Конспект урока "Деепричастие кака особая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема:
«Деепричастие как особая форма глагола.
Образование и правописание деепричастий»
Образовательное учреждение:
КГБПОУ «Яровской политехнический техникум»
Курс: 2
СОСТАВИЛА:
Филинкова Ирина Валерьевна,
преподаватель русского языка и литературы
Дата__________Подпись_______
Яровое 2018
Тема: «Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий»
Тип: комбинированный урок
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений и навыков образования деепричастий, знаки препинания при деепричастном обороте.
Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий (признаки глагола и наречия), способы образования деепричастий; правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь: находить деепричастия в тексте, определять вид деепричастия, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; образовывать деепричастия от глаголов; выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Учебная задача: какие признаки имеет и как образуется деепричастие.
Дата проведения: 14.11.2018 год
Ход урока
- Организационный этап
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Откройте свои рабочие тетради по русскому языку, запишите сегодняшнюю дату, классная работа, оставьте строку для темы урока и приготовьтесь к записи пословицы.
- Основной этап
1учебная ситуация – работа с пословицей
Преподаватель: запись пословицы в тетрадь: «Не замочив рук не умоешься». (На доске записано)
- Как вы понимаете эту пословицу?
Студент: (Чтобы получить результат, нужно чем-то пожертвовать.)
- Определим части речи всех слов данного предложения.
Студент: (не – частица, замочив – деепричастие, не – частица, умоешься – глагол)
- Скажите, определение какой части речи у вас вызвало трудность?
Студент: (деепричастие).
- Теперь я думаю. Что вы догадались, какая тема для повторения нас сегодня ждет?! Запись темы в тетрадь.
Студент: (деепричастие как часть речи (или как особая форма глагола)ТЕМА НА ЭКРАНЕ.
- Исходя из темы урока, давайте поставим цель нашего занятия.
Студент: (повторить, обобщить, закрепить знания о деепричастии).
Преподаватель: Хорошо. На примере деепричастия замочив сможем вывести ряд закономерностей, свойственных деепричастиям.
2 учебная ситуация –значение деепричастия
Преподаватель: От какого слова в предложении зависит деепричастие? (глядя на пословицу)
Студент: От глагола-сказуемого.
Преподаватель: Какое действие обозначает глагол? Основное или добавочное?
Студент: Основное действие.
Преподаватель: Какой вопрос задаем к деепричастию?
Студент: Не умоешься (как? каким образом?), не замочив рук.
Преподаватель: Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к деепричастию?
Студент: Что сделав?
Преподаватель: Какое же действие обозначает деепричастие? Основное или добавочное?
Студент: Второстепенное, добавочное, дополнительное.
3 учебная ситуация - морфологические признаки деепричастия
Преподаватель: К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вспомните, вопросы как? каким образом? мы задаем также к какой части речи?
Студент: К наречию.
Преподаватель: Вопрос что сделав? напоминает нам о какой части речи?
Студент: О глаголе.
Преподаватель: так значит, признаки, каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
Студент: В нем совмещаются признаки наречия и глагола.
Преподаватель: Сейчас у вас будет 5 минут, чтобы обозначить у деепричастия признаки глагола и признаки наречия. Будем работать в парах, совещаясь. Откройте учебник на странице 224, просмотрите материал и самостоятельно коротко заполните таблицу, которая у вас на партах.
Давайте проверим. (Таблица на экране).
Студент:
Признаки глагола | Признаки наречия |
|
|
Преподаватель: Теперь мы можем сделать вывод, что же такое деепричастие. Запись определения в тетрадь).
Студент: Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному и совмещающая признаки глагола и наречия. НА ЭКРАНЕ
4 учебная ситуация – образование деепричастий
Преподаватель: Давайте выполним словообразовательный разбор деепричастия замочив. От какого слова образовано деепричастие и при помощи чего? Как называется это способ словообразования?
Студент: От глагола замочить при помощи суффикса -в. (Замочив ← замочить - суффиксальный способ).
Преподаватель: Хорошо. А сейчас заполним таблицу «образование деепричастий», используя материал на странице 225. Работаем в тетрадях 3 минуты. Потом проверим, что у вас получилось (Таблица на экране).
