпал, опуская голову на   передние лапы.        (В.Арсеньев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастие как особая форма глагола

Конспект урока в 6 классе по уч. Разумовской....

Деепричастие как особая форма глагола

В презентации "Деепричастие как особая форма глагола"  дано определение деепричастия, указаны морфологические признаки глагола и наречия.  Также  указаны суффиксы, с помощью которых дее...

Презентация "Деепричастие как особая форма глагола"

Презентация "Деепричастие как особая форма глагола" выполнена учащимися 7 класса. В ней  дано определение деепричастия, указаны признаки глагола и наречия, показано, как с помощью  суффиксов...

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Методическая разработка посвящена вопросам преподавания  одной из наиболее сложных тем раздела «Морфология»: «Причастие  и деепри...

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола.

Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с  глаголами и наречиями, развивать практические навыки учащихся; расширить речевую компетентность учеников....