Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями, развивать практические навыки учащихся; расширить речевую компетентность учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deepr.docx | 19.37 КБ |
Презентация | 977.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола.
Цель урока: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями.
Задачи урока:
1.Вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;
2.выявить особенности употребления деепричастий в речи;
3.формировать орфографические умения и навыки в написании деепричастий.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока. Слайд 2
III. Изучение темы:
1. Слово учителя.
Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.
Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее»- дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.
Слайд 3
- Орфографическая разминка.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи.
Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие
Слайд 4
- Понятие о деепричастии.
Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное?
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
Слайд 5
- Сравни предложения:
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.
Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.
Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия. Основное- Добавочное. Основное- Добавочное.
Слайд 6
- Образование деепричастий.
Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:
-а (-я) крича , глядя
-в выскочив
-вши замахнувшись
-ши испёкши
IV. Физминутка для глаз.
Слайд 7
- Общее значение.
Глагол Основное действие
Деепричастие Добавочное действие
Относится к тому же слову, что и основное действие
Что делая? Что сделав?
Слайд 8
- Грамматические признаки деепричастий
Глагольные:
Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)
Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)
Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)
Наречные:
Неизменяемость
Синтаксическая роль
Рассказывает улыбаясь ( Как?) Рассказывает с улыбкой (Как?)
Слайд 9
Выводы:
-Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
- Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- В предложении деепричастие является обстоятельством.
Слайд 10
- Среди данных слов найдите деепричастия:
Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.
Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.
Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.
Слайд 11
- Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия.
Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Выйдя из дома, человек направился к машине.
Человек, вышедший из дома, направился к машине.
Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
Разложив игры, дети сели в кружок.
Слайд 12
- Найдите лишнее деепричастие:
Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.
Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.
Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.
Слайд 13
Творческая работа.
11.Собери пословицы, укажи в них деепричастия.
Не зная броду,
Трус хвастает уходя,
Не замочив руки,
Зная сердце змеи,
Говорить не думая –
Кто не подумав говорит,
Не развязав мешок,
Слова для справок: не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.
V.Закрепление нового материала:
Слайд 14
Можно ли так говорить?
Идя из школы, пошел дождь.
Возвращаясь домой, меня застала гроза.
Включив телевизор, он показывал футбольный матч.
Открывая книгу, из неё выпал листок.
Вывод: основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.
Слайд 15
Рефлексия:
- Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … ---Деепричастие отвечает на вопросы …
- Деепричастие образуется от … с помощью …
-Деепричастие имеет признаки … и признаки …
-Подчеркивается в предложении … --
-Вопрос к деепричастию задается от …
Слайд 16
Использованная литература:
Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987
Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012
http://school-collection.edu.ru/
http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png
Подписи к слайдам:
Цель урока: Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями. Задачи урока : вырабатывать умение определять деепричастия в тексте и предложении; выявить особенности употребления деепричастий в речи; формировать орфографические умения и навыки в написании.
Орфографическая разминка Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи. Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие
Сравните предложения. Назовите основы предложений. В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
Сравни предложения Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам . Белочка распушила хвост, прыгая по веткам. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия Основное Добавочное Основное Добавочное
Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крич а , гляд я выскочи в замахну вши сь испёк ши -а (-я) -в -вши -ши
Общее значение Глагол Деепричастие Основное действие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая? Что сделав?
Грамматические признаки деепричастий Глагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя) Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.) Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой Как? Как?
Выводы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле. Брат склонил голову и писал что-то. Я открыл окно и залюбовался видом. Выйдя из дома, человек направился к машине. Человек, вышедший из дома, направился к машине. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом. Разложив игры, дети сели в кружок.
Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.
Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду, Трус хвастает уходя, Не замочив руки, Зная сердце змеи, Говорить не думая – Не развязав мешок, не умоешься. не узнаешь, что в нем. тот вечно вздор твердит. что стрелять не целясь. не суйся в воду. а смелый – возвращаясь. бог лишил её ног.
Можно ли так говорить? 1)Идя из школы, пошел дождь. 2)Возвращаясь домой, меня застала гроза. 3)Включив телевизор, он показывал ф футбольный матч. 4)Открывая книгу, из неё выпал листок. Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.
Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с помощью … Деепричастие имеет признаки … и признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от …
Использованная литература Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987 Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012 http://school-collection.edu.ru/ http://elenaranko.ucoz.ru/ http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деепричастие как особая форма глагола
Конспект урока в 6 классе по уч. Разумовской....
Деепричастие как особая форма глагола
В презентации "Деепричастие как особая форма глагола" дано определение деепричастия, указаны морфологические признаки глагола и наречия. Также указаны суффиксы, с помощью которых дее...
Презентация "Деепричастие как особая форма глагола"
Презентация "Деепричастие как особая форма глагола" выполнена учащимися 7 класса. В ней дано определение деепричастия, указаны признаки глагола и наречия, показано, как с помощью суффиксов...
Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
Методическая разработка посвящена вопросам преподавания одной из наиболее сложных тем раздела «Морфология»: «Причастие и деепри...
Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...
Конспект урока "Деепричастие кака особая форма глагола"
Конспект урока по русскому языку...
Разработка урока. Тема: Деепричастие как особая форма глагола
Данная методическая разработка ставит своей целью познакомить учащихся с новой для них частью речи.В ходе урока знакомятся с морфологическими признаками деепричастия, учатся находить деепричастия в те...