Студент:
Образование деепричастий
Вид деепричастия | От чего образуются | Суффиксы | Примеры |
Несовершенного вида | От глагола настоящего времени | А Я Учи Ючи | Рисуя Смеясь Идучи Глядучи |
Совершенного вида | От неопределенной формы глагола прошедшего времени | В Вши ши | Сделав Рассмеявшись Выросши |
5 учебная ситуация – задание на формообразование
Преподаватель: От глаголов, записанных на карточках, образуйте деепричастия. Определите их вид, выделите формообразующий суффикс. Работайте самостоятельно в тетрадях 5 минут.
Задание№1.
Услышать, глядеть, свалиться, быть, обезуметь.
Давайте проверим.
Студент: Услышать → услышав (сов.вид), глядеть→ глядя (несов.вид), свалиться → свалившись (сов.вид), быть → будучи (несов.вид), обезуметь → обезумев (сов.вид).
6 учебная ситуация – синтаксическая функция деепричастия
Преподаватель: Давайте вернёмся к записанной в начале урока пословице. «Не замочив рук не умоешься». Расставьте недостающие знаки препинания. Где и какой знак вы поставили? Почему?
Студент: «Не замочив рук, не умоешься». Не замочив рук – это деепричастный оборот.
Преподаватель: Хорошо. А что такое деепричастный оборот?
Студент: Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
Преподаватель: Только ли деепричастный оборот выделяется запятыми на письме?
Студент: Нет, одиночное деепричастие также выделяется на письме запятыми.
7 учебная ситуация – обособление деепричастного оборота.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите деепричастный оборот. (на экране).
- Теребят тяжелые шишки, добывая из них семена.
- Подняв голову, освободившись от тяжести, птичка взлетела.
- Клюют, роняя снежную навись.
8 учебная ситуация – закрепление и проверка полученных знаний:
Преподаватель: Для того чтобы проверить и закрепить полученные знания, предлагаю вам выполнить небольшой тест. На листочках подпишите свою фамилию, правильный ответ пометьте. Время выполнения – 4 минуты.
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю своей страны,
- летописи помогут вам в этом.
- читайте мемуары очевидцев исторических событий.
- в музеях хранится множество уникальных документов.
- архивы играют огромную роль.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к написанию сочинения,
- критическая литература современников вам необходима.
- делаются выписки из критики.
- нежелательно пользоваться готовыми образцами.
- непременно прочитайте сначала само произведение.
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Окончив школу,
- нас направили в училище.
- нам выдали аттестат.
- многие поступают в институт.
- учителя советовали мне учиться дальше.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
С головы до ног оглядев меня,
- лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.
- мне показалось странным это молчание.
- она попросила впредь предупреждать о приезде.
- ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
- Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?
1)Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.
2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтверждены сравнительно-историческим анализом.
3)Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.
4)Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.
Преподаватель: А теперь проверим. Обменяйтесь листочком с соседом, возьмите в руки карандаш. Я зачитываю номера правильных ответов по вариантам. Вы проверяете у себя. Вариант №1: 1-2, 2-4, 3-3, 4-3, 5-3. Оцениваем работу: без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, две ошибки – 3,три ошибки – 2. У кого без ошибок? Молодцы! Передайте мне свои листочки с последних парт на первые, для выставления оценок.
- Рефлексия
Преподаватель: Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и отметьте знаком «+» (да) или знаком «–» (нет) на мои вопросы.
Я знаю…
- Что такое деепричастие?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
- Как образуются деепричастия?
- Что такое деепричастный оборот и как он обособляется на письме?
Учитель: поднимите руки, у кого стоят все плюсы. Молодцы! Вспомним, какая цель урока у нас была? Удалось ли нам ее достигнуть? Хорошо!
- Домашнее задание
Преподаватель: Запишите домашнее задание: подготовиться к практической работе по записям в тетради.
Спасибо за урок! Можете быть свободны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие и деепричастие - особые формы глагола
Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....
Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"
Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...
Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"
Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортны...
Конспект урока по теме "Особые формы глагола"
Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии).Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.Метод: исследовательский....
Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...
Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)
Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д. Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...