Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кириленко Светлана Алексеевна

Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с  глаголами и наречиями, развивать практические навыки учащихся; расширить речевую компетентность учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deepr.docx19.37 КБ
Файл Презентация977.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями.

 Задачи урока:

1.Вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;

2.выявить особенности употребления деепричастий в речи;

3.формировать орфографические умения и навыки в написании деепричастий.

 Ход урока:

I. Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока. Слайд 2

III.  Изучение темы:

       1. Слово учителя. 

Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее»-  дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. 

Слайд 3

  1. Орфографическая разминка.

 Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи.

Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие

Слайд 4

  1. Понятие о деепричастии.

 Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное?

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

 Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

Слайд 5

  1. Сравни предложения:

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.

Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.

 Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия. Основное- Добавочное. Основное- Добавочное.

Слайд 6

  1. Образование деепричастий.

 Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:

 -а (-я)             крича , глядя

-в                     выскочив

-вши                                             замахнувшись

-ши                                                     испёкши

IV. Физминутка для глаз.

Слайд 7

  1. Общее значение.

 Глагол                          Основное действие

Деепричастие               Добавочное действие

                                        Относится к тому же слову, что и основное действие

                                        Что делая? Что сделав?

Слайд 8

  1. Грамматические признаки деепричастий

Глагольные:  

     Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)

     Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)

     Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)                            

 Наречные:

      Неизменяемость

      Синтаксическая роль

      Рассказывает улыбаясь ( Как?)   Рассказывает с улыбкой (Как?)

Слайд 9

Выводы:

 -Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

- Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

- В предложении деепричастие является обстоятельством.

Слайд 10

  1. Среди данных слов найдите деепричастия:

Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.

 Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.

Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.

Слайд 11

  1. Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия.

 Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то.

 Я открыл окно и залюбовался видом.

 Выйдя из дома, человек направился к машине.

 Человек, вышедший из дома, направился к машине.

 Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

 Разложив игры, дети сели в кружок.

Слайд 12

  1. Найдите лишнее деепричастие:

 Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.

 Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.

Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.

Слайд 13

Творческая работа.

11.Собери пословицы, укажи в них деепричастия.

 Не зная броду,

Трус хвастает уходя,

 Не замочив руки,

Зная сердце змеи,

Говорить не думая –

Кто не подумав говорит,

Не развязав мешок,

Слова для справок: не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.

V.Закрепление нового материала:

Слайд 14

Можно ли так говорить?

 Идя из школы, пошел дождь.

 Возвращаясь домой, меня застала гроза.

Включив телевизор, он показывал футбольный матч.

Открывая книгу, из неё выпал листок.

Вывод: основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Слайд 15

Рефлексия:

- Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … ---Деепричастие отвечает на вопросы …

- Деепричастие образуется от … с помощью …

-Деепричастие имеет признаки … и признаки …

-Подчеркивается в предложении … --

-Вопрос к деепричастию задается от …

Слайд 16

Использованная литература:

 Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987

Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012

http://school-collection.edu.ru/

 http://elenaranko.ucoz.ru/ 

http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие как часть речи

Слайд 2

Цель урока: Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями. Задачи урока : вырабатывать умение определять деепричастия в тексте и предложении; выявить особенности употребления деепричастий в речи; формировать орфографические умения и навыки в написании.

Слайд 3

Орфографическая разминка Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи. Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие

Слайд 4

Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

Слайд 5

Сравни предложения Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам . Белочка распушила хвост, прыгая по веткам. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия Основное Добавочное Основное Добавочное

Слайд 6

Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крич а , гляд я выскочи в замахну вши сь испёк ши -а (-я) -в -вши -ши

Слайд 7

Общее значение Глагол Деепричастие Основное действие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая? Что сделав?

Слайд 8

Грамматические признаки деепричастий Глагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой Как? Как?

Слайд 9

Выводы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Слайд 10

Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия

Слайд 11

Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то. Я открыл окно и залюбовался видом. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из дома, направился к машине. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом. Разложив игры, дети сели в кружок.

Слайд 12

Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.

Слайд 13

Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду, Трус хвастает уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Не развязав мешок, не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.

Слайд 14

Можно ли так говорить? 1)Идя из школы, пошел дождь. 2)Возвращаясь домой, меня застала гроза. 3)Включив телевизор, он показывал ф футбольный матч. 4)Открывая книгу, из неё выпал листок. Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Слайд 15

Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с помощью … Деепричастие имеет признаки … и признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от …

Слайд 16

Использованная литература Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987 Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012 http://school-collection.edu.ru/ http://elenaranko.ucoz.ru/ http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастие как особая форма глагола

Конспект урока в 6 классе по уч. Разумовской....

Деепричастие как особая форма глагола

В презентации "Деепричастие как особая форма глагола"  дано определение деепричастия, указаны морфологические признаки глагола и наречия.  Также  указаны суффиксы, с помощью которых дее...

Презентация "Деепричастие как особая форма глагола"

Презентация "Деепричастие как особая форма глагола" выполнена учащимися 7 класса. В ней  дано определение деепричастия, указаны признаки глагола и наречия, показано, как с помощью  суффиксов...

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

Методическая разработка посвящена вопросам преподавания  одной из наиболее сложных тем раздела «Морфология»: «Причастие  и деепри...

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Разработка урока. Тема: Деепричастие как особая форма глагола

Данная методическая разработка ставит своей целью познакомить учащихся с новой для них частью речи.В ходе урока знакомятся с морфологическими признаками деепричастия, учатся находить деепричастия в те...